Тип занятия: комбинированный уок

Форма занятия:урок

Методы обучения:практические – решние задач; словеные–рассказ, беседа.

Цели урока:

- обучающая: расширение заний студентов о ланировании на предприятии, назначение и структура бизнес-плана;

- развивающая: формировани у студентов экоомического мышленя, познавательного интереса в области планирования на предприятии;

- воспитательная: формирование у судентов навыков кономической культуры и самообразования, самоорганизации.

Организацонная часть урок:

-проверка дмашнего задания;

- сдача отчета по рактической работе № 8;

- проведение контрольной работы по темам 4.2 и 4.3.

Объяснение нового мтериала:

Вопрос 1. – Сущность, ринципы и методы планирования на предприятии

Эффективная деятельность предприятий в условиях рынчной экономики в начительной стпени зависит от того, насколько достоверно они предвидят ближнюю и дальнюю перспективы своего развитя.

В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался прогноз раз­вития отдельных отраслей нардного хозяйства. днако этот прогноз не был достточно достоверны. Для повышения достоверно­сти необходимы изучение мирового опыта разработки и использо­вания прогнозов экономической деятельности и его применение с учетом специфики отечественного развтия.

Формирование предприятиями производственных программ осущесвляется на основе прямых договоро между производитля­ми и потребитеями продукции, учитывающих потребности в ней, а также производственные и ресурсные возмжности их удовлетворе­ния. Поэтому эффективная деятельность предприятий в условиях ыночной экономики возможна лишь при условии разработки пла­нов развития, производственных программ и прогнозов социально-экономического развития предприятий.

На уровне предприяий разработка плана осуществляется в рас­чете на собтвенные ресурсы, которые могут быь заработаны тру­довыми коллективаи. На первое место выдвигается динамичное саморегулирование экономических процессов, целенаправленно пддерживаемое соотетствующими актам и стимулируемое с по мощью различных экономических рычагов:

v нлогов и налоговых льгот;

v процентов по вкладам и ссудам;

v валютного урса и др.

Рассотрим в соответствии, с какими принципами осуществляется планирование в организаии в условиях рыночной экономики.

Под принципами планирования понимаются основные теоретическе положения, которыми следует рукоодствоваться в процессе планирования на предприятии.

К осноным принципам плаирования относятся:

· нпрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные среднесрочные и раткосрочные (гоовые) планы. Средесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельсв, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывость планирования на предприятии;

· нучность. Этот принцип означает, чт планирование долно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно провереных методах. Кроме того, этот принци означает, что в ланах должны использоваться самые последние достижния в науке и технике, а также пердовые методы рабты отдельных предриятий, появившиеся в мировом сообществе государств;

· нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производста и на достижение максимальной прибыли;

· принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприяии всегда необходимо выбирать ведщие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться х реализовать в первую очередь. ыбор ведущих звенев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предпритии, и это под силу только настоящм менеджерам;

· принцип взаиной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предпрития с целью обепечения сбалансиованности в работе между ними.

В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии:

§ балансовый метд, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. О применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метод составляются слдующие виды балансов:

· материальные (баланс топлива, электрэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

· трудовые (баланс рабочей силы);

· финансовые (баланс денежных дходов и расходов бухгалтерский бланс, кассовый плн и др.);

§ нормативный метод, сущность его заключается том, что при планировании применяется целая систем норм и норматиов использовани ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы исползования машин и оорудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запсы сырья, материлов и топлива, незавершенного производства).

Этот метод может успешно применяться только, если используется прогрессивная нормативная база, т.е. когда нормы и нормативы перемотрены с учетом планируемых мерориятий о внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации произодства и труда;

§ программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:

· сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ;

· обеспечить сквозное планирование – от идеи до внедрения в производство;

· увязать реализацию научно-технических программ с планом экономического и соиального развити предприятия;

§ метод планирования по технико-эконмическим факторам, применяется в основном при панировании издержек производства реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

Как равило, при планиовании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленны, а весь их комплекс.

Вопрос 2.

Caution: Some letters were intendedly removed from the document because It was created by TRIAL version of Softany CHM to DOC converter. To get rid of this, please purchase the product.

5.15.1.2 Ñòðóêòóðà áèçíåñ-ïëàíà

Вопрос 2 - Структура бизнес-плана

Бизнес-планы разрабатываются дя экономического обоснования выпуска новой продкции, внедрения новой техники и других нововведений. И если бизнес-планы одобрены и приняты к рализации, то в этом случае это должно быть отражено в плане экономического и социального развития прдприятия.

Бизнес-план – эо документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого ероприятия, анализирующий проблемы, с которыми мжет столкнуться фрма, и способы их решения.

Бизне-план позволяет: всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие; разработаь стратегию и тактку поведения для достижения цели; определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

Бизнес-план – эт не только внутрфирменный документ, но и внешний. Он может сыграть важную роль для получения кредита и иностранных инвестиций. Получиь иностранные инестиции без наличия бизнес-плана практически невозможно.

Бизнес-план начинатся с конца, т.е с резюме, которое открывает бизнес-план, но сотавляется в самом конце работы над ним. Объем резюм не должен превышать 3—4 машинописных страниц, а само изложение долно быть простым, аконичным и достуным для любого инестора. Максимальное внимание должно быть уделено разъяснению назначения товара, источиков финансироваия, чем будущий товар будет отличаься от продукции онкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его. Последняя страница резюме должна быть повящена финансовым результатам, ожидаемым от проекта. После этого излагаются основные разделы бизнес-плана. Перечислим осовные из них:

в первом разделе, ак правило, описываются товар или услуга, ради проиводства которых задумывался весь проект;

во втором – оценивается ынок сбыта товаров;

в третьем – аналиируется информаци о своих возможных конкурентах: их товар, качество продукции, примерные цены и условия продажи.

в четвертом – рассматривается лан маркетинга. тот план, кстати, представляет собой самостоятельный, чрезвычайно ваный документ для нутрифирменного пльзования. К основным элементам пана маркетинга относятся: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, меоды стимулировани продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров, формирование ощественного мнения о фирме и товарх;

в пятом – рассматривается план производства. Главная задача здесь – доказат, что фирма в сосоянии производит нужное количество товаров требуемого качества;

в шестом – рассматривается организация: надо указать, с кем будет организовано дело и как планируется наладить работу персонала;

в седьмом – рассматриваются правовые аспекты фирмы, в частности организационно-правовые формы хозяйствованя;

в восьмом – освещаются оценка прогнозирование и управление разого рода рисками, т.е. что нужно сделать, чтобы эта риски свести к минимуму;

в девятом – рассматривается финансовый план, который как бы обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостом выражении (пргноз объемов реалзации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и зарат, баланс ктивов и пассивов предприятия, график достижения беубыточности);

в десятом разделе, который называют «стратегия финансирования», определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.

Финансовый план является, по сути, заключитльным разделом плана экономического и социального развития предприятия, так как в нем отражаются конечые финансовые результаты хозяйствнной деятельности предприятия.

Финансовый план состоит из двух разделов: I Доходы и поступления средств; II. Расходы и отчиления средств.

Раздел I содержит такие показатели:

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыь от прочей реализации (основных средств, других активов).

3. Планируемые внееализационные дооды, в том числе:

· доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятй;

· доходы, полученные п ценным бумагам;

· доходы от хранения дененых средств на дпозитных счетах банках и других инансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизацинные отчисления на полное восстановление основных фндов и по нематериальным активам.

5. Поступление средств от других предприятий, в то числе:

· в порядке долевого участия в строитеьстве;

· по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

. Поступления из внебюджетных фондов.

7. Прочие доходы.

Раздел II сдержит показатели:

1. Налоги, уплачиваемые из прибыи (по видам налогв).

2. Распределение чистой прибыли, том числе: на накопление (по направлениям использования); на потреление (по направлниям использовани).

3. Долосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе: за счет амортизационных отчислений; за счет дугих источников фнансирования (по видам источников).

4. Прочие расходы.

В финансовом плае акционерного ощества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчислния прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям и облигациям.

На многих отечественных предприятях параллельно рарабатывают как план экономического и социального развития, так и бизес-планы.

ема 5.2. “Финансы предприятия»

Домашее задание

Caution: Some letters were intendedly removed from the document because It was created by TRIAL version of Softany CHM to DOC converter. To get rid of this, please purchase the product.

5.15.2 Òåìà 5.2 Ôèíàíñû ïðåäïðèÿòèÿ

5.15.2.1 Ñóùíîñòü è ôóíêöèè ôèíàíñîâ

Наши рекомендации