Информационные потоки в логистической системе
В основе процесса управления материальным потоком лежит обработка информации, циркулирующей в логистических информационных системах. Поэтому ключевым понятием логистики является информационный поток.
Информационный поток(ИП) в логистике — это совокупность циркулирующих в логистической системе или между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления логистическими операциями. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.
В логистике выделяют виды ИП в зависимости:
■ от вида связываемых потоком систем — горизонтальный и вертикальный;
■ от места прохождения — внешний и внутренний;
■ от направления по отношению к логистической системе — входной и выходной.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен в одну сторону с материальным или в противоположную:
■ опережающий ИП во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
■ опережающий ИП в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
■ одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о его количественных и качественных параметрах;
■ вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Информационный поток характеризуется:
■ источником возникновения;
■ направлением движения;
■ скоростью передачи и приема;
■ интенсивностью.
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
■ изменяя направление потока;
■ ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
■ ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации.
Информация является не только элементом системы, но и сама является системой, состоящей из подсистем (элементов). Наиболее часто информационные системы включают в себя две основные подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач для осуществления определенных целей фирмы. Обеспечивающая: техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации; информационное обеспечение в виде справочников, классификаторов, средств формализованного описания данных; математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач.
Логистические информационные системы(ЛИС) подразделяются на три группы:
1) плановые;
2) диспозитивные;
3) исполнительные.
Плановые ЛИС создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера.
Диспозитивные ЛИС создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем.
Исполнительные ЛИС создаются на уровне административного или оперативного управления. Этими системами могут решаться различные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.д.
Разработка ЛИС должна начинаться с выяснения информационных потребностей и анализа затрат и результатов. Существуют различные уровни информационных потребностей, которые в определенном смысле отражают иерархию принятия решения.
ПРИМЕР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ
Сущность логистического подхода к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место. Сложность здесь заключается в том, что в рамках единой системы необходимо объединить различных собственников, т.е. субъектов с разными экономическими интересами.
В качестве примера логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере обращения рассмотрим процесс доведения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов розничной торговой сети.
На рисунке 2.5 изображены три категории участников этого процесса: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов.
Рис.2.5. Принципиальная схема движения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов
Логистическая оптимизация материального потока позволяет снизить совокупные затраты на товародвижение. Результат достигается за счет осуществления различных мероприятий. Остановимся на одном из них. Рассмотрим, что необходимо сделать для снижения затрат на логистику за счет оптимизации упаковки товара.
Традиционно при производстве сахарный песок затаривается в мешки емкостью 50 кг. Логистически неоптимизированный материальный поток будет представлять собой движение сахарного песка в мешках на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов.
Логистическая оптимизация процесса доведения сахарного песка до розничной торговой сети предполагает наличие тесных партнерских отношений между всеми участниками логистического процесса, работу на общий результат.
Фасовку сахарного песка в нашем примере можно осуществлять в четырех местах:
■ за прилавком магазина на рабочем месте продавца во время обслуживания очередного покупателя;
■ в магазине — в помещении для подготовки товара к продаже на рабочем месте фасовщика, специально занятого расфасовкой сахарного песка;
■ на оптовой базе — в цехе фасовки или на фасовочном оборудовании;
■ на заводе-изготовителе.
Наименее производительной, а значит, наиболее дорогой будет организация фасовочных работ в магазине, особенно на рабочем месте продавца. Значительный эффект можно получить, организовав фасовку сахарного песка на оптовой базе и снабжая магазины фасованным продуктом. Однако и здесь, за исключением ограниченного числа складов, нельзя использовать мощную фасовочную технику. Максимальный экономический эффект можно получить, лишь установив высокопроизводительное фасовочное оборудование на заводе-изготовителе.
Названные выше участники организационно не связаны; если розничная торговля выигрывает при торговле фасованным сахарным песком, то для завода-изготовителя организация фасовки — это лишние затраты, связанные с закупкой, установкой и эксплуатацией оборудования.
Поэтому, чтобы сахарный песок не проходил всю логистическую цепь в мешках, а расфасовывался на более ранних этапах товародвижения, необходимо отрегулировать механизм экономических взаимоотношений участников.
В результате завоза в магазины нерасфасованного сахарного песка совокупность участников процесса товародвижения упускает часть возможной прибыли. Этого не произойдет, если участники товародвижения смогут объединиться и совместно решить следующие задачи:
■ определить размер дополнительной прибыли, получаемой за счет организации фасовочных работ на заводе, а также договориться о порядке ее распределения между участниками (экономическая задача);
■ выбрать технические средства для обеспечения процесса доведения фасованного сахарного песка до магазинов. Сюда входят: тара-оборудование, которое будет заполняться единицами расфасовки на заводе, а затем через склады оптовой базы доставляться в магазины; специальные виды транспортных средств для эффективной транспортировки; средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. (техническая задача);
■ договориться о едином, взаимоувязанном технологическом процессе обработки материального потока, начиная от фасовки на заводе и кончая торговым залом магазина (технологическая задача);
■ решить оптимизационные задачи. Например, оптимизировать запасы на всех участках движения сахарного песка или рассчитать оптимальные размеры поставляемых партий.
В результате решения вышеперечисленных задач может быть создана интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш вследствие качественного изменения управления материальным потоком.
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
Движение материальных и связанных с ними информационных потоков осуществляется в границах логистических систем разного уровня: микро- и макросистем. В отличие от других систем логистические системы обладают специфическими свойствами, определяющим среди них является наличие потоковых процессов. Если в системе происходит движение материальных потоков, то ее можно рассматривать как логистическую.