Премиальная система компании

Премиальная система компании стимулирует вклад сотрудника в коллективные результаты и достижения, в выполнение миссии компании и ее целей. Основные требования к показателям системы премирования: все критерии премирования должны быть, во-первых, просты и понятны работникам и, во-вторых, экономически обоснованы.

Элементы системы премирования: категории премирования, показатели премирования (табл. 15.), условия (табл. 16.) и источники премирования.

Категории премирования – группы персонала, которые предполагается премировать с различным диапазоном стимуляции (классификация по убыванию диапазона премирования): руководители ключевых подразделений, от которых зависит основной бизнес-результат; сотрудники-профессионалы, создающие основной бизнес-результат; сотрудники, помогающие создавать основной бизнес-результат; сотрудники, не влияющие на бизнес-процессы компании (или влияющие оперативно): курьеры, водители, уборщицы и т.п..

Кроме того, в практике выделяются группы сотрудников, имеющих одинаковые схемы выплат премий:

1) менеджеры: топ-менеджеры и линейные менеджеры;

2) группа sales-сотрудников, которые ищут клиентов и взаимодействуют с уже имеющимися;

3) группа сотрудников front-line, которые общаются с клиентами непосредственно: курьеры, оформители заказов по телефону, агенты компании, таможенные деклараторы и пр.

4) группа сотрудников back-line или support либо работники офиса: бухгалтеры, сотрудники отдела персонала, секретари, администраторы, водители.

Таблица 15.

Показатели премирования

Объект премирования Показатели премирования
Увеличение объема выпускаемой продукции, увеличение объема предоставляемых услуг 1. Выполнение (перевыполнение) плана по объему выпуска 2. Выполнение плана по роту производительности труда 3. Выполнение (перевыполнение) промежуточных показателей работ, связанных с конечными показателями 4. Рост товарооборота
Экономия сырья, материалов и др. ресурсов по сравнению с нормативами 1. Снижение себестоимости продукта за счет экономии ресурса 2. Сокращение расходов на единицу конечной продукции 3. Выполнение плана по снижению издержек производства 4. Сокращение рабочего времени на операцию, вид работ
Рост финансовой успешности, прибыльности компании 1. Прибыльность 2. 2. Рентабельность 3. Окупаемость при инвестициях 4. Удержание на определенном уровне зарплат 5. Снижение зарплатоемкости конечной продукции
Повышение качества продукции, качества услуг 1. Рост доли продукции высшего качества 2. Рост удовлетворенности клиентов 3. Увеличение показателя сервиса обслуживания клиентов 4. Сокращение сроков обслуживания 5. Внедрение в производство новой продукции, предоставление новых услуг
Снижение брака продукции и рекламация услуг 1. Рост объема доброкачественной продукции 2. Отсутствие штрафных санкций 3. Отсутствие рекламаций на продукцию, услуги 4. Выполнение требований системы бездефектного труда


Таблица 16.

Условия премирования

Показатель Условия
Количество изготовленной продукции Отсутствие случаев несвоевременной доставки продукции
Качество продукции Отсутствие возврата из-за несоблюдения требований к качеству продукции (услуг)
Сокращение срока ремонта Отсутствие замечаний по качеству и срокам ремонта
Выработка на одного работника в месяц Обеспечение неснижаемого запаса товаров по количеству и ассортименту

В зависимости от данных условий разрабатывается шкала премирования, которая устанавливает, кому, при каких условиях и в каком размере начисляются премиальные выплаты, для этого составляются таблицы премирования.

Чем ближе сотрудник к основному продукту деятельности компании, тем больше должен быть диапазон премирования: например, у секретаря диапазон премирования может быть от 90 до 110%, у руководителя от 50 до 150%.

У системы премирования существует свой порог чувствительности. На Западе хорошей премией считается 5% от оклада, в России – 20-30% . Премия ниже этого показателя часто сотрудникам воспринимается как обидная «подачка».

Источниками премирования являются фонд оплаты труда, получение дополнительной чистой прибыли, экономия оборотных средств, сырья, материалов, топлива.

Наши рекомендации