Развитие навыков эффективного
Управления временем
Жесткое давление времени постоянно испытывает на себе большинство современных руководителей.
Современный руководитель должен обладать навыками управления временем, потому что:
- задачи, которые он решает в процессе производственной деятельности, сложны, многообразны и многочисленны, а рабочее время ограничено;
- цикл работы руководителя не имеет четкого завершения, ему приходится отслеживать ситуацию, принимать решения практически постоянно, в этих условиях очень трудно сохранять необходимую креативность и качество принимаемых решений;
- внешняя среда предприятия непредсказуема и стремительно изменяется;
- техника и технологии сложны;
- весьма важные решения приходится принимать в неотложном, срочном порядке, при этом они должны оставаться достаточно качественными;
Современные работники, как правило, обладают высоким уровнем подготовки и профессионализма, имеют собственные представления о том, как должно быть использовано рабочее время, это предполагает, что руководитель должен владеть навыками анализа и оптимизации использования рабочего времени своих работников, соответствующие их уровню компетенции.
Время становится одним из элементов конкуренции, от того, насколько грамотно используется рабочее время, зависит конкурентоспособность предприятия, его способность сохранять необходимое качество работы.
Характер необходимых навыков управления временем различен на разных уровнях управления.
На низовом уровне управления эти навыки проявляются в умении анализировать эффективность использования рабочего времени, умении грамотно распределять работу в соответствии с приоритетностью задач, помогать работникам в оптимизации использования рабочего времени при повышении качества работы и применении планирования.
На уровне руководителей среднего звена – в творческой реализации стратегии компании, в организации времени, направленном на постоянные улучшения работы, повышение ее качества, в умении делегировать полномочия, повышении уровня компетентности в этой области сотрудников, умении достичь поставленных целей.
На уровне топ-менеджмента – в умении креативно формулировать стратегию и приоритетные цели компании, создавать на предприятии стандарты качества и культуру использования рабочего времени, вдохновляющие работников на наиболее эффективное использование времени, повышение собственной компетентности, создании новых возможностей для повышения эффективности работников при повышении качества и умении креативно управлять изменениями.
Для того, чтобы оценить степень развития навыков управления временем можно использовать приведенный ниже опросник.
Тест «Наличие навыков управления временем»
Подсчитайте количество вопросов, на которые Вы смогли ответить, указав конкретные цифры и сроки
1. Ведете ли вы журнал учета рабочего и личного времени?
2. Что на Вашей работе занимает наибольшее количество времени (укажите конкретное время), что чуть меньше, и третье по «времязатратности»?
3. Какова основная цель Вашей работы?
4. Какое время рабочего дня Вы определили для достижения этой цели?
5. Записываете ли Вы планы на год, месяц, неделю, день?
6. Какая самая главная цель в Вашей жизни?
7. Когда, в какие дни и в какое время Вы выделили время на ее достижение?
8. Если у Вас есть дети, то какой день Вы назначили для общения с ними (или с другими членами семьи, если детей у Вас нет)?
9. Есть ли у Вас личное время, посвященное именно себе любимому, когда оно выделено?
Интерпретация результатов
Результат 8-9. На все поставленные вопросы дан положительный и конкретный ответ. Навык управления временем можно оценить как весьма высокий.
Результат 6-7. На данный момент способности по управлению временем можно назвать средними, необходимо совершать специальные действия по улучшению этого навыка.
Результат ниже 6. Способности по управлению временем весьма низкие, необходимо проведение комплекса мероприятий по повышению компетентности в этой области. При этом необходимо учитывать, что излишняя настойчивость или слишком высокий темп изменений могут вызвать реакцию отторжения и стрессировать человека. Поэтому проводиться эти мероприятия должны по одному и с анализом результатов и фиксацией положительных моментов.