Тема 4. производственная программа и обеспечение ее выполнения

4.1. Производственная программа как часть планов организации

Эффективная деятельность предприятия зависит от качества разработки планов развития операционных и стратегических, центральным разделом которых является производственная программа, включающая два направления: выпуск существующих продуктов и новых для предприятия.

В производственной программе определяется объем изготовления продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.

Производственная программа включает следующие основные разделы:

· план по производству продукции организации;

· план выпуска продукции на экспорт;

· планпо повышению качества продукции;

· план реализации продукции.

При формировании производственной программы, относящейся к периоду в один год (операционное планирование) необходимо ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия по производству продукции, т.е. на его производственную мощность. При разработке стратегических планов, связанных, в том числе, с разработкой и подготовкой к производству новой, как для предприятия (а может быть, и для рынка) продукцией, следует уделить большое внимание тенденциям (трендам), складывающимся на рынке, как в отношении спроса на продукт, так и с точки зрения тенденций в развитии техники, технологий, предложения ресурсов. Тенденция (тренд)– это направление, в котором происходит устойчивое развитие явления.

Производственная программа основана на плане производства промышленной продукции в натуральном выражении. Показателями производственной программы являются темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатель качества продукции.

Большое значение при разработке производственной программы имеет совершенствование структуры выпускаемой продукции на основе учета следующих условий: анализа покупательского спроса на конкретные виды товаров, рационального сочетания цен и объемов реализации, учета ограничений, связанных с существующими производственными мощностями и оборотными ресурсами.При ресурсном обеспечении производственной программы необходимо учитывать производственную мощность, которая характеризует способность предприятия обеспечить максимально возможный выпуск продукции за определенный период при полном использовании оборудования и производственных площадей на данном предприятии. Производственная мощность оценивается в натуральных и условных показателях и в стоимостном измерении.

Для исчисления показателей плана применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. План развития предприятия включает в себя несколько разделов, количество и содержание которых зависит от специфики фирмы.

Степень использования производственных мощностей характеризуется, например, следующими коэффициентами:

· уровень использования производственных площадей предприятия: выпуск продукции в руб. на 1м2 производственной площади;

· уровень специализации предприятия.

В ходе анализа изучается динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины изменений: например, ввод в действие новых и реконструкция старых предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей.

Предприятие как система

Производственная программа выполняется на предприятии, благодаря его системным свойствам. Предприятие, как система, как правило, является открытой, замкнутой, сложной (нелинейной), большой (или малой), динамичной системой и имеет ряд свойств. Система–это множество элементов (подсистем), находящихся в отношениях и связях друг с другом более тесных, чем с элементами других систем, и образующих определенную целостность (единство).

К наиболее существенным свойствам предприятий из них относятся:

Связанные с целями и функциями предприятия:

1. Целенаправленность, которая характеризуется наличием у руководства предприятия цели (целей) и приоритетом целей системы перед целями её элементов. Наличие цели (программы) функционирования и критериев (показателей) ее достижения для каждого подразделения системы, подчиненных общесистемной цели и критерию, позволяет оценивать эффективность работы каждой подсистемы и ее элементов.

2. Альтернативность путей развития, которая связана с ограниченностью ресурсов и заключается в необходимость выбора ЛПР одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей функционирования или развития.

3. Уникальность и неполная предсказуемость поведения в конкретных условиях (из-за наличия в составе активного элемента: человека).

Связанные со структурой:

1. Делимость (возможность декомпозиции), проявляющаяся в том, что предприятие может подразделяться его менеджментом на подсистемы и элементы, находящиеся в определенных отношениях. Возможны различные варианты разделения на подсистемы в зависимости от этапа существования и задач развития организации. Это свойство используется с целью адаптации ОС (как отдельных частей, так и предприятия в целом) к быстро меняющимся условиям внешней среды ради как средства повышения конкурентоспособности. При этом из-за разнообразия, вероятностного характера и невозможности учета всех факторов внутренней и внешней среды не существует единственного наиболее эффективного варианта такого деления.

2. Иерархическое построение – каждый компонент системы «предприятие» может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (холдинга, отрасли и т.п.). Иерархия обеспечивает повышенную устойчивость предприятия к внешним воздействиям, способствует локализации конфликтов, возникающих между отдельными подразделениями (элементами), и согласует отдельные цели элементов и подсистем с общими целями всей системы путем делегирования полномочий.

3. Динамизм (изменчивость, параметров) системы «предприятие», позволяющий изменять структуру и формировать новые варианты поведения, обеспечивать возможность ее оперативной перестройки при возникновении организационно-технических изменений в производстве, изменении рыночных условия, законодательства и других условий внутренней и внешней среды.

Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой:

1. Обособленность - свойство, определяющее наличие границ с окружающей средой. Степень этого свойства зависит от организационной структуры, формы собственности, формы кооперации с другими предприятиями и множества других обстоятельств.

2. Коммуникативность – существование сложной иерархической системы коммуникаций со средой в виде иерархии.

3. Адаптивность– стремление к состоянию устойчивого равновесия (гомеостаза), которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды («неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).

4. Устойчивость и надёжность– способность системы сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.

5. Наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами в каждый данный момент времени;

6. Кибернетический характер, важнейший ресурс в деятельности любой организации – информация и процессы накопления, хранения и использования производственно-технической и управленческой информации.

Производственная структура предприятия как совокупность подразделений (производства, цехи, участки, хозяйства, службы, центры ответственности и т.п.), формируется с учетом перечисленных свойств на базе определенных принципов построения, взаимосвязи и размещения подсистем, обусловленных также характером производственных процессов и производимого продукта (товаров, работ, услуг). Понятно, что производственная структура больницы будет отличаться от производственной структуры завода по производству, скажем, велосипедов. Эти принципы:

1. Разделение труда между отдельными подразделениями, проявляющееся во внутрифирменной специализации и кооперировании производства, является важнейшим принципом формирования производственной структуры предприятия. В соответствии с этим принципом, а также в зависимости от масштабности предприятия и сложности процесса изготовления выпускаемой продукции (работ, услуг) каждое промышленное предприятие расчленяется как на крупные подразделения (первый уровень): центры ответственности, цехи, производства, хозяйства, так и на более мелкие подразделения (второй уровень): участки, отделения, рабочие места. Каждый уровень также может быть представлен подуровнями.

2. Необходимого и достаточного разнообразия. Важным условием эффективного функционирования производственной системы является соблюдение закона Эшби в отношении системы управления предприятия, в соответствие с которым сложность управляющей системы должна быть не меньше сложности управляемого объекта, что учитывается при определении функций и построении аппарата управления (распределения ответственности).

3. Внешнего дополнения. Принцип требует рассматривать предприятие с учетом его взаимодействия с внешней средой и/или с системой более высокого уровня, в которую предприятие входит как подсистема. С точки зрения управления любая производственная система имеет несколько уровней. Например, высший уровень – это объединение, предприятие; средний – производство, цех, служба, управление, отдел; низший уровень – участок, бригада, рабочее место.

4. Наделения ресурсами. Ни одно производственное задание не может быть выполнено без использования ресурсов. И ни одно предприятие не может работать без использования ограниченных ресурсов. Независимо от уровня иерархии, в состав производственной системы предприятия традиционно включаются следующие ресурсы, классифицируемы в соответствии с действующим законодательством и применяемой системой бухгалтерского учета и отчетности:

· материальные (технические): производственное основное и вспомогательное оборудование, сооружения, технологическая оснастка, основные и вспомогательные материалы, природные ресурсы, энергия, топливо и т.д. (их объемы, состояние, структура и динамика);

· технологические: технологические процессы, научно-технический уровень производства (ноу-хау);

· людские (кадровые):работники, обладающие определенными профессиональными и квалификационными характеристиками;

· пространственные (физические условия): характер производственных помещений, территория предприятия, коммуникации (связь, дороги и подъездные пути, транспортные средства;

· финансовые: размер и структура активов, ликвидность, наличие кредитных линий и т.д.;

· информационные: объемы, структура и направление внутренних и внешних информационных потоков.

Из материала настоящего и предыдущих разделов ясно следует, что предприятие и все процессы его деятельности представляют собой сложную единую систему, состоящую из сети подчиненных подсистем (элементов), обладающей определенными свойствами и структурой (строением), в том числе, производственной структурой.

В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия. Сказанное относится и к производственной подсистеме. Для осуществления преобразований в сфере производства производственный менеджмент компании должен иметь (создать) концептуальную модель организации производства на предприятии. Примерная структура такой модели [2]:

1. Блок 1. Цели и критерии эффективности организации (реорганизации) производственной системы.

2. Блок 2. Общая характеристика системы организации производства на предприятии, состав входящих в нее подсистем.

3. Блок 3. Перечень задач организации производства, реализуемых в каждой подсистеме с указанием должностных обязанностей и количеством основных исполнителей.

4. Блок 4. Характеристика функций руководителей линейных и иных подразделений, связанных с производственным процессом.

5. Блок 5. Схема документооборота (информационных потоков) в системе организации производства

Раскроем содержание некоторых из этих блоков.

Общая характеристика целей и критериев дана выше (см. раздел4). В каждом отдельном случае они окрашиваются особенностями производимого продукта, используемых технологий, особенностями внешней среды и другими обстоятельствами, влияющими на направление и темпы развития организаций.

Система организации производства — это совокупность подходов, методов, правил, закрепленных в стандартах предприятия, осуществление которых обеспечивает рациональное функционирование и взаимодействие элементов производственной системы (подсистем) в процессе производства продукции. Перечень и задачи (функции) таких подсистем, сгруппированных по элементам производственного процесса, приведены в таблице4.1.

Таблица 4.1.- Перечень и задачи подсистем предприятия, участвующих в реорганизации производственной системы

Назначение подсистемы Функции, реализуемые в подсистеме
А. Обеспечивающиепротекание производственного процесса
Организация труда Повышение квалификации и компетенций; рационализация и научная организация труда; организация и обслуживание рабочих мест; нормирование труда и организация оплаты и стимулирования труда
Организация функционирования орудий труда Создание оптимального парка (объемов и состава) оборудования, его систематическое обновление, повышение использования (загрузки); совершенствование методов обслуживания и восстановления оборудования
3. Организация движения предметов труда Обеспечение бесперебойного поступления предметов труда в производство; управление запасами движением полуфабрикатов
4. Организация выпуска продукции Обеспечение по периодам требуемых объемов выпуска с заданным уровнем качества
  Организация информационных потоков Формирование информационной модели предприятия для обеспечения производственного процесса всеми необходимыми данными;
В Обеспечивающие условия для протекания производственного процесса
Организация подготовки производства Выбор и реализация методов и форм осуществления производственных процессов, обеспечение взаимодействия основных, вспомогательных и обслуживающих процессов
2. Организация материально-технического обеспечения процессов производства Получение и доставка производственных ресурсов точно в срок; организация работы по подготовке материалов к потреблению;
Организация работ по обеспечению качества Реализация системы бездефектного труда, внедрение прогрессивных систем и методов контроля, повышение квалификации контролеров
Организация работы по освоению новой продукции, Организация и подготовка изменений Техническое перевооружение производства на основе инвестиционной стратегии организации, подготовка предложений и реализация структурных преобразований
Продолжение таблицы 4.1
Организация производственной инфраструктуры Определяет состав подразделений, характер их специализации и устанавливает производственные связи между ними
Нормативно-правовое обеспечение деятельности Соблюдение норм, постановлений, правил и законов, касающихся как самого производства, так и персонала
     
С Организация коммуникативных процессов для интеграции всех групп процессов в производственную систему
Оперативное планирование производства Рационально сочетает различные процессы во времени путем разработки календарных планов производства, диспетчеризации и регулирования хода производственного процесса, обеспечивая нормальные заделы
Организация производственного и управленческого учета Оценка и сопоставление затраченных за период ресурсов с нормами, планами, выявление резервов повышения использования ресурсов в производственном процессе, раздельный учет затрат по объектам калькулирования и формирование данных о себестоимости продукции (работ, услуг)
Организация внутрипроизводственных экономических отношений Создание центров финансовой ответственности (центров прибыли, Центров затрат, центров доходов) с учетом различных форм собственности, решение вопросов трансфертного ценообразования
Организация социальных аспектов деятельности Использование творческого потенциала и организационных умений работников на основе мер по обогащению труда, изменения режимов работы и др.

Разнообразный и обширный комплекс людей, материалов, оборудования, финансов и других ресурсов может существовать как эффективная жизнеспособная система только в результате постоянных усилий по сохранению и развитию предприятия (организации). Трудность состоит в том, что организационный процесс не является вещественным, хотя может опираться и на вещественные компоненты. Результатом организационного процесса является сама организация как явление, обладающая определенной структурой. Задачи развития организации возникают, как результат осознанной необходимости реагировать на воздействия внешней среды: потребителей с их постоянно изменяющимися потребностями; конкурентов с их новыми продуктами; поставщиков с их более совершенным оборудованием; общеэкономических, политических и правовых аспектов жизни общества. Возникают они и при принятии решения собственниками о создании нового предприятия или реорганизации существующего.

Наши рекомендации