Понятие и предметная область производственного менеджмента
Термин «менеджмент» имеет несколько значений, которые тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия, т.е. дают системный взгляд на явление менеджмента. Менеджмент: это умственный труд, вид трудовой деятельности; орган управления; категория людей, профессионально занимающихся управлением; область науки, изучающая проблемы, возникающие, когда одни люди управляют работой других людей; в определенной мере, искусство;а такжеучебная дисциплина.
Управление организациями [1, 2] один из самых древних видов деятельности, поскольку необходимость выполнять работы не в одиночку, а коллективно, возникла очень давно. Со временем такого рода умения накапливались, образуя область специфических знаний. Примерно сто лет назад появились необходимость и возможность эти знания систематизировать. Так родилась наука под названием «Менеджмент» или, по-русски, «Управление организациями». Поэтому с научной точки зрения, менеджмент – область систематизированных знаний об управлении организациями элементами, из которых состоят организации, т.е. организационными системами (ОС).
Эти элементы несут разную функциональную нагрузку.Предметы (вещи) определяют вид организационной системы(ОС), например, если предметами ОС являются оборудование и сооружения для передачи сообщений в виде электрических сигналов, то такая ОС называется организацией электросвязи. А если взять промышленное предприятие с механизированными процессами производства, где с помощью станков производятся вещи, то такая ОС называется заводом (фабрикой), например, металлургический завод, завод шампанских вин и т.п.
Процессы связаны с характером производимого продукта (товаров, работ, услуг) и используемыми технологиями, к ним относятся виды деятельности, в результате которых ресурсы, поступающие на входы производственных подразделений ОС, преобразуются в конечные результаты деятельности, которые должны обладать потребительной ценностью, чтобы быть проданными на рынке с целью получения дохода, а потом – и прибыли. Эффективность же функционирования ОС (как отношение измеряемых результатов деятельности к объему затраченных ресурсов) зависит от людей (персонала организации).
Менеджмент имеет определенный инструментарий, или механизмы, которые позволяют решать конкретные проблемы взаимодействия всех участников при выполнении технологических, организационных, социально-экономических и иных задач, возникающих в процессе существования и развития организации. Свойства и особенности таких механизмов объективно обусловлены характером деятельности организации, этапом ее жизненного цикла, а также – ее рынками (местом, временем, существующими и потенциальными потребителями, характером конкуренции и др.), хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор. При этом считается, что базовые блоки механизмов – это внутрифирменное управление (администрирование), управление производством (производственный менеджмент) и управление трудовыми ресурсами (персоналом).
Производственный менеджмент является сферой деятельности специалистов предприятий, которая относится к созданию товаров и услуг путем планирования, организации, контроля и анализа процессов преобразования необходимых ресурсов всех видов (входов в процесс) в полезные для потребителей готовые товары, работы и услуги (выходы).
Деятельность по созданию потребительских благ с преобладающим вещественным компонентом (например, телевизоров или автомобилей) называется производственной деятельностью. Именно для управления такой деятельностью используется термин «производственный менеджмент».
В других организациях, таких, например, как организации связи, которые предоставляют услуги, но не создают физические товары (с преобладанием вещественного компонента), производственные функции связаны с поддержанием оборудования и сетей связи в рабочем состоянии в любой момент времени с целью обеспечения присоединения пользователя к сети и передачи (получения) сообщений в любой момент времени. Это может быть деятельность, которая осуществляется также в банке, офисе авиалинии или университете. Такая производственная деятельность (связанная с понятием «обслуживание») часто называется операционной, поэтому при управлении ею говорят об операционном менеджменте [3, 4]. Вместе с тем, такое деление является весьма условным и связано, скорее, с трудностями перевода, чем со смысловыми различиями понятий.
Объединяющим началом производства любого продукта или услуги является применение соответствующей технологии. Как при установлении междугородного соединения между двумя абонентами, так и при производстве автомобиля реализуется некая заранее известная очередность операций преобразования исходного сигнала или обработки исходных ресурсов, т.е. производственный (технологический) процесс, который имеет индивидуальные особенности, обусловленные характером продукции, и требует разных видов и объемов ресурсов.
Для успешной конкуренции на внутреннем и мировом рынках производители должны иметь передовые технологии, соответствующие организационные механизмы и системы,с помощью которых разрешаются многочисленные проблемы, которые возникают в ходе производства и связаны с управлением людскими (человеческими) ресурсами, выбором поставщиков производственных ресурсов, наилучшим использованием этих ресурсов, информационными и другими потоками, качеством производимой продукции.