Модуль 1. Функции и задачи производственного менеджмента
Модуль 1. Функции и задачи производственного менеджмента
Тема 1.1 Производственный менеджмент в системе управления предприятием.
1 Определение управления производством
2 Производственная функция предприятия
3 Задачи курса производственного менеджмента
4 Производственный менеджер и процесс управления
Что такое “ресурсы на входе”?
С точки зрения производства “ресурсы на входе” можно разделить на три категории:
· исходные ресурсы, которые закупаются для использования в процессе производства;
· заказы,полученные от клиентов;
· виды на будущее, которые менее ощутимы, но одинаково важны и определяются самой организацией и внешней средой.
1-я категория “ресурсов на входе” – исходные ресурсы
Исходные ресурсы закупаются или поставляются, с тем, чтобы процесс производства функционировал. Они имеют множество форм: некоторые полностью потребляются в производственном процессе, другие представляют собой долгосрочные (основные) фонды, например производственное оборудование. В перечень исходных ресурсов входят: материалы, компоненты, люди, помещения, основные фонды – машины, оборудование и т.п., энергия, существующие знания, новая информация (ноу-хау).
Я категория “ресурсов на входе” – заказы
Заказы потребителей являются самым ощутимым свидетелем их потребностей. Производство не может функционировать без такого важнейшего ресурса, как потребности или запросы потребителей. Производственный процесс предназначен отвечать наилучшим образом определенным запросам и производить определенные типы товаров. Чем точнее адаптирован выход производства к потребностям потребителя, тем эффективнее будет процесс переработки.
Задачи курса производственного менеджмента.
Важность управления производством для самих предприятий и для общества в целом достаточно очевидна: потребление товаров и услуг является неотъемлемой частью нашего общества. Управление производством отвечает за создание этих товаров и услуг. Предприятия существуют прежде всего для того, чтобы обеспечивать услуги или производить товары. Следовательно, производство – ядро рабочей системы. Без него были бы не нужны все остальные функции – предприятие не имело бы цели и смысла.
Изучение курса производственного менеджмента позволяет представить:
1. как можно организовать собственное продуктивное предприятие;
2. как производятся товары и услуги;
Мы изучаем ПОМ, так как это затратная часть организации.
Эта затратная составляющая показывает реализацию функции ПМ как главное направление деятельности организации. Эти затраты в процентах расходов на ПМ–функции в разных видах бизнеса (от 40 до 80%) . Из этого следует, что ПМ обеспечивает наибольшие возможности для организации при ее стремлении к прибыльности или при увеличении ее способности к выживанию.
Итак, развитие любой фирмы и уровень ее конкурентоспособности в огромной степени зависят от того, насколько удачно организовано ее управление производственными ресурсами.
Организации (предприятия) создаются для производства товаров или услуг. Они могут быть коммерческими и некоммерческими. Их цели, изделия и услуги могут быть сходны или, соответственно, различны. Тем не менее, их функции и способы действия похожи.
При производстве товаров и услуг все фирмы выполняют три основные функции, три основных направления деятельности: маркетинг, производство и финансы Эти три функции исполняют различные, но связанные между собойдействия, необходимые для успешной работы предприятия.
Эти функции взаимодействуют между собой для достижения общей цели организации, и каждая из них вносит свой важный вклад. Успех предприятия зависит не только от того, насколько хорошо реализуются эти функции, но и от того, насколько хорошо они взаимодействуютдруг с другом. Например, в промышленности необходимо, чтобы производство и маркетинг работали вместе. Иначе маркетинг продвигает товары, не выгодные для производства, или же производство поставляет изделия, на которые нет спроса. Подобным образом сотрудники финансового и производственного отделов должны работать в тесном контакте, иначе средства на новое оборудование или расширение производства не окажутся в нужный момент в наличии.
Производственная стратегия
Общая стратегия организации определяет направление деятельности организации в целом. Производственная стратегия имеет меньший радиус действия и характеризует производственный аспект деятельности компании.
К производственной стратегии относятся разработка решений по товарам, процессам, методам и ресурсам производства, качеству и ценам, срокам изготовления и графикам работы. Для того, чтобы производственная стратегия была действительно эффективной, важно привязать ее к общей стратегии компании; то есть эти две стратегии не должны вырабатываться отдельно, изолированно друг от друга. Наоборот, общая стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и по возможности устраняя последние. В свою очередь, производственная стратегия должна быть согласована с общей стратегией, и формулироваться таким образом, чтобы отвечать задачам и целям компании в целом. Для этого необходимо, чтобы руководители компании работали в контакте со всеми функциональными отделами и формировали стратегии, не конфликтующие, а дополняющие и поддерживающие друг друга и общее целое. Все это, казалось бы, очевидно, — однако на практике так бывает далеко не всегда. Иногда мы видим борьбу за власть между различными функциональными отделами компании. Эта борьба вредна для организации, потому что она настраивает функциональные подразделения друг против друга, вместо того чтобы сфокусировать их энергию на достижении единой цели: сделать компанию более конкурентоспособной и лучше обслуживать потребителя. Некоторые новые подходы, например, создание команд менеджеров и рабочих, показывают все возрастающее осознание преимущества совместной работы перед внутренней конкуренцией.
Производственная стратегия во многом обеспечивает конкурентоспособность организации. Если она хорошо разработана и хорошо выполнена, то есть все шансы успешной работы организации, если она плохо разработана или выполнена, то гораздо меньше шансов, что компания преуспеет.
Стратегические решения имеют долгосрочную тенденцию (более года) для внедрения. Тактические решения — это те, которые можно модифицировать, существенно изменять в течение года или меньше. Сгруппируем задачи ПМ в стратегические и тактические решения следующим образом:
Практические занятия
Рассмотрения вопросов:
1. Определение управления производством
2. Производственная функция предприятия
3. Задачи курса производственного менеджмента
4. Производственный менеджер и процесс управления
5. Производительность и факторы ее повышения
6. Конкурентоспособность предприятия
7. Производственная стратегия
Тест для самоконтроля
Выбрать один правильный ответ.
1. Добавленная стоимость это –
А) разница между стоимостью ресурсов на входе и стоимостью или ценой конечного продукта;
Б) стоимость конечного продукта предприятия
В) стоимость ресурсов производства
2. К исходным ресурсам относятся:
а) материалы
б) заказы потребителей
в) ожидания собственников предприятия.
2. Производительность определяется:
а) отношением выхода продукции (товаров или услуг) к затратам на производство (труда, материалов, энергии и других ресурсов);
б) отношением прибыли от реализации к стоимости основных фондов
в) отношением выручки от реализации к себестоимости
4. Эффективность работы предприятия это:
А) извлечение максимума из имеющихся ресурсов;
Б) эффективное использование всех возможных ресурсов;
В) возможность получения прибыли
Литература
1. Организация производства: Учеб. для вузов / О.Г. Туровец, В.Н. Попов, Б.Н. Родионов и др.; Под. ред. О.Г. Туровца. – Воронеж, 2003. – 384 с.
2. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: «ПРИОР», 2004. – 384 с.
3. Гинзбург Е.Г., Кац И.Я. Теоретические основы организации промышленного производства. Ярославль, 2007.- 215 с.
4. Котел К. Организация производства на предприятии. М.: Экономика, 2004. – 384 с.
5. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент // Учебник для вузов. М.: Экономика, 2007. – 258 с.
Модуль 1. Функции и задачи производственного менеджмента