Рынок, группы рынков и экономические законы.

Рынок это сложная система, её элементы, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости составляют группы рынков в их числе:

· рынок товаров и услуг (производственные и непроизводственные товары и транспортные услуги);

· рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок материалов, рынок энергетических ресурсов);

· финансовый рынок (рынок капиталов, ценных бумаг, валютный, внутренний, национальный, международный, глобальный рынки).

Экономические законы, действующие на рынках это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы людей.

Закон стоимости. Теории стоимости товара.

Первоначально человек вел натуральное хозяйство, и все необходимые блага производил для себя самостоятельно.

По мере роста потребностей удовлетворять их таким способом становилось всё сложнее, стало выгодно специализироваться на производстве одного продукта, обменивая его на необходимые блага. Результатом этого закономерного процесса явилось появление товара и возникновение товарного права.

Продукт натурального производства, и товар обладают полезностью, потребительской стоимостью, то есть способностью удовлетворять потребности людей.

Товар - продукт, произведённый для обмена, товар обладает ещё одним свойством, как продут предназначенный для продажи - стоимостью. То есть способностью товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях. На протяжении длительного времени проблеме стоимости уделялось повышенное внимание. Экономисты искали ответ на вопрос: отчего зависит стоимость товара, что лежит в её основе?

В экономической науке сложилось три основных подхода к определению стоимости товара.

Закон стоимости – стоимость это овеществленный в товаре труд, а цена есть денежное выражение стоимости, сущность закона стоимости заключается в том, что все товары обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.

Это не только закон товарного обращения, но и закон производства. Действие закона стоимости проявляется через механизм цен. Стоимость как бы управляет движением цен. С повышением стоимости товара повышается и его цена. Речь идёт о затратах труда на производство товара. Чем больше затраты труда в стоимости тем больше его цена.

Примеров достаточно много, изготовление изделия, товара ручным способом предполагает емкие затраты труда, стоимость этого товара будет гораздо выше, чем стоимость товара который произвели фабричным способом за короткий период времени с минимальными затратами труда.

Цена- денежное выражение стоимости. Если стоимость свитера связанного ручным способом велика, как велики затраты труда на его изготовление, то и цена на это изделие будет высокой.

А, цена свитера изготовленного машинным способом будет мала, так как затраты труда на производстве этого изделия будут невелики. Если же стоимость товара уменьшается, то снижается и его цена.

· Теория предельной полезности(маржинальная теория), по мнению марженалистов стоимость есть субъективное суждение людей о ценности того или иного блага, а сама эта ценность определялась как предельная полезность этого блага для конкретных потребителей. Полезность последней единицы запаса, то есть предельная полезность и определяет величину стоимости данного товара.

· Теория Альфреда Маршала.Стоимость товара определяется при взаимодействии рыночных сил лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства. Полезность товара определяет предлагаемое количество.

Закон спроса и предложения

Экономический закон, устанавливающий зависимость спроса и предложения на товары на рынке от их цены.

Суть закона цены на рынке устанавливаются исходя из закона спроса и предложения. Закон можно представить в виде зависимости спроса на товары, услуги и предложения на товары и услуги.

Спрос на товары > предложения, на рынке дефицит, недостаточное количество товара, услуги, ажиотажный спрос, покупатели стоят в очереди, продавец устанавливает максимально высокую цену, и производитель делает дополнительные капиталовложения для расширения производства товаров. Или низкая рыночная цена порождает спрос, увеличенный спрос ведет к повышению цены.

Спрос на товары < предложения, на условном рынке продавцов и товаров больше покупателей, избыток товара, происходит снижение цен.

Равновесная цена возникает, когда спрос на товары = предложению. В этом случае возникает сбалансированная цена.

Ни продавцы, ни покупатели на рынке не имеют побудительных мотивов к изменению ситуации на рынке. Эта цена устраивает всех. Изменение равновесной цены побуждает продавцов и покупателей к действиям.

Например, на рынке чая существует баланс товаров и покупателей, но сводка погоды о том, что на острове Шри-Ланка, крупнейшем мировом центре производства чая, град и дожди уничтожили урожай, безусловно, заставит действовать и продавцов и покупателей.

Рациональный потребитель.

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.

Рациональный потребитель – покупатель, личность, вступающая в экономические отношения на рынке товаров и услуг, с целью реализации своих духовных и материальных потребностей, действия личности являются взвешенными с его точки зрения по поводу полезности товара.

Изучая проблему личности, учёные пришли к выводу, что источником активности личности являются потребности - вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества.

Для реализации своих потребностей человек - потребитель материальных и духовных благ, услуг руководствуется на рынке товаров и услуг субъективной линией поведения, своим положением важного элемента экономики, рынка, потребитель влияет на экономическую ситуацию, именно для него выпускаются товары, реализуются услуги. Рациональное поведение – решение, действие, взвешенное решение, принятое на основе выбора, сравнения вариантов и учёта многих факторов, выгодное целесообразное решение «удовлетворение» более подходящим для данной ситуации термином «полезность», то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода.

Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Нет объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя.

Потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения. С этой точки зрения человек не всегда ведет себя рационально.

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения, рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе .

В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают свои желания путем распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя.

Суверенитет потребителя -способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.

Свобода потребительского выбораочень важна. Ее ограничение может лишить возможности покупателя приобрести конкретный товар на рынке и повлиять на его производство. Решения будет приниматься административным путем и могут привести к кризису.

Искажение свободы выбора:

· следования потребителя за большинством покупателей (эффект присоединения к большинству или эффект подражания)

· стремления потребителя выделиться из общей среды (эффект сноба)

· настойчивой демонстрации престижного потребления (эффект Веблена или эффект демонстрации исключительности)

Какой критерий потребитель использует в своем свободном выборе. Таким критерием является полезность товара.

Полезность - это степень удовлетворения, обеспечиваемая потреблением какого-либо блага. Причем в процессе потребления эта полезность снижается. Предельная полезность какого-либо товара - прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Теория предельной полезностипытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей.

Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит еще одна дополнительная единица этого блага.

Для голодного человека первая тарелка супа имеет большее благо, и значение чем вторая, третья тарелка. С этим понятием связаны два экономических закона Г. Госсена.

Первый закон Г. Госсена(закон убывающей предельной полезности): в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно.

Второй закон Г. Госсена (правило максимизации полезности): чтобы получить максимум полезности от некоторого количества благ, нужно каждое из них потребить в таком количестве, при котором предельная полезность каждого из них будет равна одной и той же величине.

Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний рубль, израсходованный на

каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность.

Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:

Рынок, группы рынков и экономические законы. - student2.ru

где MU - предельная полезность.

Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован.

Например, потребитель располагает 12 долларами.

Предположим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 дол.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.

Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса.

Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются:

· денежный доход

· цены на товары и услуги,

· предпочтения и вкусы

Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.

Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны.

·

Наши рекомендации