Компенсация за тяжелые, вредные и опасные условия труда

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бес­платно по установленным нормам молоко или другие равноценные пи­щевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бес­платно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноцен­ных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, которое возложило эту обязанность на Министерство труда Российской Федерации.

Порядок выдачи молока или других равноценных пищевых продук­тов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, регу­лируется постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 г. № 731/П-13 «О порядке бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов рабочим и окружающим, заня­тым на работах с вредными условиями труда» (Бюллетень Госкомтруда, 1988, №4).

Указанным постановлением установлено, что предприятия (объеди­нения) самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной вы­дачей работникам молока или других равноценных пищевых продуктов, на основе Перечня химических веществ, при работе с которыми в профи­лактических целях рекомендуется употребление молока или других рав­ноценных пищевых продуктов, и с учетом изложенных ниже условий. Перечень был утвержден Министерством здравоохранения СССР и Пре­зидиумом ВЦСПС 16 декабря 1987 г. № 731/П-13.

Статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны труда в Россий­ской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3702) предусмотрено обеспечение работников лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Молоко выдается по 0,5 л за смену, независимо от ее продолжитель­ности, в дни практической занятости работника на работах, связанных с производством или применением химических веществ, предусмотренных в указанном выше Перечне. Выдача и употребление молока должны осу­ществляться в буфетах, столовых или в специально оборудованных в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями помещениях. Не до­пускается оплата молока деньгами, выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом. Не допускается замена молока другими товарами и продуктами, за исключением перечисленных специально.

Работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое пи­тание в связи с особо вредными условиями труда, молоко не выдается.

Расходы, связанные с бесплатной выдачей молока, могут произво­диться по решению трудового коллектива как за счет себестоимости вы­пускаемой продукции, строительно-монтажных и наладочных работ, так и за счет прибыли. В бюджетных организациях - за счет ассигнований по бюджету.

При обеспечении нормальных условий труда работодатель по согла­сованию с профкомом или иным уполномоченным работниками органом, может принять решение о прекращении выдачи молока.

Лечебно-профилактическое питание на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам.

Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 г. № 4/П-1 (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1979, № 7 - 9).

Правом на получение лечебно-профилактического питания пользу­ются работники, профессии и должности которых предусмотрены в соот­ветствующих производствах названного. выше Перечня, независимо от того, в какой отрасли экономики находятся эти производства.

Планирование и финансирование

Мероприятий по охране труда

На основе "Рекомендаций по организации мероприятий по охране труда", утверждённых постановлением Минтруда РФ N11 от 27 февраля 1995 года, разрабатываются планы мероприятий по охране труда.

Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре и соглашения по охране труда с учётом предложений Рострудинспекции и других федеральных органов надзора, работодателя и трудового коллектива.

Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному соглашению сторон.

Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.

Планирование мероприятий по охране труда классифицируется на перспективное, годовое и оперативное.

Перспективное планирование включает в себя разработку комплексного плана улучшения условий и охраны труда. Разработке этого плана предшествует анализ состояния условий и охраны труда и результатов аттестации рабочих мест.

Годовое планирование включает, как правило, часть комплексного плана и коллективный договор (соглашение) по охране труда.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач. В составлении плана мероприятий по охране труда участвуют все отделы и службы предприятия. Проект плана рассматривается на совместном заседании профкома и администрации и утверждается работодателем.

На предприятиях, в соответствии с существующим законодательством, периодически должны проводиться проверки состояния условий труда, обновляться данные санитарно-технической паспортизации.

Ряд мероприятий по улучшению условий труда, как правило, закладывается в коллективном договоре или отдельном соглашении по охране труда, который заключается между работодателем (администрацией) и коллективом. Конкретные условия могут быть оговорены и при заключении индивидуального трудового соглашения (контракта).

В настоящее время большинство предприятий должны включать в комплексные и годовые планы мероприятий по охране труда и работы по проведению сертификации на соответствие требованиям по охране труда.

Эти мероприятия должны быть выполнены в соответствии с постановлением Минтруда РФ N 64 от 3 ноября 1995 года "Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда".

В соответствии с "Временными правилами сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда", утверждёнными данным постановлением Минтруда РФ, по результатам сертификации органами по труду субъектов Российской Федерации выдаётся сертификат соответствия одной из трёх категорий:

· сертификат соответствия категории I выдаётся, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 6 месяцев после выдачи сертификата соответствия;

· сертификат соответствия категории П выдаётся, если аттестовано не менее 75% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 12 месяцев после выдачи сертификата соответствия;

· сертификат соответствия категории Ш выдаётся, если аттестовано не менее 50% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 24 месяцев после выдачи сертификата соответствия.

Аттестация рабочих мест выполняется в соответствии с постановлением Минтруда РФ N12 от 14 марта 1997 года "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".

Для подготовки к аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях составляется перечень рабочих мест и выявляются опасные и вредные факторы производственной среды.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест работодатель приказом создаёт аттестационную комиссию.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений на рабочих местах (освещённости, шума, вибрации к др.).

Контроль за выполнением мероприятий по охране труда осуществляет администрация, выборный представительный орган коллектива (профком) и специально созданная на основе законодательства совместная комиссия (при числе работающих более 10 человек).

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии со статьёй N19 федерального закона "Об основах охраны труда в РФ". В частности:

1. Финансирование осуществляется в рамках соответствующих целевых программ за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом могут быть использованы средства, полученные из сумм штрафов, налагаемых за нарушение законодательства по охране труда и добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах РФ и в организациях могут создаваться фонды охраны труда.

Управление ЧС

3.1. Российская служба по чрезвычайным ситуациям

История развития ГО ЧС.

Российская Федерация - одно из немногих государств мира, где для предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, на всех уровнях государственной власти, созданы специализированные службы и формирования.

Впервые в России, в 1990 году, был создан Российский корпус спасателей с целью прогнозирования, предотвращения и быстрой ликвидации различных чрезвычайных ситуаций. Вскоре, в 1991 году, он был преобразован в Госкомитет РФ по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли штаб ГО Российской Федерации и вся сеть штабов, а также войска гражданской обороны.

В 1994 году указом Президента РФ на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидация последствий стихийных бедствий (МЧС России). В подчинение МЧС России были переданы Госкомчернобыль России, комитет по проведению подводных работ особого назначения (КОПРОН), а также авиакосмическая служба поиска и спасения. Функции штабов ГО были расширены, а сами штабы были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС. Изменение названия отражает переориентацию их деятельности, прежде всего, на решение задач мирного времени.

Указом Президента РФ N 643 от 8 мая 1993 года были определены задачи и пути совершенствования сил ГО России. Начальником гражданской обороны Российской Федерации по должности был определен председатель Правительства (премьер - министр). Руководство гражданской обороной в субъектах РФ, муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возложено на соответствующих руководителей. Они по должности являются начальниками гражданской обороны соответствующих субъектов РФ, министерств, предприятий и т.п.

В 1994 году был принят федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данный закон определял общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты населения страны, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 1998 году, с 19 февраля вступил в силу федеральный закон "О гражданской обороне". Этот закон определил в области гражданской обороны:

· основные задачи;

· принципы организации и ведения гражданской обороны;

· полномочия органов государственной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;

· права и обязанности граждан и др.

В настоящее время Россия стала полноправным членом Международной организации "Защита населения в чрезвычайных ситуациях". Профессиональным праздником всех спасателей является 1 марта - "День гражданской обороны".

Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

Концептуальная схема управления приведена на рис. 4.

Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональная схема Российской системы предупреждения

и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)

Компенсация за тяжелые, вредные и опасные условия труда - student2.ru


Рис. 5

Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:

· органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;

· силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;

· силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Режимы работы РСЧС

В зависимости от результатов повседневного контроля и прогноза все службы Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях работают в трёх режимах.

Режим повседневной деятельности. При этом режиме осуществляется:

· повседневное наблюдение и контроль соответствующих служб;

· повседневная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

· подготовка и поддержание в рабочем состоянии органов управления РСЧС на всех уровнях;

· работа по созданию резервных фондов;

· организация работы по страхованию населения и организаций от возможного воздействия чрезвычайных ситуаций и др.

Режим повышенной готовности. При этом режиме решаются задачи по:

· организации руководства и детальному изучению обстановки;

· усилению работы диспетчерской службы;

· усилению контроля и прогнозированию обстановки;

· защите населения и повышению устойчивости работы объектов народного хозяйства;

· повышению готовности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;

· уточнению планов действий в чрезвычайной ситуации и др.

Чрезвычайный режим предполагает следующие действия:

· организацию защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

· организацию и отправку оперативных групп в район действия чрезвычайной ситуации;

· выдвижение сил ликвидации черезвычайной ситуации в район бедствия;

· организацию работы объектов народного хозяйства в условиях действия чрезвычайных ситуаций;

· организация комплекса работ по обеспечению жизнедеятельности населения;

· усиление контроля обстановки в районе действия чрезвычайной ситуации и др.

Наши рекомендации