Сегментированный отчет по заводу № 1

Показатели   Виды продукции как сегменты завода № 1
Продукция «А» Продукция «Б» Продукция «В» Итого по заводу
тыс. д.е. % тыс. д.е. % тыс. д.е. % тыс. д.е. %
Выручка от продаж
Переменные затраты 37,5 39,1 80,6 52,8
Маржинальный ДОХОД 1 62,5 60,9 19,4 47,2
Специальные (прямые) по­стоянные за­траты 26,7 20,9 23,9 23,2
Маржинальный доход 2 35,8 40,0 (80) (4,5) 24,0
Общие посто­янные затраты - - - - - - 12,1
Операционная прибыль (при­быль от про­даж)             11,9

Анализ таблицы 3. показывает, что уровень доходности изде­лий «А» и «Б» достаточно высок, при том что у первого из них коэф­фициент валовой прибыли несколько превышает аналогичный пока­затель изделия «Б» (62,5% против 60,9%). Однако коэффициент сегментированной прибыли у изделия «А» ниже, чем у изделия «Б» (35,8% против 40%). Данная ситуация является результатом того, что доля прямых постоянных затрат в выручке от продаж изделия «А» выше, чем этот показатель у изделия «Б» (26,7% против 20,9%). Осо­бое внимание следует обратить на изделие «В», доля переменных за­трат на производство и реализацию которого в выручке от продаж очень высока (80,6%), и более чем в 2 раза превышает эти значения по изделиям «А» и «Б». В результате коэффициент валовой прибыли по рассматриваемому изделию в 3раза ниже, чем по другим изделиям (19,4% против 62,5% и 60,9% для изделий «А» и «Б» соответственно). Поскольку доля прямых постоянных затрат по изделию «В» значи­тельна, в конечном итоге его производство дает сегментированный убыток, равный 80 тыс. д.е., а коэффициент сегментированного убыт­ка составляет 4,5%. Таким образом, можно сделать вывод, что про­изводство изделия В нецелесообразно, а прекращение выпуска приве­дет к увеличению операционной прибыли предприятия № 1 до 710 тыс. д.е., или на 12,7% (80 тыс. : 630 тыс.).

Однако такой вывод может оказаться преждевременным без рассмотрения уровня более детальных сегментов, формирующих за­траты и выручку по изделию «В» в целом - сбытовых территорий, клиентов и т.д. Например, некоторые покупатели могут находиться намного дальше других, объем их закупок может быть значительно меньше, их требования к качеству продукции, в том числе к упаковке, выше. Отдельные рыночные сегменты в силу высокой конкуренции заставляют делать скидки к цене. Эти и другие факторы могут суще­ственно влиять на уровень выгодности сегментов.

Рассмотрим отчетность по продукции «В» в разрезе таких ее сегментов, как продажи на внутреннем рынке и на экспорт (см. табл. 4.).

Данные таблицы говорят о том, что более 50% продаж (920 тыс. д.е. от 1800 д.е.) изделия «В» приходится на экспорт, т.е. делается по­пытка завоевать (или удержать уже завоеванную) определенную экс­портную нишу. Однако экспортная политика осуществляется неэф­фективно, поскольку продажи на экспорт приносят маржинальный и сегментированный убытки в 30 тыс. д.е. и 200 д.е. соответственно (коэффициенты валового и сегментированного убытка равны 3,3% и 21,8%). Одновременно с этим продажи на внутреннем рынке обеспе­чивают значительный маржинальный доход 1 в сумме 380 тыс. д.е. (коэффициент маржинального дохода достаточно высок и составляет 43,2%), а также сегментированную прибыль в сумме 260 тыс.д.е. (ко­эффициент сегментированной прибыли равен почти 30%).

Таблица № 4.

Сегментированный отчет по продукции «В»

Показатели   Сбытовые территории как сегменты по продукции В
Внутренний рынок Экспорт Итого про­дукции «В»
тыс. д. е. % тыс. д.е. % тыс. д.е. %
Выручка от продаж
Переменные затраты 56,8 103,3 80,6
Маржинальный доход 1 43,2 (30) (3,3) 19,4
Специальные (прямые) постоянные затраты 13,6 18,5 16,1
Маржинальный доход 2 29,6 (200) (21,8) 3,3
Общие (косвенные) по­стоянные затраты - - - - 7,8
Операционная прибыль (прибыль от продаж) - - - - (80) (4,5)

Можно предположить, что столь существенные различия в уровнях выгодности продаж на внутреннем рынке и на экспорт вы­званы дополнительными затратами на выполнение каких-либо функ­ций производства и продаж экспортной продукции.

Для более детального анализа необходимо рассмотреть структуру затрат, приходящихся на одну денежную единицу продаж в разрезе обоих сегментов, выделяя затраты, форми­рующиеся на стадии производства, и затраты, связанные со сбытом продукции.

Задачи. «Применение маржинального подхода при принятии управленческих решений»

Задача 1.

Предприятие производит и реализует три изделия А, Б и В. Имеются

Следующие данные об этих продуктах (табл. 1):

Таблица 1

Продукт Максимальный объем производства и реализации, шт. Цена у. д.е./шт. Переменные затраты выпуска продукции Время выработки, мин./шт.
А 21 000
Б 36 000
В 23 000

Продукция производится на одном и том же оборудовании, производственная мощность которого 20 600 мин.

Постоянные затраты предприятия составляют 30 000 у.д.е. и распределяются пропорционально переменным затратам.

1) Рассмотреть два варианта подготовки информации для принятия управленческого решения об ассортименте выпускаемой продукции:

а) на основе полной себестоимости;

б) на основе маржинального дохода.

Информацию представить в следующем виде:

Таблица 2

Наши рекомендации