Коротко опишите вашу ценовую политику (полстранички).
Напишите, какие цены на ваши продукты вы планируете установить. Распишите, из каких составляющих складывается ваша цена (себестоимость + наценка), а также влияние фактора конкуренции на цену.
Опишите план продвижения ваших продуктов (1 – 1,5 стр.) Охарактеризуйте ту целевую аудиторию, на которую вы собираетесь воздействовать (размер и особенности целевого рынка). Информация об этом уже может содержаться в разделе бизнес-плана «Анализ рынка». Тогда повторяться не стоит, а просто сделать ссылку на этот раздел.
Определите цели продвижения: решите, будете ли вы информировать, убеждать или напоминать вашим покупателям о продукте.
Определите, что вы хотите сообщить вашим потребителям. Кратко (несколько тезисов) опишите, на что вы будете делать акцент в ваших сообщениях (в чем будет заключаться уникальность торгового предложения – УТП).
Определите, каким по форме должно быть ваше сообщение (просто слоган или индивидуальное обращение, будет ли конкретная инструкция к действию и т.д.)
После того, как вы определили, зачем, кому, что и как вы хотите сообщить о вашем товаре или услуге, необходимо определить, сколько денег вы можете на это потратить - каков будет ваш бюджет расходов на продвижение. Рассчитайте бюджет, который необходимо выделить на продвижение.
Опишите, какие инструменты продвижения будут наиболее эффективными для продвижения вашего товара, и составьте план-график работ (баннеры, реклама в специализированных СМИ, сайт в Интернет, листовки и т.д.).
Заполните таблицу прогнозирования продаж на два – три года.
Наименование продукта/услуги | Сценарии | ||
пессимистический | вероятный | оптимистический | |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Итого |
В аргументации точности продаж используйте матрицу АНСОФФА:
Старые рынки | Новые рынки | |
Старые продукты | Точность прогноза продаж 90-100% | Точность прогноза продаж 40-50% |
Новые продукты | Точность прогноза продаж 60-70% | Точность прогноза продаж 10-20% |
Сегментируйте ваши продукты (если возможно) на старые и новые на рынке. А также рынок на старый (известный вам и предсказуемый) и новый (абсолютно неизвестный).
На основе прогноза продаж заполните таблицу помесячно на год ПЛАНА ПРОДАЖ:
Опишите, какой объем продаж (ед. продукции в мес./квартал) планируете продавать. Аргументируйте, на чем основывается прогноз.
Исходя из планируемого объема продаж, рассчитайте выручку от продаж (цена за ед. продукции х объем продаж).
Наименование показателей | Ед. изм. | Периоды (по месяцам) | Итого за год | |||||||
….. | ||||||||||
1. Изделие (услуга) А: | ||||||||||
| ед. | |||||||||
| тыс. руб. | |||||||||
| тыс. руб. | |||||||||
2. Изделие (услуга) В: | ||||||||||
………………………….. | ||||||||||
Всего: выручка от продаж | тыс. руб. |
Определите «ВОРОНКУ» продаж. Рассчитайте, например, сколько вам необходимо сделать звонков, провести встреч, разослать коммерческих предложений – и к скольким заключенным договорам они приведут?
МОДУЛЬ 5.
Производственный план.
Как работать с шаблоном?
Вам надо заполнить раздел «Производственный план» вашего бизнес-плана, выполнив соответствующие задания и заполнив предлагаемые таблицы. Не подходите к заполнению шаблона формально. Желательно, чтобы объем данного раздела не превышал 5 страниц А4.
Опишите технологический процесс на языке доступном непрофессионалу. Укажите в описании:
· Последовательность выполнения операций;
· Необходимое оборудование и приспособления;
· Вид исходного сырья и материалов;
· Режим обработки изделия;
· Тип производства (единичное, серийное или массовое);
· Метод организации производства;
· Структуру производственного цикла;
· Схему технологического процесса.
· График производственного процесса от сырья до конечной продукции;
· Возможности совершенствования технологии производства.
Для написания производственной программы, заполните таблицу.
Таблица 1. Производственная программа.
№ | Наименование продукции | Ед. изм. | Объем производства по периодам | |||||
2009 год | 2010 год | |||||||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | I п/г | II п/г | |||
1 | Продукция А | |||||||
2 | Продукция Б | |||||||
Итого |
Опишите важнейшие производственные мощности и их назначение.
Укажите, где вы планируете взять производственные, складские и офисные площади.
Представьте потребность в оборудовании вы можете в виде следующей таблицы.
Таблица 2. Потребность в оборудовании и технических средствах.
№ | Наименование оборудования | Тип / модель | Завод- изготовитель | Сроки поставки | Стоимость тыс.руб. |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
Итого: |
Если у вас уже имеется какое-либо оборудование, укажите это. Опишите условия, на которых вы планируете приобретать оборудование.
Укажите, что является основным сырьем. Кем оно поставляется? Участвует ли в производственном процессе на каких-либо промежуточных стадиях третья сторона?
Укажите потребность в материалах и ресурсах, заполнив следующую таблицу.
Таблица 3. Потребность в материалах и ресурсах.
Наименование вида материальных ресурсов | Потребность на проект в 2009 году | Поставщики | ||||
1 квартал | 2 квартал | И т.д. | ||||
Стоим. выражение | Натур. выражение | Стоим. выражение | Натур. выражение | |||
Материалы – всего В том числе: Вида А Вида Б И т.д. | ||||||
Покупные комплектующие – всего: Вида А Вида Б И т.д. | ||||||
Тара, упаковка | ||||||
Всего |
Укажите альтернативных поставщиков сырья и материалов.
Опишите требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
- административный персонал;
- инженерно-технический персонал;
- производственный персонал;
- условия оплаты и стимулирования;
- условия труда;
- структура и состав подразделений;
- обучение персонала;
- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
Опишите потребность в средствах на оплату труда, заполнив следующую таблицу.
Таблица 4. Численность работающих, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды
Показатели | Единица измерения | год | 2 год | З год Всего | ||||||||
Всего | по кварталам | Всего | по кварталам | |||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Численность работающих по проекту, всего | ||||||||||||
в том числе: 1. рабочие, непосредственно занятые производством продукции | ||||||||||||
2. рабочие, служащие и ИТР, не занятые непосредственно производством продукции | ||||||||||||
3. сотрудники аппарата управления на уровне цехов и организации | ||||||||||||
4. сотрудники, занятые сбытом продукции нужды | ||||||||||||
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды | ||||||||||||
5. Расходы на оплату труда рабочих, непосредственно занятых производством продукции, всего | ||||||||||||
в том числе: заработная плата | ||||||||||||
отчисления на социальные нужды | ||||||||||||
6. Расходы на оплату труда рабочих, служащих и ИТР, не занятых непосредственно производством продукции, всего | ||||||||||||
в том числе: заработная плата | ||||||||||||
отчисления на социальные нужды | ||||||||||||
7. Расходы на оплату труда сотрудников аппарата управления на уровне цехов и организации, всего | ||||||||||||
в том числе: заработная плата | ||||||||||||
отчисления на социальные нужды | ||||||||||||
8. Расходы на оплату труда сотрудников службы сбыта продукции, всего | ||||||||||||
в том числе: заработная плата | ||||||||||||
отчисления на социальные | ||||||||||||
9. Расходы на оплату труда, всего | ||||||||||||
в том числе: заработная плата | ||||||||||||
отчисления на социальные нужды |
Объясните, как вы планируете контролировать качество вашей продукции.
Представьте затраты в виде таблицы.
Таблица 5. Смета затрат на годовой план производства.
Показатели | Всего | Продукт 1 | Продукт 2 | Продукт 3 |
ИТОГО: |
МОДУЛЬ 6.
Организационный план
Как работать с шаблоном?
Вам надо заполнить раздел «Организационный план» вашего бизнес-плана, заменяя текст, выделенный курсивом на данные вашего проекта. После заполнения, текст, выделенный курсивом, необходимо удалить. Желательно, чтобы объем данного раздела не превышал 3-4 страниц А4. Старайтесь избегать фантазий, придерживайтесь реалистичности. Перед заполнением тщательно взвесьте свои возможности и помните: чем взвешеннее ваш организационный план, тем легче будет его реализовывать на практике.
Опишите организационно-правовую форму планируемой организации (2/3 страницы). Аргументируйте преимущества выбранной формы собственности для вашего бизнеса.
Схематично изобразите организационную структуру планируемой компании. Стрелочками обозначьте систему взаимодействия, ответственности и подчиненности. Кратко опишите основные функции каждой штатной единицы организационной структуры.
Заполните таблицу для основных сотрудников вашей компании. Если у вас уже есть менеджеры, также о характеризуйте в соответствии с таблицей.
Таблица. Профиль должности.
Критерий | Содержание |
Основное образование | |
Дополнительное образование, специализация | |
Необходимый опыт работы | |
Задачи | |
Знания | |
Навыки, умения, деловые качества | |
Личностные качества | |
Мотивация(что можем предложить) |
Составьте регламентирующие документы, по которым планируете взаимодействовать с партнерами и сотрудниками. Преимущественно это служебные функции, выраженные в Ключевых показателях эффективности.
Можете использовать Шаблон Матрицы для заполнения:
Стратегическая цель | KПЭ | Ед. изм. | План | Описание формулы | Отв. за расчет по KPI |
Обязательно в шаблоне указать должность и период (месяц, квартал, год).
Опишите, какие стимулы вы планируете использовать для мотивации партнеров/сотрудников? Разделите материальное и нематериальное стимулирование. В материальном стимулировании определите, какая часть будет постоянной (оклад), не зависящей от результатов деятельности, и размер переменной части (премии за достигнутые показатели эффективности).
Опишите варианты нематериального стимулирования. (Пользуйтесь Табл. «Стимулирование работников с разным типом мотивации»).
В соответствии с принципом SMART опишите цели, необходимые для запуска бизнеса. Это необходимо для того, чтобы из разряда расчетов и планирования перейти к реальной бизнес-деяетельности.
МОДУЛЬ 7. Риски.
Как работать с шаблоном?
Вам надо заполнить раздел «Риски» вашего бизнес-плана, выполнив соответствующие задания и заполнив предлагаемые таблицы. В итоговую версию Вашего бизнес-плана включите задания №3 и №4. Не подходите к заполнению шаблона формально. Желательно, чтобы объем данного раздела не превышал 2-3 страницы А4.
1. Выпишите все возможные риски проекта:
1.
2.
3.
4.
2. Определите последствия наступления каждого риска;
№ | Риск | Последствия |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
3. Определите вероятность наступления каждого риска, заполнив «карту рисков» - впишите каждый риск в соответствующий квадрат на пересечении осей «вероятность-размер ущерба»;
Карта рисков
Вероятность | ||||
Высокая | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | Размер ущерба |
Средняя | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
Малая | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
малый | средний | большой |
4. Заполните «Матрицу реагирования и упреждения рисков», занесите в нее риски, имеющие среднюю и высокую вероятность наступления и имеющие самые неблагоприятные последствия.
Матрица реагирования и упреждения рисков
№ | Риски | Индикаторы наступления | упреждение | реагирование | ответственный |
1 | |||||
2 |
Как заполнить «матрицу реагирования и упреждения рисков»
А. в графе «№» - пишите порядковый номер риска;
Б. в графе «Риски» записываете риски, имеющие наибольший размер ущерба и высокую или среднюю вероятность наступления;
В. В графе «Индикаторы наступления» выписываете те события или показатели, по которым вы узнаете, что рисковое событие случилось и необходимо начинать мероприятия по реагированию.
Г. В графе «Упреждение» необходимо записать действия, которые помогут предотвратить наступление рискового события.
Д. В графе «Реагирование» вам перечислить мероприятия, которые вы будете реализовывать в случае наступления риска.
Е. За каждым рисков должен быть закреплен ответственный человек. Его задача реализация упреждающих мер, своевременное обнаружение наступления риска, реализация мероприятий по реагированию. За наиболее вероятные риски с большим размером ущерба отвечает первое лицо компании, менее значимые риски можете делегировать.
МОДУЛЬ 8. Финансовый план
Как работать с шаблоном?
Вам надо заполнить раздел «Финансовый план» вашего бизнес-плана, заменяя текст, выделенный курсивом на данные вашего проекта. Желательно, чтобы объем данного раздела не превышал 5 страниц А4. Помните, этот раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность.
Опишите из каких статей затрат складывается себестоимость вашего продукта. Уточните, какие из этих затрат носят постоянный и переменный характер.
Опишите, сколько всего потребуется инвестиций в ваш проект, какие из планируемых затрат будут единовременными. Уточните, какой суммой вы располагаете и какая часть дополнительных инвестиций необходима.
Опишите планируемый доход (прибыль) помесячно. Можно сослаться на раздел «Маркетинг» пункт «План продаж». Дополнительно можно вставить таблицу прогнозирования продаж.
Рассчитайте рентабельность ваших продуктов/услуг. Дополнительно рассчитайте такие показатели, как рентабельность инвестиций.
Опишите, какова точка безубыточности вашего проекта (как в денежном выражении, так и в единицах продукции).
Рассчитайте срок окупаемости вашего проекта. Заполните таблицу (англ. cash flow):
Период времени (месяцы) | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Ноя. | Дек. |
Доходы | ||||||||||||
Затраты | ||||||||||||
Чистая прибыль | ||||||||||||
Коэфф. дисконт. | ||||||||||||
Прибыль дисконт. | ||||||||||||
Оцените степень ликвидности вашего проекта. Рассчитайте коэффициент абсолютной и текущей ликвидности.