Служба охраны труда в организации

Перечень документов по охране труда

К таким документам можно отнести, например:

- приказ о создании службы охраны труда;

- положение о службе охраны труда;

- должностные инструкции работников службы охраны труда;

- комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;

- перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;

- инструкции по охране труда;

- журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда.

Формы указанных журналов приведены, например, в Приложениях N N 9 и 10 к Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утв. Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80).

Как отмечает Минтруд России в письме от 15.09.2016 N 15-2/ООГ-3318, ведение этих журналов носит рекомендательный характер. В то же время указывается, что выдача работникам инструкций по охране труда должна фиксироваться под подпись, при этом порядок и форму выдачи определяет работодатель;

- журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.

См. образец заполнения журнала регистрации вводного инструктажа.

См. образец заполнения приказа об утверждении программы вводного инструктажа;

- журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, программа проведения первичных инструктажей на рабочем месте.

См. образец заполнения журнала регистрации инструктажа на рабочем месте.

См. образец заполнения приказа об утверждении программы первичного инструктажа на рабочем месте при проведении погрузочно-разгрузочных работ;

- перечень профессий и должностей работников, проходящих первичный, повторный и другие виды инструктажей по охране труда, который утвержден руководителем организации;

- приказ о создании комиссии по проверке знаний безопасных методов труда, протоколы комиссии. Если у работодателя нет такой комиссии, работники могут пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда в любой обучающей организации, аккредитованной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (Письмо Минтруда России от 21.09.2017 N 15-2/ООГ-2616);

- протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

- удостоверения (протоколы проверки знаний) руководителей и специалистов по охране труда, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

- личные карточки учета выдаваемых СИЗ;

- журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

См. образец заполнения журнала регистрации несчастных случаев на производстве;

- сведения о прохождении медицинских осмотров работников;

- материалы по аттестации рабочих мест, специальной оценке условий труда.

Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации (п. 19 Рекомендаций). Он осуществляет контроль за деятельностью службы наравне со службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Это следует из п. 18 Рекомендаций.

КАК ПРОВОДИТСЯ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПОДГОТОВКА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. Общие положения об обучении в области охраны труда >>>

2. Проведение инструктажей по охране труда >>>

2.1. Общие положения о проведении инструктажей по охране труда >>>

2.2. Как провести вводный инструктаж по охране труда >>>

2.3. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте >>>

2.4. Повторный инструктаж по охране труда >>>

2.5. Внеплановый инструктаж по охране труда >>>

2.6. Целевой инструктаж по охране труда >>>

3. Обучение по охране труда руководителей и специалистов >>>

3.1. Проверка знаний требований охраны труда работников в организации >>>

3.2. В каких обучающих организациях проводятся обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов >>>

Общие положения об обучении в области охраны труда

Работодатель обязан обеспечить за свой счет, а работник обязан пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, прохождение инструктажей по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. Это следует из абз. 8 ч. 2 ст. 212, абз. 4 ст. 214, абз. 7 ч. 1 ст. 219, ч. 1 - 3 ст. 225 ТК РФ.

Основным документом, определяющим правила прохождения обучения, является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (далее - Порядок обучения). Порядок обучения обязателен для исполнения работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор (п. 1.2 Порядка обучения).

При организации обучения в области охраны труда целесообразно руководствоваться в том числе ГОСТ 12.0.004-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст; далее - ГОСТ 12.0.004-2015).

Обучению и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, п. 1.5 Порядка обучения). Отдельные категории работников, имеющих непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение и проверку. К ним относятся (п. 1.6 Порядка обучения):

- работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда;

- работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, государственного надзора и контроля;

- педагогические работники образовательных организаций, осуществляющие преподавание дисциплины "охрана труда".

Общие положения о проведении инструктажей по охране труда

Работодатель обязан обеспечивать проведение инструктажей по охране труда, а работник обязан их проходить. Такой вывод можно сделать из абз. 8 ч. 2 ст. 212, абз. 4 ст. 214, ч. 2 ст. 225 ТК РФ.

Основными документами, регулирующими вопросы проведения инструктажа, являются Порядок обучения, ГОСТ 12.0.004-2015.

Конкретные правила, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей в разных отраслях устанавливаются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.8 Порядка обучения).

ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОТНИКОВ

Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется "СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782) и включает в себя оборудование:

- санитарно-бытовых помещений;

- помещений для приема пищи;

- помещений для оказания медицинской помощи;

- комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

На каждом посту для оказания первой помощи должна быть аптечка (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Ее состав определен Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. В частности, согласно Приказу аптечка должна оснащаться средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран, изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации.

Важно! Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, приведен в Приложении к указанному Приказу и является исчерпывающим. Работодатель не вправе заменить какое-либо изделие самостоятельно (п. 1 примечаний к Приложению).

Ситуация из практики.Должна ли медицинская организация иметь аптечку для оказания первой помощи работникам?

Все работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ (ч. 3 ст. 11 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 223 ТК РФ каждый работодатель должен организовать пост с аптечкой для оказания первой помощи. При этом нормы Трудового кодекса РФ не содержат исключений в отношении конкретных видов деятельности работодателей.

Таким образом, медицинские организации обязаны иметь аптечки для оказания первой помощи работникам, укомплектованные в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н.

Также работодатель должен обеспечить работников горячих цехов и участков газированной соленой водой. Нормы такого обеспечения предусмотрены Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудованию производственных предприятий (утв. Минздравом СССР 31.12.1966 N 658-66). Согласно п. 118 названной Инструкции эти нормы устанавливаются из расчета 4 - 5 л на человека в смену, при этом содержание соли в воде - до 0,5 процента.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет или на своем транспортном средстве перевозку в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям (ч. 2 ст. 223 ТК РФ).

Медицинское обслуживание работников включает организацию обязательных медицинских осмотров (ст. ст. 213, 330.3 ТК РФ), предоставление лицам, занятым на работах с вредными и особо вредными условиями труда, бесплатного молока (или других равноценных пищевых продуктов) и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области. Эти требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ применяются, если численность работников превышает 50 человек и организация осуществляет производственную деятельность.

Под производственной деятельностью согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Таким образом, эта деятельность осуществляется в различных отраслях экономики и связана как с производством продукции (товаров) или выполнением работ, так и с оказанием различного рода услуг. Аналогичный вывод следует в том числе из Письма Минтруда России от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136.

Следовательно, если работодатели оказывают различные виды услуг и численность их работников превышает 50 человек, на таких работодателей в полной мере распространяются положения ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Аналогичного мнения придерживается Минтруд России в Письме от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136.

Отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда у работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, нарушает требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и юридического лица к административной ответственности (Письмо Минтруда России от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698).

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Если такая служба или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет (ч. 3 ст. 217 ТК РФ):

- работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);

- руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;

- оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организация, оказывающая услуги в области охраны труда, должна быть аккредитована в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Сведения об организациях, которые оказывают услуги в области охраны труда, в частности услуги по осуществлению функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), содержатся в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, который размещен на официальном сайте Минтруда России. Такой вывод следует из п. 1 Перечня (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н), п. п. 14, 24 названных Правил.

С данным реестром можно ознакомиться на сайте Минтруда России в разделе "Организации, оказывающие услуги по охране труда" (http://akot.rosmintrud.ru/).

Основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 (далее - Рекомендации). Вместе с тем Минтруд России в Письме от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698 пояснил: данный документ не является нормативным правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России и носит рекомендательный характер. Следовательно, требование о полном соблюдении Рекомендаций не имеет достаточного правового обоснования.

Согласно п. п. 1, 3 Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Унифицированной формы приказа (распоряжения) о создании службы охраны труда законодательством РФ не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

См. образец заполнения приказа о создании службы охраны труда.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (далее - Межотраслевые нормативы). Данный вывод следует из положений ч. 4 ст. 217 ТК РФ, п. 14 Рекомендаций.

Например, согласно п. 3.1.1 Межотраслевых нормативов функции службы охраны труда выполняют:

- отдельные специалисты по охране труда - в организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек;

- бюро охраны труда со штатом три - пять единиц (включая начальника) или отдел при штате от шести единиц - в организациях с численностью более 700 человек.

При этом, если отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4 (п. 1.10 Межотраслевых нормативов).

Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, определены, в частности, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - Квалификационные характеристики) и в профессиональном стандарте "Специалист в области охраны труда". Как пояснил Минтруд России, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Из положений абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ следует, что если согласно Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам с выполнением работ по определенным должностям (профессиям, специальностям) связано, в частности, наличие ограничений, то наименования этих должностей (профессий, специальностей) должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах. По мнению Роструда, в отношении лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, предусмотрены, например, ограничения по стажу работы или квалификации (Письмо от 24.06.2015 N ПГ/32250-3-2). С учетом данных обстоятельств ведомство полагает, что указывать название должности в трудовом договоре, трудовой книжке таких работников, а также в штатном расписании следует в соответствии с Квалификационными характеристиками. Пояснения по вопросам, связанным с применением профессионального стандарта, а также с требованиями к квалификации специалиста по охране труда, дал Минтруд России в Письме от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля (п. 4 Рекомендаций).

Одной из функций службы охраны труда является организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях (п. 7.18 Рекомендаций). Конкретный порядок осуществления данной функции установлен в Рекомендациях по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда (утв. Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7).

Остальные задачи и функции службы охраны труда, а также права работников службы охраны труда определены в разд. II - IV Рекомендаций.

Наши рекомендации