Энергетическая безопасность и энергоэффективность как основа энергетической политики государства

Энергосбережение - это организационная научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.

Эффективное использование ТЭР – это использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства. Показатель эффективности - научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления ТЭР (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работы, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами.

С 1996 г. по 2005 г. были успешно осуществлены две Республиканские Программы по энергосбережению. 19 июня 1998 года в республике был принят Закон «Об энергосбережении», который регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения, и устанавливает правовые основы этих отношений. Статья 20 указанного закона определяет методы государственного стимулирования пользователей и производителей ТЭР в вопросах энергосбережения. В соответствии со статьей 8 Закона «Об энергосбережении» в республике разрабатываются и утверждаются республиканские, отраслевые и региональные программы энергосбережения. Они служат для проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации государственных органов в сфере энергосбережения. На предприятиях составляются и утверждаются программы энергосбережения - краткосрочные сроком на 1 год и перспективные сроком на 5 лет. Первые используются при разработке норм расхода ТЭР. Одной из основных задач разработки и реализации краткосрочных программ является обеспечение снижения потребления ТЭР на предприятии в соответствии с заданием вышестоящего хозяйственного органа. Актуальным является также материальное стимулирование участников процесса энергосбережения на предприятии. Для этих целей на предприятиях в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 1998 года № 504 «О мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий»

Проблемы энергосбережения, эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и сырьевых источников особенно актуально для нашей страны, не обладающей достаточным ресурсным потенциалом. Без них невозможно достичь максимально возможного удовлетворения жизненно важных потребностей общества. Вместе с тем из-за отсутствия целостной системы экономии материальных ресурсов снижается конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования. Высока и материалоемкость отечественной продукции, недостаточно полно используются вторичные ресурсы и отходы производства.

В структуре топливного баланса импортируемый из России природный газ составляет 70-75%, а из потребляемых около 20 млн. т нефти в год собственная нефть составляет лишь 1,8 млн. т., т.е. в республике сохраняется преобладающая зависимость от одного поставщика энергоносителей – России. Зависимость от закупок более 80% потребляемых в стране газа, мазута, и др. энергоносителей делает нашу экономику чувствительной к колебаниям цен на энергоресурсы. Повышение энергетической безопасности и независимости государства должно достигаться за счет внедрения энергосберегающих мероприятий, новых прогрессивных технологий, а также эффективного использования существующих мощностей.

Директива №3 «Экономия и бережливость» - программный документ, стал основой принципиально новых подходов к энергетической независимости государства. Она рассматривает совокупность факторов, обеспечивающих максимально надежное и наращиваемое обеспечения страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого социально – экономического развития. В концепции рассчитаны пороговые значения и требуемые показатели по снижению величины энергоемкости на 2010, 2015 и 2010 гг. Согласно директиве экономия топливно – энергетических ресурсов должна составлять в 2006-2010 гг. - 7,5 млн.т., 2011 – 2015 гг. - не менее 7млн .т, 2015-2020 гг. - не менее 5,2 млн.т.

Впервые в республике разработан, долгосрочный баланс топливно-энергетических ресурсов до 2020 года, на базе которого, сформированы планы дальнейшего социально – экономического и инновационного развития республики, а также государственные программы. Баланс включает общее потребление, прогноз потребления электрической и тепловой энергии. Согласно балансу объемы валового потребления ресурсов должны возрасти с 37,05 до 52,4 млн т.у.т., электроэнергии – с 36,9 до 50,3 млрд.кВт .ч.

«Республиканская программа энергосбережения на 2011–2015 гг.», утв. постановлением Совмина от 24.12.2010 № 1882. Согласно «Республиканской программе энергосбережения на 2011–2015 гг.» запланировано снизить энергоемкость ВВП по сравнению с уровнем 2005 г. на: не менее чем на 50 % в 2015 году, и не менее чем на 60% в 2020 году. Планируется достичь общего объема экономии топливно-энергетических ресурсов при сопоставимых условиях по ВВП на период до 2011-2015 не менее 7,1 -8,9 млн. т у.т. и не менее 5,2 млн. т у.т. к 2016-2020 гг.

В 2010 г. в республике принят закон "О возобновляемых источниках энергии", который предусматривает создание правовых основ для реализации государственной политики в сфере использования возобновляемых источников энергии. Он направлен на: повышение уровня энергетической безопасности, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, создание, совершенствование и использование эффективных технологий и установок по использованию возобновляемых источников энергии.

Наряду с повышением энергоэффективности, развитие ВИЭ - часть государственной политики Беларуси в сфере энергоснабжения, энергосбережения и энергобезопасности, как и в сфере защиты окружающей среды и предотвращения изменений климата. Документы, определяющие энергетическую политику, и программы подчеркивают важность развития ВИЭ и местных источников энергии для безопасности энергоснабжения. В 2010 году доля собственных энергоресурсов, добываемых на территории республики (нефть, попутный газ, торф, дрова и прочие), с учетом вторичных энергоресурсов достигла 20,5 процента (5,7 млн. т у.т.) в потреблении котельно-печного топлива.

Национальная программа развития местных и возобновляемых источников энергии на 2011-2015 гг. предусмотрено увеличить объемы использования местных и возобновляемых источников энергии к 2015 г. до 5,7 млн .у.т.( в 1,9раз.) . В 2010г. эти объемы составляли лишь 3 млн.т.у.т. Уже к 2012 г. за счет использования местных видов топлива и ВИЭ должно обеспечиваться не менее 25 % потребностей в топливе, используемого для производства электрической и тепловой энергии в стране. Программой установлены задания по увеличению использования местных видов топлива, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов при приоритете древесного топлива (1,7 млн. т у.т./год к 2010 г. и 6.7 млн. т у.т./год к 2020 г.).

Кроме этого разработаны, а также и другие специализированные программы в сфере повышения энергоэффективности и развития использования собственных энергоресурсов. Поставлены стратегические задачи обеспечить долю использования собственных энергоресурсов в балансе энергоресурсов для производства тепловой и электрической энергии не менее 28,0% в 2015 году и 32,0% в 2020 году.

Разработка технических стандартов и норм - один из приоритетов белорусской политики в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики. Разработана специальная "Программа развития технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения". Поставлена задача гармонизации государственных стандартов с международными и европейскими стандартами и Директивами ЕС.

Энергосбережение на предприятии. Одним из основных условий функционирования любого предприятия является надежное энергообеспечение производственной или посреднической деятельности. Размеры, структура, исполнение системы энергообеспечения зависят от отраслевого профиля, применяемых технологий, масштабов производства предприятия или оказываемых фирмой услуг. Управление энергоиспользованием на предприятии осуществляется с помощью внешних и внутренних механизмов.

Основные задачи внутреннего управления на предприятии:

- принятии энергосберегающих решений и их реализации на стадиях проектирования, строительства;

- организационной согласованности финансовой, техно­логической и энергетической политики и дисциплины на предприятии;

- экономическом стимулировании и мотивации всех под­разделений, служб, персонала предприятия;

- учета и контроля потоков всех энергоресурсов и энерго­носителей;

-создания автоматизированной системы управления энергоиспользованием на предприятии и подсистем ее обес­печения;

-энергетического обследования и аудиты предприятия в целом и его подразделений для оценки потенциала энерго­сбережения, разработки плана и определения приоритетных мероприятий по снижению энергозатрат.

Внешнее управление энергоиспользованием отдельных предприятий осуществляется посредством правовых, эконо­мических, финансовых, административных механизмов, оп­ределенных государственной политикой энергосбережения и осуществляемых через государственные органы энергосбе­режения.

Вопросы энергосбережения в республике решаются во всех сферах деятельности:

В электроэнергетике планируется внедрение парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий с КПД не менее 57%. Например, реконструкция котельного цеха Жодинской ТЭЦ предполагает построить парогазовую установку 64 МВт, что даст возможность экономить с 2014 г. по 31 тыс. т у.т. в год. В целом же в ГПО «Белэнерго» к 2015 г. удельный расход топлива на выработку электроэнергии должен снизиться не менее чем на 10%.

В промышленности первоочередное внимание будет уделяться модернизации литейных, термических и гальванических производств, где предполагается установка эффективных автоматизированных печей с КПД не менее 50%. Например, уже в 2011 г. запланирована модернизация термозакалочной печи ОАО «Минский завод отопительного оборудования», которая позволит сократить потребление ТЭР на 1 тыс. т у.т. в год.

В ЖКХ должна состояться реконструкция котельных, строительство мини-ТЭЦ на местных видах топлива, модернизация тепловых сетей, внедрение энергоэкономичных осветительных устройств, возведение биогазовых установок на очистных сооружениях.

В сфере строительства также предусматривается значительно повысить энергоэффективность. Так, за 5 лет доля возводимых в республике энергоэффективных жилых домов должна вырасти до 60%. Модернизация технологических процессов, направленная на сокращение энергопотребления, намечена на предприятиях, производящих стройматериалы.

Важным ресурсом в снижении энергоемкости ВВП станет соблюдение требований технических нормативных актов, направленных на рациональное использование ТЭР. Реализация указанных мероприятий должна дать в 2011–2015 гг. экономию ТЭР в пределах 7,1–8,9 млн. т у.т. В ближайшие 5 лет на реализацию энергосберегающих мероприятий планируется направить 8,6 млрд. USD. При этом основным источником вложений должны стать собственные средства предприятий (38% в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные средства (20%). В частности, предусматривается привлечение связанных кредитов из Финляндии и Китая. Господдержку за счет средств республиканского и местных бюджетов (22%), отраслевых инновационных фондов (20%) предполагается оказывать, прежде всего, организациям социальной и бюджетной сферы для внедрения наиболее эффективных проектов энергосбережения.

Технические направления повышения эффективности энергоиспользования Государственной программой «Энерго­сбережение» определены следующие приоритетные техничес­кие направления энергосбережения в Республике Беларусь:

учет и регулирование ТЭР;

малые и мини-ТЭЦ;

использование ВЭР;

котельные и тепловые сети;

парогазовые установки в энергетике;

регулируемый электропривод;

системы освещения;

холодильная техника и компрессорное оборудование;

строительные конструкции и теплоизоляционные ма­териалы;

теплонаносные установки;

автоматизированные системы управления технологи­ческими процессами;

нетрадиционные и возобновляемые источники энергии;

внедрение новых технологий и оборудования.

Учет, контроль и управление энергопотреблением. В Беларуси на государственном уровне разработана ши­рокая программа и развернута практическая работа по внед­рению автоматизированных систем учета, контроля и управ­ления энергопотреблением (АСКУЭ) на основе современных принципов и технических средств.

Системы коммерческого учета создаются как на пред­приятиях — поставщиках энергоресурсов, так и на пред­приятиях, их потребляющих. Системы технического учета предназначены для коптроля и оптимизации энергопотоков внутри предприятия по подразделениям и объектам.

5.Международное сотрудничество и проекты в области энергосбережения.Республика активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц.

В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность » Республика Беларусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».

Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует Оборотный фонд по биоэнергетике, разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект - поставщик древесного топлива.

В настоящее время осуществляется реализации проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого - уменьшение выбросов парниковых газов на 23500 т в год в эквиваленте СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности.

В целом, в рамках реализации проектов с участием ПРООН, ГЭФ и ЕЭК ООН в республику привлечено иностранных инвестиций в объеме более 5 млн. долл. США.

Международный банк реконструкции и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы.

В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг.. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе 4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго». В результате реализации проекта будут достигнуты не только высокие экономические показатели, что будет содействовать минимизации последствий роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но и получен социальный эффект, к которому следует отнести повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий потребителей, включая население и социальные объекты.

В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и опыт. Растет и доверие международных финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования.

Литература

1.Национальная программа развития местных и возобновляемых источников на 2011-2015гг. Журнал «Энергоэффективность» №.5, 2011г

2.Анализ норм Республиканской программы энергосбережения на 2011-2015гг. Журнал «Энергоэффективность». №1,2011г.

3. По итогам работы коллегии Департамента по энергоэффективности Госстандарта Журнал« Энергоэффеективность». № 6, 2010г.

4. Пестис В.К., Богданович П.Ф., Григорьев А.А. Основы энергосбережения в сельскохозяйственном производстве. Минск: - ИВЦ Минфина,2008.

5.Свидерская О.В. Основы энергосбережения Минск: Тетрасистем,2008.

6.Шимова О.С. Основы экологии и энергосбережения: учеб. пособие /О.С.Шимова,Н.К.Соколовский, О.В.Свидерская; под ред.О.С.Шимовой. -Мн.: БГЭУ,2011.

7. Гурина Н.С. основные направления эффективного развития ТЭР Республики Беларусь. Ж-л «Право и экономика».,2007.

8.Энергосбережение – приоритет государственной политики. Ж-л» «Энергоэффективность» №12,2006.с.4-5.

Наши рекомендации