Обучающихся по специальностям
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
«Финансы и кредит»,
«Налоги и налогообложение»
МОСКВА
«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»
УДК 33
ББК 65.053
А16
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой Л.Н.Усенко
Канд.экон.наук, доцент, начальник отдела макроэкономического анализа и финансовых балансов Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края С.Н.Стехина
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие /А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И.Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 672с.
В учебном пособии изложены теоретические аспекты средств и методов экономического и финансового анализа хозяйственной деятельности, а также их практические приложения, имеющие целью повышение эффективности и результативности экономической и финансовой деятельности организаций.
Особое внимание уделено современным методам организации аналитической работы, планирования деятельности коммерческих организаций, анализа в системе маркетинга и работы с ценными бумагами, инвестиционного анализа, оценке экономического потенциала и бизнеса. Приведены современные аналитические методики, позволяющие повысить эффективность экономического и финансового анализа. Аналитические материалы учитывают современную ориентацию на международные стандарты бухгалтерского учета.
Для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» и других экономических специальностей, аспирантов, преподавателей, работников экономических служб коммерческих организаций.
УДК 33
ББК 65.053
ISBN
|
Оглавление
Предисловие. 7
РАЗДЕЛ I
РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ.. 11
Глава 1. Характеристика комплексного экономического анализа. 11
1.1. Предмет экономического анализа и его научный аппарат. 11
1.2. Виды экономического анализа и его связь со смежными дисциплинами. 16
1.3. Задачи экономического анализа хозяйственной деятельности. 25
Глава 2. Организация аналитической работы.. 27
2.1. Система показателей экономического анализа. 27
2.2. Метод и методика экономического анализа. 31
2.3. Особенности использования факторного анализа. 40
2.4. Информационное обеспечение и последовательность экономического анализа. 47
Вопросы для самоконтроля по разделу I. 50
РАЗДЕЛ II 52
СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОГО БИЗНЕС-ПЛАНА И РОЛЬ АНАЛИЗА В РАЗРАБОТКЕ И МОНИТОРИНГЕ ОСНОВНЫХ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.. 52
Глава 3. Роль анализа в комплексном планировании бизнеса. 52
3.1. Общая характеристика планирования. 52
3.2. Значение анализа во внутрипроизводственном планировании. 54
3.3. Пределы планирования. 57
3.4. Мониторинг основных плановых показателей. 61
Глава 4. Структура, содержание и принципы разработки бизнес-планов. 65
4.1. Инвестиционный бизнес-план. 65
4.2. Современные стандарты управления. 76
4.3. Система планирования и контроля производства. 80
Вопросы для самоконтроля по разделу II. 97
РАЗДЕЛ III
СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (БЮДЖЕТИРОВАНИЕ) И АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ СМЕТ (БЮДЖЕТОВ) 99
Глава 5. Бюджетирование как система планирования деятельности организации. 99
5.1. Цели и задачи бюджетирования. 99
5.2. Процесс бюджетирования. 101
5.3. Состав операционных бюджетов. 104
5.4. Состав финансовых бюджетов. 108
Глава 6. Технология составления и контроля бюджетов организации. 111
6.1. Исходные данные для составления бюджетов. 111
6.2. Составление операционных бюджетов организации. 113
6.3. Составление финансовых бюджетов. 119
6.4. Контроль выполнения бюджета организации и анализ отклонений. 123
Вопросы для самоконтроля по разделу III. 127
РАЗДЕЛ IV
АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА.. 129
Глава 7. Сущность и концепции маркетингового анализа. 129
7.1. Основные понятия маркетингового анализа. 129
7.2. Информационное обеспечение маркетингового анализа. 134
Глава 8. Методы маркетинговых исследований. 138
8.1. Цели и порядок проведения маркетингового исследования. 138
8.2. Общая характеристика методов маркетинговых исследований. 141
8.3. Методы полевых исследований. 144
8.4. Методы обработки и обобщения данных. 151
Глава 9. Анализ в стратегическом маркетинге. 153
9.1. Процесс стратегического планирования маркетинга. 153
9.2. Методы анализа рынка. 159
9.3. Применение SWOT- анализа для определения маркетинговых стратегий организации. 163
9.4. Применение методов маркетингового анализа для прогнозирования рыночных тенденций 170
Вопросы для самоконтроля по разделу IV.. 175
РАЗДЕЛ V
АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ... 177
Глава 10. Анализ объема производства и продаж.. 177
10.1. Цели и задачи анализа производства и продаж товаров. 177
10.2. Порядок анализа объемов производства и продаж.. 180
Глава 11. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ.. 184
11.1. Ассортиментная политика и планирование ассортимента. 184
11.2. Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров. 187
11.3. Анализ влияния структуры и структурных сдвигов. 188
на производство товаров. 188
Глава 12. Анализ обновления продукции и ее качества. 193
12.1. Критерии оценки новых товаров. 193
12.2. Анализ показателей качества товара. 197
Глава 13. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров. 201
13.1. Анализ ритмичности производства. 201
13.2. Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств. 204
13.3. Анализ сбыта товаров. 208
Вопросы для самоконтроля по разделу V.. 210
РАЗДЕЛ VI
АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО УРОВНЯ И ДРУГИХ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА 212
Глава 14. Оценка и анализ уровня организации производства и управления. 212
14.1. Анализ технико-организационного уровня. 212
14.2. Показатели экстенсивности и интенсивности развития производства. 223
14.3. Оценка комплексного воздействие экстенсивных и интенсивных факторов развития организации 228
Глава 15. Анализ эффективности использования средств труда. 226
15.1. Цели анализа основных средств организации. 226
15.2. Анализ состояния и движения основных средств. 228
15.3. Характеристика использования машин и оборудования по времени и по производительности 235
15.4. Анализ эффективности использования основных средств. 241
Глава 16. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов организации. 249
16.1. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами. 249
16.2. Анализ использования рабочего времени. 255
16.3.Резервы роста производительности труда. 259
16.4. Анализ производительности труда. 263
16.5. Анализ влияния использования труда рабочих на объем выпуска продукции. 267
Глава 17. Анализ создания и использования материальных ресурсов организации. 270
17.1. Оценка планов материально-технического снабжения. 270
17.2. Оценка потребности в материальных ресурсах и эффективности их использования. 275
Вопросы для самоконтроля по разделу VI. 281
РАЗДЕЛ VII
АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ.. 284
Глава 18. Управление затратами. 284
18.1. Классификация затрат. 284
18.2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью.. 293
Глава 19. Анализ себестоимости продукции. 305
19.1. Цели и содержание управления себестоимостью.. 305
19.2. Факторный анализ себестоимости. 307
19.3. Анализ затрат на рубль произведенных товаров. 313
19.4. Анализ использования материальных ресурсов и их влияния на себестоимость продукции 316
19.5. Анализ использования труда и его влияния на себестоимость продукции. 321
Вопросы для самоконтроля по разделу VII. 328
РАЗДЕЛ VIII
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 329
Глава 20. Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации. 329
20.1. Цели и задачи финансового анализа организаций. 329
20.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли. 335
20.3. Факторный анализ рентабельности активов коммерческой организации. 339
20.4. Анализ финансовых результатов и рентабельности активов организации на основе финансовых коэффициентов. 341
Глава 21. Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа. 345
21.1. Цели и содержание управления финансовым состоянием коммерческой организации. 345
21.2. Анализ структуры имущества организации и его источников формирования в разрезе разделов и статей баланса. 350
21.3. Анализ имущественного положения организации на основе финансовых показателей. 362
Глава 22. Анализ эффективности использования оборотных активов организации. 364
22.1. Общая оценка оборачиваемости активов организации. 364
22.2. Анализ продолжительности производственно-коммерческого цикла и источников его финансирования. 368
22.3. Анализ движения денежных средств. 373
22.4. Анализ дебиторской задолженности. 378
22.5. Анализ кредиторской задолженности. 382
Глава 23. Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости организации 385
23.1. Анализ ликвидности. 385
23.2. Оценка текущей и перспективной платежеспособности. 394
23.3. Анализ обеспеченности запасов и источниками их формирования. 396
23.4. Оценка рыночной финансовой устойчивости на основе финансовых коэффициентов. 400
Глава 24. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений. 411
24.1. Основы инвестиционной деятельности организации. 411
24.2. Задачи оценки инвестиционного проекта. 417
24.3. Методы оценки эффективности инвестиций. 422
24.4. Варианты оценки инвестиционной привлекательности. 431
организаций. 431
Вопросы для самоконтроля по разделу VIII. 440
РАЗДЕЛ IX
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 444
Глава 25. Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта. 444
25.1. Цели и задачи комплексного анализа экономического потенциала организации. 444
25.2. Оценка производственного потенциала организации. 446
25.3. Оценка финансового потенциала организации. 454
Глава 26. Оценка бизнеса. 459
26.1. Основные подходы к оценке бизнеса и методы оценки. 459
26.2 Российская практика оценки бизнеса. 480
26.3. Оценка бизнеса на основе экономической добавленной стоимости (EVA) 485
Глава 27. Оценка деятельности организации на рынке ценных бумаг. 494
27.1. Цели деятельности организации на рынке ценных бумаг. 494
27.2. Характеристика ценных бумаг организации. 497
27.3. Учет и анализ ценных бумаг в организации. 499
27.4. Дивидендная политика организации. 507
27.5. Методика рейтингового анализа эмитентов. 512
Вопросы для самоконтроля по разделу IX.. 517
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 519
Описание (Из продажной рекламы):Настоящий учебник преследует две цели. Во-первых, это систематическое изложение основ представления информации о текущем состоянии конкретной организации на основе финансовой и статистической отчетности. Подробно излагаются методики, позволяющие с использованием данной отчетности получить как можно больше аналитической информации, рассматриваются варианты повышения обоснованности принятия хозяйственных решений на основе аналитических данных.
Вторая цель учебника состоит в демонстрации практического приложения методик анализа. Отличительной особенностью изложения материалов является то, что все методические вопросы рассматриваются на основе сквозного примера организации, которая живет и работает в реальных условиях, испытывая характерные для настоящего времени трудности. Деятельность этой организации представлена системой экономических и финансовых показателей, которая дает представление о текущем состоянии и результативности ее деятельности за конкретный период времени. Комплексный экономический анализ помогает разобраться в причинах проблем организации и рекомендовать пути их решения. Методики анализа важнейших показателей деятельности организации представлены с учётом новых достижений науки, практики и мировых стандартов. Каждый раздел учебника снабжен контрольными вопросами, способность ответить на все вопросы свидетельствует о достаточном усвоении основного материала раздела
Предисловие
Произошедшие за последнее десятилетие коренные экономические преобразования резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере — широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.
Россия имеет широкие потенциальные возможности для обеспечения социально-экономического роста: квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих, подавляющее большинство видов минерально-сырьевых ресурсов, созданные производственные мощности. Однако этот потенциал не может быть задействован без коренного улучшения экономического обоснования принимаемых решений.
На современном этапе для обеспечения экономического роста необходимо, прежде всего, добиться существенного повышения эффективности управления организациями. Однако организации различных форм собственности функционируют в определенной экономической среде, создаваемой государством посредством налоговой и таможенной политики, норм и правил банковской деятельности, межбюджетных отношений и отношений собственности. В этих условиях задача повышения эффективности управления организациями должна решаться по всей управленческой вертикали от федерального Центра, через субъекты Федерации и до каждого конкретной организации. При этом особая роль отводится комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий.
Квалифицированный бухгалтер, аудитор, налоговый инспектор, экономист, менеджер, финансист должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности. Каждое направление анализа имеет в своей основе самостоятельную область знаний, формируется как особое направление общей области научных знаний экономического анализа.
Однако если требования знания и владения методами анализа является общепризнанными, то признание экономического анализа как самостоятельной науки долгое время и часто до сих пор вызывает дискуссию. Достаточно напомнить, что в системе научных дисциплин многих зарубежных стран экономический анализ рассматривается как неотъемлемая часть бухгалтерского учёта, который в свою очередь разделяется на финансовый, предназначенный для внешнего использования, и управленческий, раскрывающий особенности формирования затрат организации.
Расширение сотрудничества с зарубежными партнёрами, гармонизация бухгалтерского учёта России с требованиями международных стандартов финансовой отчётности вызвало необходимость максимального приближения экономического анализа к условиям рыночной экономики.
При этом нужно отличать общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне (на уровне общественно-экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей), и конкретно-экономический анализ на микроуровне — анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных организаций. Если общетеоретический экономический анализ как научный подход значительное развитие получил в трудах экономистов еще прошлого столетия, то анализ хозяйственной деятельности как наука (специальная отрасль знаний) выделился сравнительно недавно. Становление анализа хозяйственной деятельности обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой отрасли знаний.
Во-первых, это необходимо для удовлетворения практической потребности, которая возникла в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчёты, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Без всестороннего комплексного анализа невозможно управлять сложными экономическими процессами в современных условиях деятельности организаций.
Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. Как известно, с развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа рассматривались в рамках существовавших в то время таких научных дисциплин, как балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако для обоснования долгосрочных и краткосрочных планов экономического и социального развития организаций появилась потребность в комплексном и всестороннем исследовании их деятельности, что обусловило необходимость выделения анализа хозяйственной деятельности в самостоятельную отрасль знаний. В дальнейшем роль экономического анализа возрастала, началось комплексное аналитическое изучение производства, и анализ стал основой планового управления экономикой организации, выявления резервов повышения эффективности производства.
Современное состояние анализа можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными работниками, используются в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, персональных компьютеров, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.
Перспективы развития анализа хозяйственной деятельности в теоретическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др. Кроме того, развитие анализа зависит и от запросов практики. Что касается перспектив прикладного характера, то комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности постепенно занимает ведущее место в системе управления. Этому содействуют преобразования, которые происходят в нашем обществе. Совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция организаций и различных форм собственности будут содействовать повышению заинтересованности в развитии этой науки и применении ее достижений в практике управления.
В связи с этим, основное назначение данного учебника – не только представить учебный материал в полном соответствии с содержанием образовательного стандарта подготовки специалистов по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», но и детально рассмотреть наиболее применяемые методы и методики анализа.
Настоящий учебник преследует две цели. Во-первых, это систематическое изложение основ представления информации о текущем состоянии конкретной организации на основе финансовой и статистической отчетности. Подробно излагаются методики, позволяющие с использованием данной отчетности получить как можно больше аналитической информации, рассматриваются варианты повышения обоснованности принятия хозяйственных решений на основе аналитических данных.
Вторая цель учебника состоит в демонстрации практического приложения методик анализа. Отличительной особенностью изложения материалов является то, что все методические вопросы рассматриваются на основе сквозного примера организации, которая живет и работает в реальных условиях, испытывая характерные для настоящего времени трудности. Деятельность этой организации представлена системой экономических и финансовых показателей, которая дает представление о текущем состоянии и результативности ее деятельности за конкретный период времени. Комплексный экономический анализ помогает разобраться в причинах проблем организации и рекомендовать пути их решения. Методики анализа важнейших показателей деятельности организации представлены с учётом новых достижений науки, практики и мировых стандартов. Каждый раздел учебника снабжен контрольными вопросами, способность ответить на все вопросы свидетельствует о достаточном усвоении основного материала раздела.
РАЗДЕЛ I