Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Б2 Практики

Б2 (П) ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)

Направление подготовки

Техносферная безопасность

Профиль подготовки

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Семестр (ы)
Всего зачетных единиц (з.е.)
Всего часов на дисциплину:
- из них аудиторных часов:  
- из них часов на самостоятельную работу:
Вид промежуточного контроля Зачет с оценкой   6 семестр
       

Новосибирск, 2017

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавров 20.03.01 «Техносферная безопасность» и учебного плана профиля «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Рабочую программу составил: Татаренко В.И. профессор ,зав. кафедры Техносферной безопасности.

Рецензент программы: Ромейко В.Л., ведущий научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Новосибирский НИИ Гигиены» Роспотребнадзора, к.м.н., доцент.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Техносферной безопасности

Безопасность жизнедеятельности в техносфере - student2.ru «30» июня 2017 г. Протокол № 9

Зав. кафедрой ТБ Татаренко В.И.

(подпись)

Программа одобрена ученым советом института кадастра и природопользования

Безопасность жизнедеятельности в техносфере - student2.ru «04» июля 2017 г. Протокол № 8 .

Безопасность жизнедеятельности в техносфере - student2.ru Председатель Ученого совета ИКиП Ветошкин Д.Н.

(подпись)

«СОГЛАСОВАНО»

Заведующая библиотекой Тимофеева Л.А.

(подпись)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ.. 4

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРО- ХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ.. 4

3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 6

4. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ.. 7

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.. 7

5.1. Содержание этапов Практики. 7

5.2 Самостоятельная работа студента. 7

5.3 Матрица междисциплинарных связей. 8

5.4. Матрица соотнесения этапов Практики и формируемых в них компетенций. 8

6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ.. 9

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ.. 9

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 9

7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 11

7.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 13

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 15

8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ». 16

8.1 Основная литература. 16

8.2. Дополнительная литература. 17

8.3. Ресурсы сети «Интернет». 17

9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ.. 17

10. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 18

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРО-ХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТА- ТАМИ ОСВОЕНИЯ

Целью Практики является формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций для решения научных и практических задач, осуществления профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность».

Практика закладывает основы для дальнейшего осуществления научно-исследовательской деятельности в соответствии с профилем профессиональной деятельности.

В результате прохождения Практики должны быть решены следующие основные задачи:

- анализ факторов риска воздействия вредных и опасных факторов условий труда на состояние здоровья работников.

- разработка научно-обоснованных мероприятий по профилактике профессиональных рисков воздействия вредных и (или) опасных условий труда.

Проведение практики направлено на формирование у выпускников следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

Код компетенции Содержание формируемой компетенции Образовательные результаты
ОК-6 Способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей и готовностью к использованию инновационных идей Выпускник знает: структуру самосознания, его роль в жизнедеятельности личности. Виды самооценки, уровни притязаний, их влияния на результат образовательной, профессиональной деятельности. Этапы профессионального становления личности. Этапы, механизмы и трудности социальной адаптации; Выпускник умеет: использовать современные достижения науки и техники. Понимать смысл, интерпретировать и комментировать получаемую информацию. Собирать и систематизировать разнообразную информацию из многочисленных источников; Выпускник владеет: способен на основе собранной информации выявлять тенденции, вскрывать причинно-следственные связи, определять цели, выбирать средства, выдвигать гипотезы и идеи;
ОК-8 Способность работать самостоятельно Выпускник знает: особенности сферы предстоящей деятельности и стоящие перед ним задачи по обеспечению БЖД Выпускник умеет: самостоятельно принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции Выпускник владеет: способностью самостоятельно анализировать полученные результаты по оценке состояния техносферной безопасности.
  ОК-12 способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач Выпускник знает: виды информационных систем и принципы их работы; форматы данных и способы их преобразования; состав основного прикладного программного обеспечения; системы управления базами данных; принципы построения базы данных и системы управления базами данных; ресурсы региональной и глобальной сети, связанных с управлением безопасностью жизнедеятельности; Выпускник умеет: выбирать и комбинировать программно-аппаратные средства для наиболее эффективного решения поставленных задач; пользоваться прикладным компьютерным программным обеспечением в области техносферной безопасности; Выпускник владеет: способами ориентации в профессиональных источниках информации (глобальные ресурсы, сайты, образовательные порталы);способностью ориентироваться в информационных системах.


профессиональные компетенции:

Код компетенции Содержание формируемой компетенции Образовательные результаты
ПК-4 Способность использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности Выпускник знает: основные критерии работоспособности и надежности элементов технологического оборудования; Выпускник умеет: использовать расчетные методы оценки надежности и работоспособности технологического оборудования; Выпускник владеет: способностью оценивать работоспособность и надежность элементов технологического оборудования в обеспечении безопасности труда при эксплуатации в производственных условиях
ПК-9 Готовность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики Выпускник знает: особенности организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики; Выпускник умеет: анализировать процессы принятия решений охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики; Выпускник владеет: навыками организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также навыками составления прогнозов оценки состояния и последствий несоблюдения требований в области охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики.
ПК-16 Способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов Выпускник знает: механизмы и характер воздействия опасных и вредных факторов среды обитания на человека; Выпускник умеет: оценивать последствия воздействия опасных и вредных факторов среды обитания на человека с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия; Выпускник владеет: методами анализа и оценки последствий воздействия опасных и вредных факторов среды обитания на человека.
ПК-21 Способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива Выпускник знает: основы организации работы научно-исследовательских коллективов; Выпускник умеет: применить профессиональные знания в решении научно-исследовательских и научно-практических задач в составе научно-исследовательского коллектива; Выпускник владеет: навыками работы в коллективе при выполнении научно-исследовательских работ.

МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Практика входит в блок Б2 «Практики» и относится к вариативной части основной образовательной программы (ОПОП) высшего образования – программ бакалавриата ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 20.03.01 «Техносферная безопасность».

Успешное прохождение Практики базируется на результатах изучения следующих дисциплин бакалавриата: «Мониторинг среды обитания», «Безопасность в ЧС», «Производственная санитария и гигиена труда», «Теория горения и взрывов».

ОБЪЕМ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость Практики составляет 108 часов/3 з. е. Продолжительность практики составляет 2 недели.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Содержание этапов Практики

№ n/n Наименование раздела (этапа) практики Трудоемкость (часы) Формы контроля успеваемости
6 семестр
Аудиторная работа СРС
1. Обоснование выбранного направления работ, формулировка цели, постановка задач.   Собеседование с руководителем практики, проверка отчета по практике.
2. Решение поставленных экспериментальных и теоретических задач научного исследования  
3. Написание отчета по практике.   Собеседование с руководителем практики, проверка отчета по практике.
4. Подготовка отчета по научно-исследовательской практике  
  Всего: 108 часов    

5.2 Самостоятельная работа студента

№ этапа практики Содержание СРС Порядок реализации Трудоемкость (часы) Контроль выполнения СРС
Обоснование выбранного направления работ, формулировка цели, постановка задач. Самостоятельно формулирует цель и постановку задач в работе собеседование
Решение поставленных экспериментальных и теоретических задач научного исследования Самостоятельно решает поставленные экспериментальные и теоретические задачи научного исследования собеседование
Написание отчета по практике. Самостоятельно пишет отчет по практике собеседование
Подготовка отчета по научно-исследовательской практике Готовит отчет к проверке собеседование

5.3 Матрица междисциплинарных связей

№ п/п Наименование обеспечивающих (предыдущих) дисциплин № разделов учебной практики, для которых необходимо изучение обеспечивающих (предыдущих) дисциплин
1 2 3 4
Мониторинг среды обитания + + + +          
Безопасность в ЧС   +   +          
Производственная санитария и гигиена труда + + + +          
Теория горения и взрывов +   + +          
№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № разделов учебной практики, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1 2 3 4
Экспертиза, сертификация и оценка условий труда + + + +          
Управление техносферной безопасностью + + + +          
Нормативно правовые требования в БЖД + + + +          

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

1. Дайте определения понятиям: «условия труда», «вредный производственный фактор», «вредные условия труда», «безопасные условия труда», «профессиональные заболевания», «производственно-обусловленные заболевания», «профессиональный риск», «управление профессиональным риском»

2. Классификация вредных производственных факторов.

3. Классификация вредных веществ. Пути поступления производственных ядов в организм, закономерности воздействия, профессиональные отравления и меры профилактики.

4. Производственная пыль. Классификация. Особенности гигиенического нормирования (МРК, ССК, ПН). Воздействие на организм и меры профилактики.

5. Виброаукустические факторы на производстве (производственный шум, производственная вибрация, производственный инфразвук, производственный ультразвук). Классификация. Особенности гигиенического нормирования. Воздействие на организм и меры профилактики.

6. Производственный микроклимат. Классификация. Принципы гигиенического нормирования. Воздействие на организм, меры профилактики перегревания и переохлаждения организма.

7. Электромагнитные излучения на производстве. Классификация. Особенности воздействия на организм и основные направления профилактики.

8. Классификация основных форм трудовой детельности, тяжести и напряженности труда. Воздействие на организм и основные направления оптимизации труда.

9. Общие принципы гигиенической классификации условий труда, общие положения методических подходов по оценке и управлению профессиональных рисков.

10. Целевое планирование мероприятий по управлению профессиональным риском здоровья работающих на основе результатов проведенной оценки условий труда (СОУТ).

Шкалы оценивания

Балл Критерии оценки (содержательная характеристика)
1 (неудовлетворительно) Повторное выполнение работы Работа выполнена полностью. Студент не владеет теоретическим материалом, допуская грубые ошибки, испытывает затруднения в формулировке собственных суждений, не способен ответить на дополнительные вопросы.
2 (неудовлетворительно) Повторная подготовка к защите Работа выполнена полностью. Студент практически не владеет теоретическим материалом, допуская ошибки по сущности рассматриваемых (обсуждаемых) вопросов, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допускает ошибки при ответе на дополнительные вопросы.
3 (удовлетворительно) Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом на минимально допустимом уровне, отсутствуют ошибки при описании теории, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы.
4 (хорошо) Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы.
5 (отлично) Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, представляет полные и развернутые ответы на дополнительные вопросы.

Ресурсы сети «Интернет»

1.Сетевые локальные ресурсы (авторизованный доступ для работы с полнотексто- выми документами, свободный доступ в остальных случаях). – Режим доступа: http://lib.sgugit.ru.

2. Сетевые удалённые ресурсы:

а) электронно-библиотечная система издательства «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com (получение логина и пароля с компьютеров СГУГиТ, дальнейший ав- торизованный доступ с любого компьютера, подключенного к интернету);

б) электронно-библиотечная система Znanium. – Режим доступа: http://znanium.com (доступ по логину и паролю с любого компьютера, подключенного к интернету);

в) научная электронная библиотека elibrary. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru (получение логина и пароля с компьютеров СГУГиТ, дальнейший авторизованный доступ с любого компьютера, подключенного к интернету).

Б2 Практики

Б2 (П) ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)

Направление подготовки

Техносферная безопасность

Профиль подготовки

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Семестр (ы)
Всего зачетных единиц (з.е.)
Всего часов на дисциплину:
- из них аудиторных часов:  
- из них часов на самостоятельную работу:
Вид промежуточного контроля Зачет с оценкой   6 семестр
       

Новосибирск, 2017

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавров 20.03.01 «Техносферная безопасность» и учебного плана профиля «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Рабочую программу составил: Татаренко В.И. профессор ,зав. кафедры Техносферной безопасности.

Рецензент программы: Ромейко В.Л., ведущий научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Новосибирский НИИ Гигиены» Роспотребнадзора, к.м.н., доцент.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Техносферной безопасности

Безопасность жизнедеятельности в техносфере - student2.ru «30» июня 2017 г. Протокол № 9

Зав. кафедрой ТБ Татаренко В.И.

(подпись)

Программа одобрена ученым советом института кадастра и природопользования

Безопасность жизнедеятельности в техносфере - student2.ru «04» июля 2017 г. Протокол № 8 .

Безопасность жизнедеятельности в техносфере - student2.ru Председатель Ученого совета ИКиП Ветошкин Д.Н.

(подпись)

«СОГЛАСОВАНО»

Заведующая библиотекой Тимофеева Л.А.

(подпись)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ.. 4

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРО- ХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ.. 4

3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 6

4. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ.. 7

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.. 7

5.1. Содержание этапов Практики. 7

5.2 Самостоятельная работа студента. 7

5.3 Матрица междисциплинарных связей. 8

5.4. Матрица соотнесения этапов Практики и формируемых в них компетенций. 8

6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ.. 9

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ.. 9

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 9

7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 11

7.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 13

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 15

8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ». 16

8.1 Основная литература. 16

8.2. Дополнительная литература. 17

8.3. Ресурсы сети «Интернет». 17

9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ.. 17

10. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 18

Наши рекомендации