Безопасность жизнедеятельности в техносфере
Б2 Практики
Б2 (П) ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Направление подготовки
Техносферная безопасность
Профиль подготовки
Безопасность жизнедеятельности в техносфере
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Семестр (ы) | |||
Всего зачетных единиц (з.е.) | |||
Всего часов на дисциплину: | |||
- из них аудиторных часов: | |||
- из них часов на самостоятельную работу: | |||
Вид промежуточного контроля | Зачет с оценкой | 6 семестр | |
Новосибирск, 2017
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавров 20.03.01 «Техносферная безопасность» и учебного плана профиля «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
Рабочую программу составил: Татаренко В.И. профессор ,зав. кафедры Техносферной безопасности.
Рецензент программы: Ромейко В.Л., ведущий научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Новосибирский НИИ Гигиены» Роспотребнадзора, к.м.н., доцент.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Техносферной безопасности
«30» июня 2017 г. Протокол № 9
Зав. кафедрой ТБ Татаренко В.И.
(подпись)
Программа одобрена ученым советом института кадастра и природопользования
«04» июля 2017 г. Протокол № 8 .
Председатель Ученого совета ИКиП Ветошкин Д.Н.
(подпись)
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующая библиотекой Тимофеева Л.А.
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ.. 4
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРО- ХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ.. 4
3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 6
4. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ.. 7
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.. 7
5.1. Содержание этапов Практики. 7
5.2 Самостоятельная работа студента. 7
5.3 Матрица междисциплинарных связей. 8
5.4. Матрица соотнесения этапов Практики и формируемых в них компетенций. 8
6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ.. 9
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ.. 9
7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 9
7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 11
7.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 13
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 15
8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ». 16
8.1 Основная литература. 16
8.2. Дополнительная литература. 17
8.3. Ресурсы сети «Интернет». 17
9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ.. 17
10. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 18
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРО-ХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТА- ТАМИ ОСВОЕНИЯ
Целью Практики является формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций для решения научных и практических задач, осуществления профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность».
Практика закладывает основы для дальнейшего осуществления научно-исследовательской деятельности в соответствии с профилем профессиональной деятельности.
В результате прохождения Практики должны быть решены следующие основные задачи:
- анализ факторов риска воздействия вредных и опасных факторов условий труда на состояние здоровья работников.
- разработка научно-обоснованных мероприятий по профилактике профессиональных рисков воздействия вредных и (или) опасных условий труда.
Проведение практики направлено на формирование у выпускников следующих компетенций:
общекультурные компетенции:
Код компетенции | Содержание формируемой компетенции | Образовательные результаты |
ОК-6 | Способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей и готовностью к использованию инновационных идей | Выпускник знает: структуру самосознания, его роль в жизнедеятельности личности. Виды самооценки, уровни притязаний, их влияния на результат образовательной, профессиональной деятельности. Этапы профессионального становления личности. Этапы, механизмы и трудности социальной адаптации; Выпускник умеет: использовать современные достижения науки и техники. Понимать смысл, интерпретировать и комментировать получаемую информацию. Собирать и систематизировать разнообразную информацию из многочисленных источников; Выпускник владеет: способен на основе собранной информации выявлять тенденции, вскрывать причинно-следственные связи, определять цели, выбирать средства, выдвигать гипотезы и идеи; |
ОК-8 | Способность работать самостоятельно | Выпускник знает: особенности сферы предстоящей деятельности и стоящие перед ним задачи по обеспечению БЖД Выпускник умеет: самостоятельно принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции Выпускник владеет: способностью самостоятельно анализировать полученные результаты по оценке состояния техносферной безопасности. |
ОК-12 | способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач | Выпускник знает: виды информационных систем и принципы их работы; форматы данных и способы их преобразования; состав основного прикладного программного обеспечения; системы управления базами данных; принципы построения базы данных и системы управления базами данных; ресурсы региональной и глобальной сети, связанных с управлением безопасностью жизнедеятельности; Выпускник умеет: выбирать и комбинировать программно-аппаратные средства для наиболее эффективного решения поставленных задач; пользоваться прикладным компьютерным программным обеспечением в области техносферной безопасности; Выпускник владеет: способами ориентации в профессиональных источниках информации (глобальные ресурсы, сайты, образовательные порталы);способностью ориентироваться в информационных системах. |
профессиональные компетенции:
Код компетенции | Содержание формируемой компетенции | Образовательные результаты |
ПК-4 | Способность использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности | Выпускник знает: основные критерии работоспособности и надежности элементов технологического оборудования; Выпускник умеет: использовать расчетные методы оценки надежности и работоспособности технологического оборудования; Выпускник владеет: способностью оценивать работоспособность и надежность элементов технологического оборудования в обеспечении безопасности труда при эксплуатации в производственных условиях |
ПК-9 | Готовность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики | Выпускник знает: особенности организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики; Выпускник умеет: анализировать процессы принятия решений охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики; Выпускник владеет: навыками организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также навыками составления прогнозов оценки состояния и последствий несоблюдения требований в области охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики. |
ПК-16 | Способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов | Выпускник знает: механизмы и характер воздействия опасных и вредных факторов среды обитания на человека; Выпускник умеет: оценивать последствия воздействия опасных и вредных факторов среды обитания на человека с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия; Выпускник владеет: методами анализа и оценки последствий воздействия опасных и вредных факторов среды обитания на человека. |
ПК-21 | Способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива | Выпускник знает: основы организации работы научно-исследовательских коллективов; Выпускник умеет: применить профессиональные знания в решении научно-исследовательских и научно-практических задач в составе научно-исследовательского коллектива; Выпускник владеет: навыками работы в коллективе при выполнении научно-исследовательских работ. |
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Практика входит в блок Б2 «Практики» и относится к вариативной части основной образовательной программы (ОПОП) высшего образования – программ бакалавриата ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 20.03.01 «Техносферная безопасность».
Успешное прохождение Практики базируется на результатах изучения следующих дисциплин бакалавриата: «Мониторинг среды обитания», «Безопасность в ЧС», «Производственная санитария и гигиена труда», «Теория горения и взрывов».
ОБЪЕМ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость Практики составляет 108 часов/3 з. е. Продолжительность практики составляет 2 недели.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Содержание этапов Практики
№ n/n | Наименование раздела (этапа) практики | Трудоемкость (часы) | Формы контроля успеваемости | |
6 семестр | ||||
Аудиторная работа | СРС | |||
1. | Обоснование выбранного направления работ, формулировка цели, постановка задач. | Собеседование с руководителем практики, проверка отчета по практике. | ||
2. | Решение поставленных экспериментальных и теоретических задач научного исследования | |||
3. | Написание отчета по практике. | Собеседование с руководителем практики, проверка отчета по практике. | ||
4. | Подготовка отчета по научно-исследовательской практике | |||
Всего: 108 часов |
5.2 Самостоятельная работа студента
№ этапа практики | Содержание СРС | Порядок реализации | Трудоемкость (часы) | Контроль выполнения СРС |
Обоснование выбранного направления работ, формулировка цели, постановка задач. | Самостоятельно формулирует цель и постановку задач в работе | собеседование | ||
Решение поставленных экспериментальных и теоретических задач научного исследования | Самостоятельно решает поставленные экспериментальные и теоретические задачи научного исследования | собеседование | ||
Написание отчета по практике. | Самостоятельно пишет отчет по практике | собеседование | ||
Подготовка отчета по научно-исследовательской практике | Готовит отчет к проверке | собеседование |
5.3 Матрица междисциплинарных связей
№ п/п | Наименование обеспечивающих (предыдущих) дисциплин | № разделов учебной практики, для которых необходимо изучение обеспечивающих (предыдущих) дисциплин | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Мониторинг среды обитания | + | + | + | + | ||||||
Безопасность в ЧС | + | + | ||||||||
Производственная санитария и гигиена труда | + | + | + | + | ||||||
Теория горения и взрывов | + | + | + | |||||||
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № разделов учебной практики, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Экспертиза, сертификация и оценка условий труда | + | + | + | + | ||||||
Управление техносферной безопасностью | + | + | + | + | ||||||
Нормативно правовые требования в БЖД | + | + | + | + |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
1. Дайте определения понятиям: «условия труда», «вредный производственный фактор», «вредные условия труда», «безопасные условия труда», «профессиональные заболевания», «производственно-обусловленные заболевания», «профессиональный риск», «управление профессиональным риском»
2. Классификация вредных производственных факторов.
3. Классификация вредных веществ. Пути поступления производственных ядов в организм, закономерности воздействия, профессиональные отравления и меры профилактики.
4. Производственная пыль. Классификация. Особенности гигиенического нормирования (МРК, ССК, ПН). Воздействие на организм и меры профилактики.
5. Виброаукустические факторы на производстве (производственный шум, производственная вибрация, производственный инфразвук, производственный ультразвук). Классификация. Особенности гигиенического нормирования. Воздействие на организм и меры профилактики.
6. Производственный микроклимат. Классификация. Принципы гигиенического нормирования. Воздействие на организм, меры профилактики перегревания и переохлаждения организма.
7. Электромагнитные излучения на производстве. Классификация. Особенности воздействия на организм и основные направления профилактики.
8. Классификация основных форм трудовой детельности, тяжести и напряженности труда. Воздействие на организм и основные направления оптимизации труда.
9. Общие принципы гигиенической классификации условий труда, общие положения методических подходов по оценке и управлению профессиональных рисков.
10. Целевое планирование мероприятий по управлению профессиональным риском здоровья работающих на основе результатов проведенной оценки условий труда (СОУТ).
Шкалы оценивания
Балл | Критерии оценки (содержательная характеристика) |
1 (неудовлетворительно) Повторное выполнение работы | Работа выполнена полностью. Студент не владеет теоретическим материалом, допуская грубые ошибки, испытывает затруднения в формулировке собственных суждений, не способен ответить на дополнительные вопросы. |
2 (неудовлетворительно) Повторная подготовка к защите | Работа выполнена полностью. Студент практически не владеет теоретическим материалом, допуская ошибки по сущности рассматриваемых (обсуждаемых) вопросов, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допускает ошибки при ответе на дополнительные вопросы. |
3 (удовлетворительно) | Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом на минимально допустимом уровне, отсутствуют ошибки при описании теории, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы. |
4 (хорошо) | Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы. |
5 (отлично) | Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, представляет полные и развернутые ответы на дополнительные вопросы. |
Ресурсы сети «Интернет»
1.Сетевые локальные ресурсы (авторизованный доступ для работы с полнотексто- выми документами, свободный доступ в остальных случаях). – Режим доступа: http://lib.sgugit.ru.
2. Сетевые удалённые ресурсы:
а) электронно-библиотечная система издательства «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com (получение логина и пароля с компьютеров СГУГиТ, дальнейший ав- торизованный доступ с любого компьютера, подключенного к интернету);
б) электронно-библиотечная система Znanium. – Режим доступа: http://znanium.com (доступ по логину и паролю с любого компьютера, подключенного к интернету);
в) научная электронная библиотека elibrary. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru (получение логина и пароля с компьютеров СГУГиТ, дальнейший авторизованный доступ с любого компьютера, подключенного к интернету).
Б2 Практики
Б2 (П) ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Направление подготовки
Техносферная безопасность
Профиль подготовки
Безопасность жизнедеятельности в техносфере
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Семестр (ы) | |||
Всего зачетных единиц (з.е.) | |||
Всего часов на дисциплину: | |||
- из них аудиторных часов: | |||
- из них часов на самостоятельную работу: | |||
Вид промежуточного контроля | Зачет с оценкой | 6 семестр | |
Новосибирск, 2017
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавров 20.03.01 «Техносферная безопасность» и учебного плана профиля «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
Рабочую программу составил: Татаренко В.И. профессор ,зав. кафедры Техносферной безопасности.
Рецензент программы: Ромейко В.Л., ведущий научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Новосибирский НИИ Гигиены» Роспотребнадзора, к.м.н., доцент.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Техносферной безопасности
«30» июня 2017 г. Протокол № 9
Зав. кафедрой ТБ Татаренко В.И.
(подпись)
Программа одобрена ученым советом института кадастра и природопользования
«04» июля 2017 г. Протокол № 8 .
Председатель Ученого совета ИКиП Ветошкин Д.Н.
(подпись)
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующая библиотекой Тимофеева Л.А.
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ.. 4
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРО- ХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ.. 4
3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 6
4. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ.. 7
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.. 7
5.1. Содержание этапов Практики. 7
5.2 Самостоятельная работа студента. 7
5.3 Матрица междисциплинарных связей. 8
5.4. Матрица соотнесения этапов Практики и формируемых в них компетенций. 8
6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ.. 9
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ.. 9
7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 9
7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 11
7.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 13
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 15
8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ». 16
8.1 Основная литература. 16
8.2. Дополнительная литература. 17
8.3. Ресурсы сети «Интернет». 17
9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ.. 17
10. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 18