Краткий конспект лекций по экономической теории

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Тема 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД

Экономика как сфера жизнедеятельности общества

Чтобы жить и развиваться человек должен удовлетворять свои потребности в продуктах питания, одежде, обуви, жилье, транспортных средствах, товарах культурно-бытового, санитарно-гигиенического назначения и т.д. Потребительские блага, а также материальные условия для их производства: производственные здания, техника, автомагистрали и трубопроводы, линии передач и т.д. – создаются в процессе хозяйственной деятельности.

Хозяйственная (экономическая) деятельность – целесообразная деятельность, основанная на определённом расчёте и направленная на создание разнообразных благ с целью удовлетворения потребностей людей. Она представляет совокупность процессов, которые, наряду с непосредственным производством благ, включают и деятельность по их распределению, обмену и потреблению.

На каждой стадии хозяйственной деятельности формируются определённые экономические отношения. В процессе производствапроисходит соединение факторов производства, в результате использования которых создаются экономические блага, предназначенные для удовлетворения потребностей индивидов, фирм и общества в целом. Распределениепредставляет собой экономические отношения по установлению доли каждого участника производства в произведенном общественном продукте. Это отношения, в результате которых формируются доходы всех субъектов хозяйственной деятельности (домашних хозяйств, фирм, государства). Обменпозволяет полученные в процессе распределения доходы обменять на определенные блага. Экономические отношения обмена осуществляются путем купли-продажи товаров. В процессе потребления имеют место экономические отношения, связанные с использованием благ для удовлетворения личных потребностей людей, производственных потребностей фирм и общественных – государства.

По характеру воздействия на хозяйственную деятельность различают технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. Технико-экономические отношения характеризуются технической оснащенностью предприятий и используемыми технологиями. Социально-экономические отношения определяются отношениями собственности на ресурсы и на созданные в процессе производства блага. Организационно-экономические отношения характеризуют формы организации хозяйственной деятельности и способы ее управления.

Результаты хозяйственной деятельности зависят от обеспеченности ресурсами субъектов экономической деятельности и от тех экономических отношений, которые имеют место в данном обществе. Это дает основание сделать вывод, что экономика как сфера жизнедеятельности людей представляет совокупность экономических отношений между людьми, которые имеют место в процессе хозяйственной деятельности по поводу использования ресурсов (капитала, земли, рабочей силы, предпринимательских способностей) для производства благ.

Экономические отношения и влияние различных социально-экономических факторов на результаты хозяйственной деятельности изучают экономические науки.

Экономическая теория и экономическая политика.

Методы экономической науки

Методы экономической науки – это способы познания экономических явлений и процессов. При исследовании хозяйственной сферы жизнедеятельности общества могут быть использованы общенаучные методы, применяемые любой наукой, и частные, характерные для данной науки.

К общенаучным методам относятся: научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, системный метод.

Метод научной абстракции состоит в выявлении главного, наиболее существенного, в отвлечении от второстепенного, случайного в изучаемом объекте. Данный метод позволяет выявить сущностные стороны изучаемых объектов.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение отдельных сторон объекта с целью формирования целостного представления о нем. Анализ представляет собой процесс расчленения объекта на составные части, исследование его внутренней структуры и влияния на него внешних условий. Синтез - объединение знаний о разных сторонах объекта и формирование общего научного представления о его сущности.

Метод индукции и дедукции широко используется в любых научных исследованиях. Индукция имеет место, когда на основе наблюдения за фактами хозяйственной жизни делаются обобщающие теоретические выводы. Дедукция применяется, когда теоретические положения используются для объяснения реальных экономических процессов.

При изучении экономических процессов, как и при исследовании других общественных отношений, возникает необходимость сочетать исторический и логический подходы к исследованию объекта. Исторический подход означает, что экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в которой они возникают и развиваются в исторической реальности. Логический подход рассматривает изменения в сущности исследуемых объектов, которые произошли в ходе общественного развития.

В конце XX века в научных разработках активно стал использоваться системный метод исследования. При данном методе объект исследования рассматривается как система и в то же время как элемент еще более сложной системы. Важную роль в системном анализе играет структурирование исследуемого объекта на основе различных критериев, которые позволяют разграничить составные элементы объекта. Системный анализ позволяет определить связи между объектом и внешними факторами, выявить противоречия в его развитии.

Исследование количественной стороны экономических отношений осуществляются с помощью статистических и математических методов.

Статистические методы используются для оценки количественных параметров и выявления основных тенденций, характеризующих развитие хозяйственной деятельности в течение определенного периода времени.

Из методов, базирующихся на математическом аппарате, особым познавательным потенциалом обладает экономическо-математическое моделирование. Экономико-математическая модель – формализованное описание объекта исследования, упрощенное представление о взаимосвязях, существующих в реальной действительности, в виде графического изображения или математической формулы.

При построении моделей экономическая наука широко использует метод функционального анализа, позволяющий исследовать закономерности изменения одной переменной в зависимости от величины другой переменной и установить способ связи между ними. В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя переменными, а для ее наглядности применяются двухмерные наглядные графические построения. При установлении функциональной зависимости широко используется принцип «при прочих равных условиях», суть которого в допущении, что на независимую переменную влияет изменение только одного переменного фактора, а остальные остаются неизменными. Например, чтобы выявить влияние изменения цены товара на величину спроса, следует предположить, что доходы покупателей, мода и другие факторы не изменятся.

В зависимости от того, в какой мере учитывается фактор времени, различают статические и динамические модели. Переменные в статических моделях относятся к одному и тому же отрезку времени. В динамических моделях отражается движение переменных во времени.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа. Данный метод основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление. Например, влияние увеличения объема производства на одну дополнительную единицу продукции на соответствующие изменение валового дохода и валовых затрат фирмы. На основе использования различных методов исследования создаются теории, т.е. научные подходы к объяснению экономической действительности.

Основные выводы экономической теории сформулированы в экономических категориях и экономических законах.

Экономическая категория- обобщенное понятие, научная абстракция, с помощью которой выражается сущность определенного экономического явления или процесса. Основные категории экономической теории: товар, цена, спрос, предложение, капитал, деньги, прибыль, заработная плата и др.

Экономический законвыражает внутренние, существенные, устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Например, закон спроса показывает зависимость спроса на товар от его цены. его цены.

Основные научные школы

Тема 2

Тема 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Тема 4

Конкуренция: понятие, виды

Существует несколько подходов к определению конкуренции. Под конкуренцией (от лат. сoncurrentia- сталкиваться, сбегаться) понимается соперничество между различными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и купли-продажи товаров. В микроэкономике данный термин используется также для обозначения типа рыночных структур.

В контексте первого подхода выделяют такие виды конкуренции, как
внутриотраслевая и межотраслевая; ценовая и неценовая; конкуренция между различными субъектами рыночной экономики (между продавцами, покупателями и др.), добросовестная и недобросовестная.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между субъектами рыночного хозяйства, занимающимися производством и продажей идентичной либо взаимозаменяемой продукции, направленное на завоевание покупателей.

В зависимости от методов их привлечения выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция направлена на привлечение покупателей посредством установления более низких цен. Неценовая конкуренция основана на повышении качества продукции и пред- и послепродажных услуг; к методам неценовой конкуренции относятся также реклама, использование товарных знаков, брендов и другие.

Конкуренция покупателей - это конкуренция за возможность приобретения товара; возникает в условиях дефицита благ и может приводить к повышению рыночной цены. Конкуренция продавцов обусловлена избытком товаров и может приводить к снижению рыночной цены.

Межотраслевая конкуренция – это соперничество между субъектами рыночного хозяйства, занятыми в различных отраслях экономики, за наиболее выгодные сферы приложения капитала. В результате межотраслевой конкуренции происходит распределение нового и перераспределение раннее задействованного капитала между различными отраслями и сферами хозяйственной деятельности экономики, его перелив в наиболее прибыльные из них.

В зависимости от соблюдения рыночными агентами правовых и этических норм конкуренция делится на добросовестную и недобросовестную. Добросовестная конкуренция осуществляется в рамках принятых на рынке правовых и этических норм; недобросовестная конкуренция связана с нарушением данных норм (демпинг; распространение ложных сведений о конкурентах и другие).

В контексте второго подхода выделяют два типа рыночной структуры: совершенную и несовершенную конкуренцию. Основным критерием данной классификации является наличие у продавцов рыночной власти, или способности воздействовать на рыночную цену товара посредством регулирования объема его предложения.

Совершенная конкуренция имеет место в том случае, когда никто из экономических агентов не способен оказывать влияния на рыночную цену. Несовершенная конкуренция возникает в тех случаях, когда отдельные продавцы и (или) покупатели обладают такой способностью.

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, основными признаками которой являются следующие: наличие множества продавцов и покупателей; однородность продукции; отсутствие каких-либо барьеров вступления в отрасль и выхода из нее; возможность равного и неограниченного доступа ко всем видам информации как со стороны продавцов, так и покупателей; отсутствие у субъектов хозяйствования рыночной власти.

Совершенная конкуренция — это идеальная модель функционирования рынка, в условиях которой экономика могла бы достичь максимальных показателей как аллокативной, так и производственной эффективности. Однако в реальной жизни данная рыночная структура не существует.

Несовершенная конкуренция может существовать в виде чистой монополии (чистой монопсонии), монополистической конкуренции, олигополии (олигопсонии).

Чистая монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, чистая монопсония — одного покупателя.

Чистая монополия – это рыночная структура, для которой характерны следующие черты: концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца; наличие множества покупателей, действующих независимо друг от друга; уникальность производимого фирмой продукта, который не имеет субститутов; высокие входные барьеры, блокирующие проникновение новых фирм в отрасль; затрудненный доступ к информации со стороны других субъектов хозяйствования; обладание фирмой-монополистом практически неограниченной рыночной власти.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, для которой характерны следующие признаки: большое количество фирм-продавцов; большое число покупателей; возможность относительно свободного входа в отрасль и выхода из нее; практически неограниченный доступ к информации; дифференциация продукта; обладание продавцами определенной рыночной власти, размер которой зависит от их успехов в дифференциации продукции.

Олигополия – это рыночная структура, для которой характерны следующие признаки: небольшое количество фирм, поделивших между собой отраслевой рынок; большое число покупателей; затрудненный доступ новых фирм на отраслевой рынок из-за высоких входных барьеров; существование некоторых затруднений в доступе к информации; продукт может быть как однородным, так и дифференцированным; обладание продавцами рыночной власти; стратегическое поведение фирм-конкурентов (следствие немногочисленности фирм, в силу которой они вынуждены считаться с реакцией друг друга на свои решения).

Поскольку характер конкуренции между фирмами-олигополистами зависит от избранной ими стратегии поведения, единой модели олигополии не существует.

В современной экономике

Как и любое социально-экономическое явление, рынок не является идеальной системой и имеет не только преимущества, но и недостатки или дефекты. Иначе говоря, можно выделить ряд ситуаций, когда рыночный механизм дает сбой и не в состоянии обеспечить эффективное распределение ресурсов и максимизацию общественного благосостояния. Очевидно, что в таких ситуациях требуется вмешательство государства.

К числу существенных недостатков рыночной системы относится макроэкономическая нестабильность, которая проявляется в колебании экономической активности, появлении безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета и др. Усилия государства по стабилизации экономики реализуются с помощью макроэкономической политики правительства и прежде всего таких ее направлений, как фискальная, денежно-кредитная и внешнеэкономическая политика.

Серьезным основанием для вмешательства государства в рыночный механизм является существование внешних эффектов (экстерналий). Внешние эффекты (экстерналии) – это не получившие отражения в ценах затраты или выгоды от рыночных сделок, которые несут или которыми пользуются третьи лица, то есть лица, не участвовавшие в сделке. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. В результате действия отрицательных внешних эффектов рынок формирует цену, не отражающую реальные затраты на производство благ, объем их выпуска больше оптимального; в результате действия положительных внешних эффектов формируется рыночная цена, не отражающая реальную полезность благ, объем их выпуска меньше оптимального. И в том, и в другом случае происходит рыночный сбой и требуется вмешательство со стороны государства на основе использования корректирующих налогов, субсидий и других инструментов.

Рынок не формирует платежеспособный спрос и предложение чистых общественных благ или благ, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления его остальным и потребляемых сообща (государственное управление, национальная оборона, фундаментальная наука). Поскольку чистые общественные блага неисключаемы и неконкурентны в потреблении, рынок безразличен к их производству. Данная проблема решается государством на основе финансирования производства общественных благ за счет налогов и их выпуска на государственных предприятиях, а также на частных предприятиях через систему государственных заказов и др.

Еще одним существенным недостатком рынка является возникновение и развитие процессов его монополизации, которое является следствием логики конкурентной борьбы (выживает сильнейший), а также развития научно-технического прогресса, стимулирующего процессы концентрации и централизации производства. В целях поддержки конкуренции государство проводит антимонопольную политику, формирует антимонопольное законодательство, регулирует цены на продукцию естественных монополий.

Одним из существенных недостатков рынка являются проблемы, которые возникают вследствие асимметричности рыночной информации. Ассиметричная информация – это ситуация, в условиях которой некоторые участники сделки обладают важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Существование ассиметричной информации приводит к появлению таких негативных явлений, как риск безответственности (намеренное искажение либо непредоставление участниками сделки информации с целью получения дополнительной выгоды) и отрицательный отбор (вытеснение с рынка качественных благ и замещение их благами низкого качества). Для предотвращения возникновения данных проблем государство осуществляет регулирование цен, прямое участие в производстве частных благ и др.

Существенным недостатком рынка является его неспособность решить ряд социальных проблем (здравоохранение, образование, социальная защита и др.), рынку чужды идеалы нравственности, гуманизма, справедливости. По этой причине государство проводит определенную социальную политику, направленную на перераспределение доходов, регулирование структуры потребления населения и др.

Таким образом, для устранения недостатков рыночного механизма и решения определенных социальных задач государство проводит как микро-, так и макроэкономическую политику. В качестве основной цели микроэкономической политики выступает эффективное распределение экономических ресурсов. Основными целями макроэкономической политики являются достижение устойчивых темпов экономического роста, полной занятости, стабильного уровня цен, внешнеэкономической сбалансированности. Генеральными целями и макро-, и микроэкономической политики являются максимизация общественного благосостояния.

Методы государственного регулирования подразделяют на административные и экономические.Административные методы предполагают использование мер, связанных с принуждением и прямым подчинениемсубъектов хозяйствования решениям государственных органов (квотирование, лицензирование и др.).

Экономические методы предполагают воздействие со стороны государства на экономические интересы субъектов рынка посредством инструментов экономической политики. Они могут быть прямыми и косвенными.

Прямые экономические методы основаны на непосредственном воздействии государства на параметры общественного производства и экономические интересы субъектов хозяйствования. Косвенные экономические методы предполагают воздействие государства на рыночные процессы путем создания общих условий для развития предпринимательства, которые побуждают субъектов хозяйствования действовать в желательном для государства направлении.

Очевидно, что любые методы государственного воздействия на экономику должны быть облечены в правовую форму, или закреплены в национальной системе законодательно-правовых актов.

При использовании методов государственного регулирования экономики важно правильно найти баланс административных и экономических методов и определить целесообразность и границы их применения.

Модели рыночной экономики.

Тема 5

Рыночное равновесие

Объединим на одном графике кривые рыночного спроса и рыночного предложения (рис. 5.5). В точке E они пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесного объема производства Qe при равновесной цене Pe. Эта точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой статичного рыночного равновесия.

краткий конспект лекций по экономической теории - student2.ru

Рис. 5.5. Рыночное равновесие.

Рассмотрим, как устанавливается рыночное равновесие. Допустим, производители пожелали назначить за свой товар цену 8 денежных единиц(см. рис. 5.6). По такой цене в соответствии с функцией предложения они смогут поставить на рынок 6 единиц товара (точка 2). Однако по такой высокой цене покупатели захотят и смогут купить лишь 2 единицы (в соответствии с точкой 1 на кривой спроса). На рынке возникнет излишек товара в количестве 4 единиц (6–2). Конкуренция между продавцами заставит их снизить цену, чтобы продать свой товар. Рыночная цена начнет опускаться, а те продавцы, которые окажутся неспособными снизить цену до 6 денежных единиц, уйдут с рынка. Напротив, если по какой-то причине рыночная цена упадет до уровня 4 денежные единицы, то по такой низкой цене потребители предъявят спрос на 6 единиц товара (точка 4). Но производители смогут предложить только 2 единицы товара (точка 3), и на рынке возникнет дефицит товарав 4 единицы (2-6), в результате конкуренции между покупателями цены поднимутся до уровня 6 денежных единиц.

Тема 6

Эластичность спроса по цене

Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений.

Эластичность спроса по цене – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях. Поскольку между величиной спроса и ценой имеется обратная зависимость, то эластичность спроса по цене является отрицательной величиной; экономисты используют абсолютное значение коэффициента эластичности. Для более детального анализа ценовой эластичности, рассмотрим следующие ее возможные случаи.

Уменьшение цены с 5 до 3 денежных единиц вызывает возрастание спроса с 3 до 6 единиц (рис. 6.1). На графике это тождественно переходу из точки А в точку В. Поскольку процентное изменение величины спроса больше, чем аналогичное изменение цены, коэффициент эластичности больше 1; а падение цены вызывает рост доходов от продажи этого товара. Доход – цена, умноженная на количество проданных единиц товара.

 
  краткий конспект лекций по экономической теории - student2.ru

 
  краткий конспект лекций по экономической теории - student2.ru

Рис.

6.1. Эластичный спрос

На графике спроса доход может быть показан как площадь прямоугольника под кривой спроса, причем его высота есть цена товара, а ширина – величина спроса. В этом случае сравнение площадей прямоугольников (до снижения цены и после) показывает, что доход увеличился после уменьшения цены с 15 до 18 денежных единиц. Эластичный спрос – ситуация, при которой величина спроса изменяется на больший процент, чем цена и поэтому общий доход возрастает по мере того, как падает цена.

Рисунок 6.2. иллюстрирует случай, когда величина спроса слабо реагирует на изменение цены. Здесь уменьшение цены с 5 до 3 денежных единиц вызывает увеличение величины спроса на 1 (с 3 до 4 единиц), а доход падает с 15 до 12 денежных единиц. На рисунке это тождественно переходу из точки А в точку В. Таким образом, процентное изменение величины спроса меньше, чем аналогичное изменение цены, в результате уменьшение цены вызывает падение общего дохода. Это неэластичный спрос, под ним понимается ситуация, при которой величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена, и общий доход уменьшается по мере падения цены. Коэффициент эластичности изменяется в пределах от 0 до 1.

 
  краткий конспект лекций по экономической теории - student2.ru

Рис. 6.2. Неэластичный спрос

краткий конспект лекций по экономической теории - student2.ru Следующий рисунок (рис. 6.3) иллюстрирует ситуацию, когда изменение цены и переход на рисунке из точки А в точку В, вызывает пропорциональное изменение величины спроса, и общий доход остается неизменным. Спрос с единичной эластичностью – ситуация, при которой цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, и общий доход остается неизменным при изменении цены.

Рис. 6.3. Спрос с единичной эластичностью

Два следующих рисунка иллюстрируют два крайних случая ценовой эластичности спроса (рис. 6.4 и рис. 6.5). При вертикальной кривой спроса – вне зависимости от цены величина спроса постоянна. Совершенно неэластичный спрос – ситуация, при которой кривая спроса представляет вертикаль, коэффициент эластичности равен 0.

краткий конспект лекций по экономической теории - student2.ru

Рис. 6.4. Совершенно неэластичный спрос

Кривая спроса может иметь строго горизонтальный характер; в этом случае выше указанной цены не может быть продана ни одна единица продукции, но как только цена упадет ниже, нет предела тому, как много товара может быть продано. Совершенно эластичный спрос – ситуация, при которой кривая спроса является горизонтальной и коэффициент эластичности равен бесконечности.

краткий конспект лекций по экономической теории - student2.ru

Рис. 6.5. Совершенно эластичный спрос.

Вычисление эластичности. Формула эластичности (точечной) Еd=%∆Qd/%∆p=((Q2-Q1)/Q1)/((р21)/р1) , где Q2,Q1 - значения величины спроса в конкретных точках, р21 – соответствующие им значения цены.Эта формула может быть применена для расчета эластичности в любой точке кривой. Она верна для любых изменений цены, если функция спроса является линейной.

Однако при таком подходе эластичность спроса оказывается различной для одной и той же кривой в зависимости от того, растет цена или снижается.

Известный математик и экономист Р.Аллен предложил использовать среднюю точку интервала, по которому происходит изменение, в качестве знаменателя дроби.

Для нахождения средней точки интервала достаточно взять сумму первоначального и конечного значений и разделить на два. Тогда формула дуговой эластичности или формула средней точки интервала примет вид:

Еd=%∆Qd/%∆p= (Q2 – Q1) : (Q2+ Q1)/(р21):(р21).

Факторы эластичности спроса по цене: Заменяемость. Чем больше хороших заменителей у данного продукта, тем эластичнее спрос на него. На чисто конкурентном рынке, где существует большое число идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, спрос для каждого отдельного продавца окажется совершенно эластичным. Если один из конкурирующих продавцов кукурузы или пшеницы повысит цену, покупатели переориентируются на легкодоступные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем (вариант совершенно неэластичного спроса) является спрос диабетиков на инсулин, спрос наркозависимых на наркотики. В этом случае кривая спроса представляет собой вертикальную линию, то есть, потребитель вынужден потребить определенную дозу блага, какова бы высока не была его цена.

Удельный вес расходов на благо в доходе потребителя. Чем большее место занимают расходы на продукт в бюджете потребителя ( при прочих равных), тем выше эластичность спроса на него. Например, 10% рост цен на карандаши или жевательную резинку вызовет минимальную реакцию в плане изменения величины спроса. В то же время 10% рост цены на автомашины существенно уменьшит величину спроса.

Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно неэластичен, например, повышение цен на хлеб или электроэнергию не приведет к существенному сокращению потребления. В то же время рост цен на предметы роскоши приведет к переориентации потребителей на заменители блага и приведет к уменьшению объемов потребления.

Фактор времени. Спрос на благо тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин в том, что потребители – люди привычки. Если цена на продукт растет, им необходимо время, чтобы найти заменитель. Другое объяснение связано с долговечностью продукта. Например, краткосрочный спрос на бензин менее эластичен, чем долгосрочный, поскольку в долгосрочном периоде неэкономные машины могут заменяться более экономичными.

Доступность товара или услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на этот товар.

Степень интенсивности потребности. Если потребность в каком-то товаре очень велика (сигареты), то уровень цены при прочих равных условиях несущественно сказывается на объеме спроса.

Тема 7.

ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ

Классификация организаций

Важнейшим субъектом рыночной экономики является организация (фирма). Фирмы владеют одним или несколькими предприятиями (заводами, фабриками, шахтами, фермами и т.д.) и используют приобретенные у домохозяйств ресурсы для производства товаров и услуг. Основой развития рыночной экономики является свобода предпринимательской деятельности. Она означает, что фирмы, располагая определенными ресурсами, самостоятельно принимают решения по их использованию и несут материальную ответственность за эти решения.

Существуют различные критерии классификации организаций. Так, в зависимости от цели функционирования выделяют коммерческие и некоммерческие фирмы. Коммерческиефирмы стремятся максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Некоммерческие (или бесприбыльные)фирмы создаются с целью повышения уровня занятости, оказания различного рода социальных услуг.

С учетом форм собственности фирмы (организации) бывают государственными, частными и смешанными.

По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные фирмы.

В зависимости от размеров различают крупные, средние и мелкие фирмы .

В странах с рыночной экономикой мелкий бизнес образует самый крупный ее сектор, где работает значительная часть занятого населения. Малые фирмы отличаются динамичностью и гибкостью, чутко реагируют на дифференцированный спрос потребителей, обеспечивают значительную часть доходов государственного бюджета. Вместе с тем особенностью малого бизнеса является его нестабильность: ежегодно сотни малых фирм разоряются и прекращают свое существование.

Организационно-правовыми формами организаций являются единоличное владение, партнерство и корпорация (акционерное общество).

Единоличное владение — это фирма, принадлежащая одному владельцу, который осуществляет управление ею, получает весь доход от ее деятельности и по всем возникающим обязательствам несет личную ответственность. Немаловажные преимущества этой формы предпринимательской деятельности — возможность быстрой организации предприятия, сосредоточение получаемой прибыли в одних руках и работа на себя, а не на третьих лиц. Среди недостатков индивидуальных предприятий можно выделить полную финансовую ответственность, которая распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и т.д.), и ограниченность финансовых ресурсов. Единоличное владение является наиболее распространенной формой бизнеса в торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве.

Партнерство (товарищество) — это предприятие, которое образуется путем объединения капиталов двух и более предпринимателей. Партнерство легко учредить, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи, использовать разделение труда в управлении. Вместе с тем этой форме свойственны определенные недостатки. Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов, хотя потенциал товариществ превосходит возможности частных фирм. Во-вторых, между членами партнерства нередко возникают разногласия (по вопросам определения целей и методов совместной работы, распределения доходов), которые могут привести к распаду фирмы. В-третьих, неограниченная ответственность, означающая, что каждый партнер отвечает за результаты не только своих решений, но и за последствия действий других партнеров. Кроме того, при банкротстве фирмы члены партнерства могут потерять значительно больше средств, чем каждый из них вложил в общее дело.

Корпорация (акционерное общество) — совокупность лиц, которые объединены для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Капитал корпораций формируется путем выпуска и продажи акций. Покупая ценные бумаги, акционеры становятся совладельцами фирмы и приобретают право на получение дохода и участие в управлении фирмой. Доход корпорации как юридического лица облагается налогом с корпораций. Владельцы акционерного общества несут ограниченную ответственность по его долгам, определенную их вкладом в акции. Кроме того, они могут свободно продавать и покупать ценные бумаги по рыночной цене.

Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми. Акции открытых акционерных обществ свободно продаются на рынке, а акции закрытых обществ распределяются среди ограниченного круга лиц: членов трудового коллектива, учредителей предприятия, смежников.

К преимуществам корпораций относятся возможность привлечения значительных финансовых ресурсов, необходимых для ведения крупного производства; ограниченная ответственность акционеров, которые в случае банкротства предприятия теряют только суммы, вложенные в акции; стабильность функционирования корпорации (выбытие из общества отдельных акционеров не ведет к его закрытию); привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций. Однако корпоративная форма предпринимательской деятельности не лишена недостатков: организация и ликвидация акционерных обществ требует гораздо более высоких затрат по сравнению с созданием и ликвидацией малых предприятий; наемные менеджеры могут преследовать свои узкокорыстные интересы, не всегда совпадающие с интересами акционеров и фирмы в целом; существует двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в вид

Наши рекомендации