Зарождение и направления развития экономической теории

Зарождение и направления развития экономической теории

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего Востока (4-3 вв. до н.э.). Причем экономическая мысль первоначально не отделялась от других форм мышления об обществе, но уже тогда древние мыслители отмечали существование разделения труда, отношений господства и подчинения.

Древняя Греция в лице Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) заложила теоретические исходные пункты современной экономической науки. В Древней Греции поднимались также такие проблемы как происхождение и функции денег; две стороны товара (потребительная стоимость и меновая стоимость); превращение денег в капитал. Хотя термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства («ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - учение, закон), сегодня под экономией понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов.

· Как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI - XVII вв. Первой школой экономической науки явился меркантилизм (mercante-торговец). Сущность учения меркантилистов сводилась к следующему: а) богатство – это прежде всего золото, на которое можно все купить; б) золото приносит торговля, поэтому труд, занятый в торговле, является главным видом труда: в) богатеют те государства, которые в состоянии ввозить много золота, не допуская его вывоза.

  • Во Франции Антуан Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия».
  • Новое направление в развитии экономической науки уже в XVII - XVIII вв. было представлено физиократами (власть природы), которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Ярким представителем этого направления был Франсуа Кенэ.
  • В XVIII в. А. Смит и Д. Рикардо пошли дальше, показав, что «богатство народов» происходит не только из труда на земле, но и из всякого производительного труда.
  • Глубокий след в общественных науках оставила экономическая теория К.Маркса (учение марксизм, соратник Ф.Энгельс). Капиталистический строй рассматривается в ней с классовой позиции пролетариата. Доказывается «преходящий» характер капитализма и необходимость его замены другой общественной системой. В основе теоретических построений Маркса лежит анализ товара и дальнейшее развитие трудовой теории стоимости. К.Маркс полагал, что лишь наемная рабочая сила создает стоимость. Исследование специфического товара «рабочая сила» позволило ему утверждать, что капиталист покупает не труд, а рабочую силу (способность к труду) пролетария, полностью оплачивая ее стоимость.

Предмет и функции экономической теории

Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория структурно включает микроэкономику, макроэкономику, мезоэкономику, супермакроэкономику (мировую экономику).

Микроэкономика – часть ЭТ, изучающая отдельные обособленные экономические единицы – предприятия, фирмы, отдельные субъекты хозяйствования, отдельные рынки

Макроэкономика- часть ЭТ, которая изучает экономику как целостность, как совокупность и взаимозависимость всех экономических процессов, т.е. национальную экономическую систему в целом

Мезоэкономика – часть ЭТ изучает поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства

Мировая экономика – изучает экономические взаимосвязи между странами, регионами, международными объединениями

Предметом ЭТ является поведение и деятельность человека, предприятия и общества в целом по производству, распр., обмену и потреблению.

Объектом –реальная экономика, представляющая особую сферу жизнедеятельности людей, в которой создаются блага и услуги.

Функции ЭТ

1. Познавательная – ЭТ как наука служит людям для того, чтобы познать сложные процессы экономического развития, не различимые для поверхностного наблюдения, для простого глаза. Облегчает понимание сложных вещей и явлений.

2. Методологическая. Методология есть учение о методах познания. Открывая законы и закономерности общих экономических процессов, ЭТ дает всем частным экономическим наукам общие знания об экономике и вооружает их различными методами.

3. Прагматическая т.е. практическая. Это означает, что ЭТ напрямую служит практике, обществу, людям. Эта нука открывает наиболее полезные и эффективные направления их деятельности (экон. перспективы, прогнозы, оценка и просчеты и т.п.)

4. Прогностическая – создает основы для обоснованного прогнозирования возможных изменений в той или иной сфере экономики, в определении перспектив ее дальнейшего развития.

Методы экономической теории

Метод – инструмент, прием исследования.

1.Метод научной абстракции. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия – производство вообще, потребности, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Ими являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, зарплата, прибыль и многие другие.

2. Анализ и синтез.Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Синтез – это воссоздание единой, целой картины.

3. Индукция и дедукция. Индукция – переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция – переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

4. Исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое исследование не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если исторически они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к экономической теории это означает, что в анализе экономических явлений необходимо выделить прежде всего наиболее простые из них, возникшие раньше других, и являющиеся основой возникновения наиболее сложных (например, в анализе рынка наиболее простое явление – обмен товаров).

5.Метод экономико-математического моделирования

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления. При этом широко применяется функциональный анализ.

Типы экономических систем

· Традиционная

· Рыночная

· Командная

· Смешенная

Традиционные системы. Основные черты традиционной системы следующие:

1. Производство, распределение и обмен базируются на обычаях, традициях, культовых обрядах.

2. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Применяются отсталые технологии.

3. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

4. Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.

В основе рыночной экономики (чистый капитализм, частная собственность) лежит механизм рыночного ценообразования, взаимодействия спроса и предложения. Этот процесс определяет поведение хозяйствующих субъектов. Такая система отличается динамизмом, способностью к саморегуляции, восприимчивостью к инновациям.

Командная экономика (западная терминология), или административно-хозяйственная система (наша терминология). управляется административным центром. Движение ресурсов и действия субъектов регулируются государством. Такая экономика основана на планах, директивах, приказах и других механизмах неэкономического принуждения.

Смешанная экономика

Идеи «смешанной экономики» возникли еще в XIX в. Основой их появления была настоятельная необходимость решения социального вопроса, который, по глубокому убеждению авторов этих идей, не могла решить экономика свободного предпринимательства, а могло решить только государство. Таким образом, теории «смешанной экономики» знаменательны уже тем, что в них впервые в экономической науке была высказана и обоснована мысль о вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.

Отношения собственности представляют собой систематически повторяющиеся, воспроизводимые между людьми отношения (производственные отношения), неразрывно связанные с имущественными правами владения, распоряжения, управления, использования и присвоения как средств производства, так и результатов их использования.

владение – исключительный физический контроль над благами; распоряжение – определение судьбы объекта собственности: продажа, дарение, сдача в аренду; пользование– применение полезных свойств блага для себя; управление – принятие решений по использованию благ; право на доход (присвоение) – право обладать результатами от использования благ. Таким образом, с этих позиций собственность рассматривается как право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

Этот пример можно проиллюстрировать на графике границы производственных возможностей, где по оси абсцисс отмечено количество предметов потребления, а по оси ординат количество средств производства. Этот график иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Все точки кривой АВСDЕF отражают различные сочетания средств производства и предметов потребления, которые могут быть получены при полном использовании имеющихся ресурсов (рис.1).

Переход из одной точки кривой в другую позволяет получить дополнительное количество предметов потребления за счет сокращения средств производства и наоборот. Если ресурсы используются эффективно, то в рамках существующей технологии увеличить производство одних продуктов можно только за счет сокращения производства других продуктов. То количество продукта, которое приносится в жертву для увеличения производства другого продукта, называется вмененными (альтернативными) издержками. Если экономические ресурсы используются для производства предметов потребления, то вмененными издержками будут средства производства, которые могли бы быть построены за счет тех же ресурсов.

Товар и его свойства

Становление товарного производства преобразовало продукт труда, он стал товаром. Товар –продукт труда, предназначенный для обмена, поступающий в потребление посредством купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Потребительная стоимость товара – это способность товара удовлетворять человеческую потребность.

Некоторые виды потребительных стоимостей даются природой в готовом виде (вода в естественных водоемах, фрукты, ягоды, грибы в лесу и т.д.). Однако товарами их назвать нельзя, так как они не являются результатом человеческого труда.

Чтобы стать товаром, продукт должен быть не только результатом труда, но и производиться для удовлетворения потребностей не самого производителя, а других членов общества, то есть он должен представлять собой общественную потребительную стоимость.

Меновая стоимость товара – это способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары. Соотношения или пропорции, в которых каждый товар обменивается на другие товары, весьма различны и не являются постоянными.

Хотя различие потребительных стоимостей является необходимым условием обмена товаров, однако оно не может служить основанием для количественного их соизмерения. Говоря иначе, потребительные стоимости, будучи количественно разнородными, не могут быть приравнены друг к другу. Следовательно, в различных товарах есть что-то общее, что и делает их сопоставимыми. Тем общим, что содержится во всех товарах и делает их количественно соизмеримыми, является овеществленный в них человеческий труд.

Все товары есть продукты труда. Приравнивая товары друг к другу, товаропроизводители фактически приравнивают заключенный в них труд. Овеществленный в товаре труд производителя образует стоимость товара. Она и лежит в основе тех пропорций, в которых товары обмениваются между собой.

12.Рынок (структура, функции, виды рынков)

Рынок –это обмен товарами с использованием денег. Вместе с тем рынок можно определить как определённый способ функционирования хозяйственной жизни общества. Субъект рыночных отношений - продавцы (производители) товаров и покупатели (потребители) товаров. Объектами является всё то, что продаётся и покупается.

Регулирующая функция обеспечивает согласование интересов производителей и потребителей путем регулирования спроса и предложения. Стимулирующая функция состоит в том, что рынок оказывает воздействие на эффективность производства, побуждая производителей создавать товары с наименьшими затратами. Информационная функцияпроявляется в том, что рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых как производителям, так и потребителям. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Санирующую функцию рынок выполняет путём очищения общественного производства от экономически слабых, неэффективных производителей.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Выделяют местный (локальный), региональный, национальный, мировой рынки.

В зависимости от объекта рыночных отношений выделяют товарный рынок, финансовый и рынок труда.

Товарный:

· потребительский рынок, который состоит из рынка продовольственных и непродовольственных товаров, рынка бытовых, коммунальных и транспортных услуг и тд;

· рынок средств производства (производственных зданий и сооружений, полезных ископаемых);

· рынок информации (производственный процесс информации и научно-технических разработок);

· рынок продуктов творческого (интеллектуального) труда (книги, кинофильмы и другие).

Финансовый:

· Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиционного капитала.

· На кредитном рынке (рынке ссудных капиталов) продаются различные платёжные средства.

Рынок труда:

На рынке труда объектом купли продажи является рабочая сила (труд). Желающие получить работу предлагают свои способности к труду, а фирмы или отдельные предприниматели, нуждающиеся в работниках, нанимают их за определённую заработную плату.

Инфраструктура рынка

Рынок формирует свою инфраструктуру. Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы и биржи. Ярмаркапредставляет собой рынок широкого назначения, который организуется в определённом месте. Аукционпредставляет собой публичную продажу товаров одного или многих видов. Биржа– место, где заключаются сделки между продавцами и покупателями. (товарные биржи, фондовые, валютные и биржи труда).

Товарная биржа – это учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле продаже товаров по образцам и стандартам. На фондовой бирже обращаются ценные бумаги: акции и облигации. На валютной бирже осуществляется торговля крупными партиями конвертируемой валюты. Покупателями и продавцами здесь выступают преимущественно банки. Биржа труда выполняет посреднические функции по купле-продаже рабочей силы. Функцией биржи труда так же является материальная поддержка работников в случае вынужденной безработицы путем выплаты пособий по безработице.

Важными звеньями рыночной инфраструктуры являются кредитная система и система государственных финансов. Кредитная система способствует мобилизации временно свободных денежных ресурсов и предоставлению их в ссуду (кредит). Основу системы государственных финансов составляет центральный и местные бюджеты.

Неотъемлемой частью рыночной инфраструктуры выступает система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила их рыночного поведения.

Рыночное равновесие

Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения, которое формирует рыночною цену. На рынке множество продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), желания и возможности которых различны. Покупатели хотят купить товар по более низкой цене, а продавцы хотят продавать свой товар по более высокой цене. Конкуренция между ними приводит к согласованию их интересов: количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, совпадёт с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. На рынке установится рыночное равновесие. Следовательно, рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объём спроса равен объёму предложения: QD = Qs.

Зарождение и направления развития экономической теории - student2.ru

На рис. линии спроса и предложения пересекаются в точке Е, которая является точкой рыночного равновесия. Объём продаж, соответствующий этой точке, равен объему спроса и называется равновесным объемом (QE). Точка Е определяет также равновесную цену. Равновесная цена (PE) – это рыночная цена, при которой планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают.

Рыночное равновесие может нарушаться, если цена отклоняется от равновесного уровня. Допустим, рыночная цена установилась на уровне Р1. В таком случае величина спроса превысит величину предложения (QD1 > QS1). На рынке возникнет дефицит товара, который приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Покупатели начнут предлагать более высокие цены. По мере роста цен, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока рыночная цена не достигнет своего равновесного уровня РЕ.

Если рыночная цена установится на уровне Р2, то величина предложения превысит величину спроса (QS2 > QD2). На рынке появится излишек товара, который вызовет конкуренцию между продавцами. Они будут избавляться от этого излишка путем снижения цены. Снижение цены сократит величину предложения и одновременно повысит величину спроса. Рыночная цена установится на уровне равновесной цены РЕ.

Таким образом, конкуренция автоматически восстанавливает рыночное равновесие.

Эластичность

Эластичность спроса

Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Она показывает меру реакции величины спроса на изменение цены. Степень изменения величины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной. В грубом приближении спрос можно характеризовать как: а) эластичный; б) неэластичный; в) единичной эластичности.

Например, при повышении цены на 10% величина спроса может понизиться и на 15%, и на 10%, и на 5%.

Эластичность спроса по цене определяется отношением процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

Коэффициент (Е) = процент роста Q

эластичности спроса процент падения P

Ценовая эластичность позволяет сделать ряд практических выводов:

· При эластичном спросе цена товара и объем его продажи изменяются в противоположных направлениях. Снижение цены вызывает такой рост спроса, что суммарная выручка увеличивается.

· Принеэластичномспросе общая выручка продавца изменяется в том же направлении, что и цена реализуемого товара: при уменьшении цены она падает, а при увеличении – растет.

· Если спрос отличается единичной эластичностью, то выручка остается прежней.

· При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от такого снижения, как правило, не будут компенсированы ростом величины спроса.

Эластичность предложения

Степень изменения величины предложения в зависимости от цены характеризуется эластичностью предложения. Мерой этого изменения является:

Коэффициент (Е) = процент изменения Q

эластичности предложения процент изменения Р

Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины предложения, то такое предложение называется «эластичным». Напротив, если даже значительное изменение цены лишь немного изменяет величину предложения, то такое предложение считается «неэластичным».

В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена.В среднесрочный период предприятие подстраивается под спрос, используя ближайшие резервы: большую загрузку оборудования, интенсификацию труда, продажу запасов.В долгосрочный период производители перестраивают производство за счет замены оборудования на более производительное.

Конкуренция. Понятие, виды.

Конкуренция– латинское понятие, которое означает сталкивание, соперничество, борьбу за лучшие результаты.

Конкуренция возникает между различными экономическими субъектами: между производителями – за лучшие условия сбыта (продажи) своей продукции, за лучшие источники сырья; между покупателями – за лучшие условия покупки благ; между продавцами и покупателями – за лучшие условия купли-продажи товаров.

Конкуренция сопровождается концентрацией и централизациейпроизводства и усилением мощи крупного капитала. Поэтому в конечном итоге она приводит к образованию монополий и установлению их господства в экономической жизни общества. Существуют две основные формы конкурентной борьбы: а) внутриотраслевая конкуренция; б) межотраслевая конкуренция.

Внутриотраслевая конкуренция возникает раньше других форм конкуренции. В условиях развитого капитализма внутриотраслевая конкуренция между отдельными предприятиями ставит вопрос только так: или разориться, или разорить других.

Межотраслевая конкуренция – это борьба между капиталистами различных отраслей за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал. (Норма прибыли равна отношению прибыли к вложенному капиталу, выраженному в процентах). Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный перелив капиталов из одних отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в другие отрасли, где норма прибыли более высокая. Это приводит к тому, что в отраслях с высокой нормой прибыли большой прилив капиталов, ищущих наиболее выгодного применения, усиливает внутриотраслевую конкуренцию, производство расширяется в этих отраслях, а следовательно, увеличивается предложение товаров.

Следствием этого является превышение предложения товаров над платежеспособным спросом на них. На этой основе цены на рынке начинают отклоняться от реальной стоимости товаров в сторону понижения. В результате происходит снижение общей выручки и нормы прибыли.

Конкуренция является двигателем экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночная борьба приводит к усовершенствованию техники, повышению качества товаров, снижению издержек на единицу продукции, значит, и цен, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послепродажное обслуживание покупателей.

Методы конкурентной борьбы

В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы. Прежде всего, выделяют ценовые и неценовые методы конкуренции.

Использование ценовых методов конкурентной борьбы означает, что производители снижают или повышают цены на свою продукцию, что приводит к росту количества проданных товаров. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации, когда в разных местностях или для разных покупателей устанавливаются различные уровни цен на один и тот же товар. Иногда производители (продавцы) для завоевания рынка используют так называемые демпинговые цены, когда товары продаются по очень низким ценам.

Методы неценовой конкуренции делятся на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.Конкуренция по продукту – стремление захватить часть рынка путем выпуска продукции нового ассортимента и улучшения качества продукции.

Конкуренция по условиям продаж предполагает использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Такая конкуренция включает рекламу, повышение качества предпродажных и послепродажных услуг, более длительный гарантийный срок, льготы для постоянных покупателей и другие. Среди прочих неценовых методов можно отметить улучшение экологических показателей производства и товара, что имеет важное значение в условиях обострения экологической обстановки в мире.

Особыми методами неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку (кредит) и лизинг. Возможность покупки товаров в кредит значительно увеличивает спрос покупателей, что для производителей проявляется в увеличении количества проданной продукции. Лизинг осуществляется путём предоставления средств производства (машины, оборудование, транспортные средства, здания производственного назначения) в долгосрочную аренду, то есть временное пользование средствами производства на определённых условиях.

Методы конкурентной борьбы могут быть законные и незаконные (запрещенные). При использовании незаконных методов речь идет о «недобросовестной конкуренции». Она осуществляется, прежде всего, путём дискриминации как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. Наиболее часто используются такие методы, как:

распространение ложных или неточных сведений о конкуренте или его товаре;

незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;

реклама товара, не отвечающего требованиям качества.

Следует отметить, что современные нормы международного права запрещают такую конкуренцию и предусматривают ряд штрафных санкций к фирмам, которые её используют.

Иногда действуют и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, похищение коммерческих и технических секретов фирм (промышленный шпионаж) и другие.

Типы конкуренции

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

· участников сделок на рынке (продавцов и покупателей) очень много (множество);

· продукт у всех производителей однородный (стандартизированный), поэтому покупатель может выбрать любого продавца товара;

· покупатели и продавцы имеют полную информацию о рыночной конъюнктуре в целом (например, каждая фирма располагает информацией о технологии производства, уровне издержек и дохода, ценах на ресурсы, а потребители имеют необходимую информацию о ценах товаров и их качестве).

· нет барьеров (препятствий) для свободного входа новых фирм в отрасль и выхода из неё.

Совершенная конкуренция – идеальная модель рынка. В реальной действительности лишь некоторые рынки приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, валюты и другие). Как простейшая рыночная модель совершенная конкуренция является образцом (эталоном), с которым можно сравнить другие типы рынков (рынки несовершенной конкуренции), чтобы оценить их эффективность.

Зарождение и направления развития экономической теории

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего Востока (4-3 вв. до н.э.). Причем экономическая мысль первоначально не отделялась от других форм мышления об обществе, но уже тогда древние мыслители отмечали существование разделения труда, отношений господства и подчинения.

Древняя Греция в лице Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) заложила теоретические исходные пункты современной экономической науки. В Древней Греции поднимались также такие проблемы как происхождение и функции денег; две стороны товара (потребительная стоимость и меновая стоимость); превращение денег в капитал. Хотя термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства («ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - учение, закон), сегодня под экономией понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов.

· Как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI - XVII вв. Первой школой экономической науки явился меркантилизм (mercante-торговец). Сущность учения меркантилистов сводилась к следующему: а) богатство – это прежде всего золото, на которое можно все купить; б) золото приносит торговля, поэтому труд, занятый в торговле, является главным видом труда: в) богатеют те государства, которые в состоянии ввозить много золота, не допуская его вывоза.

  • Во Франции Антуан Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия».
  • Новое направление в развитии экономической науки уже в XVII - XVIII вв. было представлено физиократами (власть природы), которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Ярким представителем этого направления был Франсуа Кенэ.
  • В XVIII в. А. Смит и Д. Рикардо пошли дальше, показав, что «богатство народов» происходит не только из труда на земле, но и из всякого производительного труда.
  • Глубокий след в общественных науках оставила экономическая теория К.Маркса (учение марксизм, соратник Ф.Энгельс). Капиталистический строй рассматривается в ней с классовой позиции пролетариата. Доказывается «преходящий» характер капитализма и необходимость его замены другой общественной системой. В основе теоретических построений Маркса лежит анализ товара и дальнейшее развитие трудовой теории стоимости. К.Маркс полагал, что лишь наемная рабочая сила создает стоимость. Исследование специфического товара «рабочая сила» позволило ему утверждать, что капиталист покупает не труд, а рабочую силу (способность к труду) пролетария, полностью оплачивая ее стоимость.

Наши рекомендации