Рынок, сущность и механизм регулирования рыночной экономики. Рынок государство.

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.

Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Объем сельскохозяйствования производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформы. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи хозяйственного кризиса в стране.

В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе “Партнерство во имя мира”. Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные не ее интеграцию в мировую экономику. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.

В жизнь каждого из нас вошла свобода, причем не только в виде личной ответственности за собственное благополучие, за устройство своей жизни по своему выбору в соответствии со своими материальными, умственными и физическими возможностями. Страна стала гораздо более открытой: каждый может оставаться в ней и оставить ее. Нет таких сфер труда и услуг, где нельзя было бы попробовать свои силы и проявить свои способности. Однако наши граждане, воспитанные десятилетиями государственной опеки, привыкли оценивать свою жизнь не тем, что они могут совершить или чего могут достичь, а тем, что они уже имеют. Это не всегда понимают политики, верящие в то, что даруемая гражданам свободу действий, предпринимательства вполне уравновешивает отнятые у них государственные гарантии труда и отдыха, бесплатного образования и медицинского обслуживания. Однако никому не позволено пренебрегать убеждениями россиян, считающих, что синица в руках лучше журавля в небе!

Поэтому, хотят или нет того политики, и “горбачевская перестройка”, и “ельцинские реформы” воспринимаются гражданами как смутное время неудачных перемен.

Начиная с первых лет перестройки, из года в год уменьшаются средства, выделяемые на техническое перевооружение всех отраслей экономики: промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительства и строительной индустрии, многих отраслей сферы обслуживания. Некоторые отрасли (например, легкая промышленность) по этому показателю давно вышли на нулевой уровень. Это значит, что бывшее в прошлые годы отставание в техническом оснащении сменяется полным застоем, следствием которого будет разрушение целых промышленных комплексов.

Финансовый кризис 1998г. еще раз наглядно продемонстрировал, что политика государства должна быть переориентирована на планомерную поддержку и усиление реального сектора экономики. Бесконтрольно и стихийно функционируют такие отрасли, как здравоохранение, спорт, туризм, коммунальное хозяйство. Даже транспортная система, коммуникации, связь и энергоснабжение оказались разорванными на части, без единого руководства, контроля и перспектив развития.

Тем не менее, существует определенный минимум главных макроэкономических показателей, посредством которых, во-первых, от отдельных фактов перейти к общей характеристике ситуации и, во-вторых, отделить объективное от субъективного, реалии от вымыслов. С помощью этого минимума нетрудно оценить и последствия финансового кризиса 1998 г., который четко провел грань между искаженным представлением о реформах и их действительным состоянием.

Сложившаяся в России к концу ХХ в. ситуация полна драматизма. Однако в развитии происходящих событий отчетливо просматривается внутренняя логика переживаемого российской экономикой исторического процесса.

Сейчас идет рыночная трансформация российской экономики. Но содержание переходного периода значительно богаче. Это становление не только нового типа хозяйствования – рыночного, вместо планового, - но и иной социально-экономической системы. Нередко эти два понятия не разграничиваются, хотя они далеко не тождественны. Речь идет о завершении целого этапа постсоветской истории, который принято называть переходным периодом.

Как известно, начало этого этапа датируется реформами 1992 г., имевшими гораздо более глубокое содержание, чем простая либерализация цен. Эти реформы стали первым шагом к разделению государства и экономики, послужив важнейшей предпосылкой формирования рынка. Затем последовал период интенсивного развития рыночных институтов (приватизация, формирование банковского сектора, образование фондового и валютного рынков и т.д.). Перестройка государства как экономического субъекта шла гораздо медленнее, но, тем не менее, к середине 90-х годов и на данном направлении трансформации был достигнут заметный прогресс. К этому времени российская экономическая система приобрела два фундаментальных признака, отличающих рыночную экономику от нерыночной:

- рынок начал функционировать автономно, то есть субъекты хозяйствования в России получили возможность принимать решения исходя из относительных цен и максимизации прибыли;

- сформировались рычаги государственного макроэкономического регулирования (денежно-кредитные инструменты, налоги, валютный курс), позволяющие в определенных пределах воздействовать на поведение экономических субъектов.

И все же при всех пороках существующей социально-экономической системы нельзя упускать из виду, что за десятилетие реформ в России возникли все основные рыночные экономические. Сейчас невозможно назвать ни одного рыночного института, которого нет в современной России. При этом следует обратить внимание на то, что получили развитие, как институты-нормы, так и институты-организации.

Во второй половине 90-х годов был в основном сформирован корпус рыночного права, и деятельность законодательных органов различного уровня сосредоточилась на разработке тех правовых документов, которые, как правило, конкретизируют и развивают более общие рыночные нормы. Естественно, и общие рыночные нормы далеки еще от окончательного формирования, но то, что уже сделано, позволяет российским предпринимателям действовать в достаточно структурированном правовом пространстве, если они сами не желают выходить за рамки закона.

В конце 1999 г. ушел в отставку Б. Ельцин, символизировавший эпоху кризиса и революционных преобразований, политической конфронтации и слабого государства. Он принимал страну в преддверии катастрофы, в процессе разрушения институтов тоталитарного режима. Он сумел провести ее через все катаклизмы и сдал приемнику на пороге выхода из кризиса.

Новый Президент, В.В. Путин начал сотрудничать с новым парламентом. Президент доказал свою способность к решительным действиям – укрепление государственной власти, нажим на губернаторов и олигархов, налоговая реформа, беспрецедентно сбалансированный бюджет, - которые приносят успех. Все получается. У России появился шанс открыть новую эпоху – эпоху динамичного развития и преодоления национальной депрессии.

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования интересов хозяйствующих субъектов. При сложной, запутанной системе хозяйственных связей, глубоком разделении труда, большом многообразии потребностей, товаров и услуг невозможно получить объективную информацию об экономических процессах без использования механизма рыночных цен, согласования спроса и предложения. Рынок обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений.

Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обуславливают принятие решений и в области инвестиционной политики, а также распределения ресурсов.

Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок не может обеспечивать достижение объективно необходимых долгосрочных целей, решение важных социальных задач, порождает психологию алчности, вседозволенности и стремления к наживе любой ценой, нередко в ущерб общественным интересам. Часто производители стремятся увеличивать доходы за счет потребителя, манипулируя ценами, а не в результате сокращения расходов или повышении качества продукции и услуг. Товары подделываются, фальсифицируется их качество, создается искусственный дефицит и пр.

Кроме того, недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и пр. В какой-то степени по своей природе объективно порождает и усиливает неуправляемые результаты воспроизведенного цикла.

Нередко высказывается мнение, что товарно-денежные отношения являются объективной необходимостью и реальностью, поэтому только они должны определять результаты хозяйственной деятельности, регулировать производство с учетом спроса и предложения, а также реально получаемой каждым контрагентом экономической выгоды. Считается, что денежная мера выгоды без нажима и административного вмешательства сама собой определяет рациональность хозяйственных связей и обеспечивает высокую эффективность функционирования всего хозяйственного механизма в отличие от волевого планового регулирования экономики, которое всегда связано с ошибками и просчетами. При этом игнорируется многовековой опыт развития товарно-денежных отношений, а также их нынешнее состояние в различных странах.

Россия достаточно быстро преодолела негативные последствия экономического кризиса августа 1998г. В результате в 1999г. начался экономический рост, который продолжился в 2000-2001 гг. Достигнутые темпы развития российской экономики были во многом обусловлены ростом промышленного производства. И очевидно, факторы его роста в значительной мере определяют динамику национального хозяйства.

В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования как производства и развития производительных сил, так и товарных и денежных потоков, цен, условий торговли и заключения хозяйственных договоров, повышения качества торгового и банковского обслуживания, сочетания хозяйственной самостоятельности, инициативы и предприимчивости с государственной дисциплиной. Налоговая система, дельные лимиты, типовые договора и т.д. – все это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи индивидуальных производителей и потребителей. Важно, чтобы такие методы постоянно обновлялись и совершенствовались с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывали инициативу и предприимчивость. Планирование является неотъемлемой чертой любой разумной человеческой деятельности, позволяет определять наиболее важные, приоритетные работы, целенаправленно использовать для их осуществления имеющиеся ресурсы, обеспечивать более эффективную реализацию последних. В последние десятилетия система планирования в сочетании с элементами рыночных отношений даже в условиях рыночной стихии и анархии позволила преодолеть многие негативные процессы и явления и обеспечить эффективное ведение хозяйства во многих развитых и развивающихся странах. Практика свидетельствует, что социально-экономическому прогрессу препятствуют не система планирования и административные методы, а жесткое директивное планирование и контроль, существенно ограничивающие свободу экономического маневра, предприимчивость и инициативу в выборе наилучших хозяйственных решений.

Рынок не может быть самоцелью. Обществу нужен не рынок как таковой, а высокоэффективная и социально ориентированная экономика, восприимчивая к инновациям и научно-техническим нововведениям, способная обеспечить высокий уровень и качество жизни для всех слоев населения.

Рынок и торговля всегда были составными факторами функционирования национальной экономики, состояние, содержание и характер которой определялись, прежде всего, отношениями собственности на средства производства, выпускаемые продукты. Собственно, когда говорят о необходимости установления рыночных отношений, то на самом деле имеют в виду возрождение предпринимательства, полагая, что при этом сразу же повысятся инициативность, предприимчивость и заинтересованность в инновациях.

Государство должно регулировать не столько сам рынок, сколько условия, влияющие на него: развитие и размещение производительных сил, специализацию предприятий, рациональное использование природных и людских ресурсов, формирование и использование доходов и др. Законы рынка по своей природе могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость их сочетания с планомерностью и плановым регулированием всей экономики.

Завершение переходного периода означает, что наша страна вступила в новую стадию экономического развития. Теперь Россию можно причислить к странам, определяемым как “нарождающиеся рынки”. В настоящее время к “нарождающимся рынкам” относится большинство постсоветских и посттоталитарных стран (государств “второго мира”), включая Россию, а также целый ряд развивающихся стран (государств “третьего мира”). Одним из критериев отнесения к этой категории Всемирный банк считает годовой душевой ВНП в размере менее 9,6 тыс. долл. В России этот показатель сейчас достигает примерно 2,5 тыс. долл. По уровню ВВП (по паритету покупательной способности) Россия находится в середине второй десятки стран мира (точнее, 14-м месте), впереди нее – такие страны, как Корея, Канада, Мексика, Индонезия, Бразилия.

Отнесения России к категории стран, определяемых как “нарождающиеся рынки”, может иметь несколько важных последствий для экономической политики.

Во-первых, это означает, что российская экономика реагирует на государственное макроэкономическое регулирование примерно так же, как и рыночная экономика любой другой страны. Поэтому грамотное использование макроэкономических рычагов способно решить многие проблемы, в том числе и структурные. Причем надо иметь в виду, что макроэкономическое регулирование – инструмент гораздо более тонкий и сложный, чем представлялось многим российским руководителям и “крепким хозяйственникам” еще несколько лет назад, и неосторожное обращение с таким инструментом может навредить экономике.

Став рыночной страной, мы уже не можем позволить себе макроэкономической несбалансированности. Кризис 1998г. показал, что Россия – часть мировой финансовой системы, и любые проблемы, возникающие в этой системе (в том числе в результате преднамеренных манипуляций крупных финансовых игроков), при несбалансированности основных макроэкономических индикаторов могут обернуться новым тяжелым кризисом.

Во-вторых, государство должно максимально быстро избавить экономику от тех пут, которые мешают частным производителям. Сегодня частный капитал уже способен самостоятельно “вытащить” страну из многолетнего кризиса, и подъем 1999 – начала 2000 гг. свидетельствует об этом со всей очевидностью. Но также очевидно и то, что, несмотря на все разговоры о либеральном характере нынешней российской экономики, ни в одной стране производитель не чувствует себя ущемленным, как в России. Если несколько лет назад высокие налоги и административное регулирование можно было оправдать слабостью частного капитала и необходимостью сосредоточения средств в руках государства для поддержки экономики и социальной сферы, то сегодня именно давление на частный капитал порождает “виртуальную экономику” бартера, неплатежей, “белой” и “черной” бухгалтерии и т.п. В результате страдают не только частный капитал, но и само государство, которое никак не может собрать столько налогов, чтобы хватило на выполнение нормальных государственных функций, не говоря о “бюджете развития”, промышленной политике и т.п.

В-третьих, государство должно помогать развитию рыночных институтов-организаций всеми возможными экономическими, правовыми и политическими средствами. В первую очередь это касается финансово-банковского сектора. Развитие банковской системы теперь может пойти по другой модели, нежели в период высокой инфляции первой половины 90-х годов: предприятия или группы предприятий будут создавать банки для обслуживания собственных потребностей в кредитных ресурсах. Такой путь развития и восстановления банковской системы представляется более органичным и “здоровым”, чем тот, который преобладал до 1998г., хотя следует иметь в виду, что система государственного банковского регулирования до сих пор ориентируется на “докризисный” тип банковской системы.

В-четвертых, переход России в данную категорию стран остро ставит вопрос о переориентации государственной политики на создание максимально благоприятной рамочной среды для отечественного и зарубежного бизнеса. Необходим выверенный баланс между поддержкой отечественных производителей и привлечением капитала вообще. В современном мире мобильность капитала настолько высока, что странам приходится соревноваться за привлечение капитала, причем включая отечественный. В начале реформ российский капитал еще не мог “оторваться” от отечественных “корней”, но в последние полтора-два года стали множится случаи экспорта российской капитала для производственных целей в страны Европы, Азии и Африки (в отличии от обычного бегства капиталов). Это значит, что в международной конкуренции за привлечение капиталов мы пока проигрываем.

Последнее, пятое последствие перехода нашей страны в категории “нарождающихся рынков” - это необходимость формирования нового характера отношений между федеральным центром, субъектами Федерации (регионами) и внешним миром.

Рынок и его структура.

2.1 Экономическое содержание понятия «рынок».

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.

Рынок – форма организации экономических взаимоотношений между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами путем их купли-продажи.

Рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения.

Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Структура рынка.

Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям.

По экономическому назначению рынка:

рынки благ и услуг;

рынки средств производства;

рынки научно-технических разработок;

рынки ценных бумаг;

рынки рабочей силы, жилья и т.д.

По товарным группам:

рынки товаров производственного назначения;

рынки товаров народного потребления;

рынки продовольственных товаров;

рынки факторов производства.

По пространственному признаку:

внутрирегиональные;

республиканские;

межреспубликанские;

международные.

По степени ограничения конкуренции:

монопольные;

олигапольные;

свободные;

смешанные;

межотраслевые рынки.

По характеру продаж:

рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

рынки госзакупок сельскохозяйственных продуктов.

По соблюдению законности:

легальные, официальные;

нелегальные, «теневые», «черные» рынки.

Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.

Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовых ресурсов и др. Большинство из них может функционировать в виде локальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау, программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочных кредитов), денег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота.

В зависимости от степени монополизации различают монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке один-два производителя (продавца) могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции, всю совокупность определенного вида товаров и диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования. На олигополистическом рынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) о разделе сегментов рынков сбыта и влиянии на уровень цен, то есть осуществлять групповую монополию.

Общей чертой монополизированного и регулируемого рынков является их высокоорганизованность. Отличие данных типов рынков состоит в том, что первый охватывает полностью, монополизированный сектор экономики и лишь частично — немонополизированный, а регулируемый — всю экономику в единстве всех ее секторов, включая государственный, хотя каждый из них — в неодинаковой степени. Наконец, целью регулирования монополизированного рынка является присвоение монопольно высоких прибылей, а целью государственного регулирования — стабилизация экономической системы, согласование частных, коллективных и общественных интересов, решение общенациональных проблем, а также содействие процессу накопления капитала.

Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.

Финансовый рынок — это определенная совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи свободных денежных средств и их превращения в денежный капитал. Финансовый рынок направляет в единое русло движение других форм капитала. Деньги — наиболее подвижная и ликвидная форма богатства, а ценные бумаги — его основная форма. Финансовый и, прежде всего, — денежный рынок, в наибольшей мере отвечает требованиям совершенной конкуренции, что обусловлено однородностью товара, наличием информации о нем.

Среди ценных бумаг различают акции, облигации (предприятий и государственных займов) и ипотечные облигации; купоны к облигациям, векселя, чеки, депозитные сертификаты и др. Субъектами отношений, складывающихся на финансовом рынке, выступают предприятия разных форм собственности, домашние хозяйства, коммерческие банки, финансово-кредитные организации, государство и др. Объектами финансового рынка являются личные сбережения населения, временно свободные средства, образующиеся в процессе обращения промышленного и торгового капиталов и др. Основные элементы этого рынка — спрос, предложение ссудного капитала и его цена.

Основными продавцами капиталов являются страховые компании по страхованию жизни и пенсионные фонды, которые стабильно аккумулируют денежные поступления от населения долгосрочного характера. Такой стабильности не имеют коммерческие банки, поскольку их депозиты формируются из ликвидных средств предприятий и личных сбережений населения, и часть этих денег должны оставаться и в банковском резерве для текущего обслуживания этих же субъектов. Различают краткосрочный (денежный рынок) и долгосрочный (рынок капиталов) финансовые рынки. На рынке капиталов функционируют долгосрочные займы и ценные бумаги, поэтому долгосрочный финансовый рынок делится на рынок долгосрочного кредита и рынок ценных бумаг.

Большинство кратко- и долгосрочных кредитов предоставляют коммерческие банки. На финансовом рынке уровни кредитного процента для различных категорий заемщиков зачастую дифференцированы. Так, крупные компании, как правило, получают кредит на продолжительный срок, без залога и по более низкому проценту, чем мелкие фирмы, от которых требуется залог, поручительство или гарантия. Существенное воздействие на развитие и функционирование финансового рынка оказывает государство через механизм проведения кредитной политики. В частности, государство влияет на величину учетной ставки, соотношение спроса и предложения, выступает кредитором и заемщиком, устанавливает общие правила функционирования и развития данного рынка, осуществляет над ним оперативный контроль и др.

Рынок рабочей силы — это совокупность экономических отношений между наемными работниками (занятыми и незанятыми), с одной стороны, и предпринимателями, а также биржами труда (как посредниками государственными, муниципальными и корпоративными) — с другой, по поводу купли-продажи и использования рабочей силы.

Наряду с рынком рабочей силы существует рынок трудовых ресурсов, где объект купли-продажи — рабочая сила экономически активного населения и выпускников высших, средних специальных и других учебных заведений, а также часть населения, занятого в домашнем хозяйстве.

Основные элементы (рычаги) рынка рабочей силы — спрос, предложение и заработная плата. Спрос на рабочую силу со стороны индивидуального, коллективного (предприятия акционерного типа) работодателя или государства зависит от спроса на товары и услуги, которые изготавливаются на предприятиях соответствующего типа, уровня технической оснащенности данных предприятий, интенсивности и производительности труда, форм и методов организации производства, экономической конъюнктуры, степени либерализации внешнеэкономической деятельности страны (в частности, возможности проникновения на национальный рынок продукции иностранных компаний), качества рабочей силы и труда, величины инвестиций, технического строения капитала и др. Предложение рабочей силы зависит от уровня рождаемости населения, продолжительности обучения и приобретения квалификации, демографической политики государства, состояния рынка жилья, престижности труда и других факторов.

В зависимости от соотношения спроса и предложения формируются дефицитный, равновесный и избыточный рынки рабочей силы. Типичной ситуацией на рынке рабочей силы в развитых странах мира является превышение предложения рабочей силы над ее спросом при наличии дефицита на отдельные профессии. При этом заработная плата отклоняется вниз от стоимости товара рабочая сила, и наоборот.

В пределах общенационального рынка рабочей силы выделяют его отдельные сегментные рынки или субрынки: например, рынок рабочей силы в передовых наукоемких отраслях промышленности и в старых, традиционных отраслях; рынок рабочей силы в сферах материального и нематериального производства и др. Каждый из них, в свою очередь, делится на рынок рабочей силы квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных работников с соответствующей дифференциацией работ и специальностей. Различают также рынки преимущественно физического (рабочие), умственного (служащие) и творческого труда (интеллигенция). В условиях НТР наблюдается сокращение первого и расширение двух последних видов рынков.

Основными условиями формирования рынка рабочей силы является создание стабильных и эффективных стимулов к труду, действенной системы профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, формирование рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства и т. д.

Спрос на рынке капитала зависит, прежде всего, от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства и инвестиции в расширение производства, уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынки средств и предметов труда. Первый — делится на рынки нового и бывшего в употреблении оборудования, а также специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам, В западной экономической литературе утверждается, что производительным является не только труд, но и производственные фонды (капитальные блага), поскольку с их помощью можно получить большее количество продукции, или увеличить доход. Рынок предметов потребления. Составляющими элементами данного рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т. д.) и текущего потребления.

Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг. Услуга — это особенная потребительная стоимость, удовлетворяющая определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.

Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и др.), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и др.).

В странах социально ориентированной экономики человек превращается в основной элемент национального богатства, а воспроизводство его физических возможностей, интеллектуальных, организаторских способностей, основных качеств работника, предпринимателя и собственника становится одной из приоритетных задач развития общества. Это значит, что отношения по поводу воспроизводства экономически деятельного объекта нового типа выходят на передний план. Соответственно рынок услуг превращается в доминирующий тип рынка.

Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности.

Рынок золота — это совокупность экономических отношений по поводу организации купли-продажи золота. Осуществляют ее региональные консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очистко

Наши рекомендации