Современные формы организации труда
Введение
Эффективность осуществления производственных процессов, использование способов труда, затраты на изготовление продукции и ее качество в значительной мере зависят от выбора той или иной формы организации работы: совмещения профессий (функций), многоагрегатного обслуживания, коллективной (бригадной) работы. Технический прогресс приводит к тому, что увеличивается количество рабочих функций, переходящих от рабочего к машине, в силу чего у рабочего растет время наблюдения за работой оборудования.
Такое положение неизбежно ставит вопрос о том, чтобы наряду с усилением использования машины во времени наиболее полно использовать и рабочее время трудящегося, чтобы каждый рабочий как можно большую часть рабочего времени был занят выполнением производственной работы. С этой целью и используется совмещение профессий, специальностей и функций, когда рабочий наряду с выполнением своей основной работы полностью или частично выполняет работу, которую раньше выполнял другой исполнитель. Этой же цели служит и многостаночное (многоагрегатное) обслуживание, при котором рабочий одновременно обслуживает несколько станков (агрегатов).
Рациональное использование трудовых средств и оборудования предприятия - непременное условие обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. Что является исключительно важным и актуальным на современном этапе экономических преобразований в России.
Многостаночное обслуживание как форма кооперации труда работников является инструментом повышения эффективности труда.
Разделение и кооперация труда руководителей,
Специалистов и служащих
Каждое промышленное предприятие имеет определеннуюорганизационную структуру управления, основу которой составляют формы разделения и кооперации труда управленческого персонала: руководителей,специалистов и служащих.
Функциональное разделение труда руководителей, специалистови служащих обусловлено содержанием выполняемых ими функций управления и заключается в обособлении однородных работ, требующих определенного комплекса знаний, подготовки и навыков. Так, руководителивыполняют общие функции управления: организуют, направляют, координируют и регулируют деятельность подчиненных звеньев и лиц, принимают решения и несут ответственность за них[5, с. 28].
Специалисты – это работники, осуществляющие отдельные функции, требующие специальных технических знаний, соответствующего уровня профессиональной подготовки, навыков и опыта (технологи,механики, нормировщики, экономисты и др.). Они выполняют инженерно-технические, экономические, финансовые работы, занимаются организацией производства и труда.
Служащие – это работники, выполняющие функции управления, которые не требуют специальных знаний. Они осуществляют подготовкуи оформление документации, учет и контроль. Это делопроизводители,секретари, кассиры и др. При формировании организационной структурыуправления предприятием распределяются функции и соответственно работники по отделам и службам аппарата управления, разрабатываются положения об этих подразделениях, где четко формулируются задачи, содержание труда, выполняемые функции и взаимоотношения с другимислужбами и подразделениями[5, с.29].
Технологическое разделение труда заключается в специализации работников на выполнении работ, связанных общностью технологическихпроцессов. На основании этого подразделяют руководителей и специалистов на административно-управленческий и цеховой персонал. Кроме того,из различных видов их деятельности выделяются стереотипные и формализуемые операции, которые выполняются специализированнымитехническими службами. Эти службы обеспечивают функциональные подразделения и руководителей информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
Профессионально-квалификационное разделение труда руководителей, специалистов и служащих предусматривает распределение обязанностей и разграничение ответственности между работниками с учетом занимаемой должности, степени сложности поручаемых работ, уровня профессиональных знаний, требуемых для их выполнения и замещения должностей, специальности и квалификации для обеспечения эффективности трудакаждого работника.
Профессиональное и квалификационное разделениетруда руководителей, специалистов и служащих на предприятиях осуществляется на основе Единого квалификационного справочника должностейслужащих, в котором по каждой должности определен круг обязанностей,указано, что должен знать работник, и установлены квалификационные требования (образование, практические навыки)[5, с. 29].
Перечень профессий (специальностей) специалистов и служащих, уровень их профессиональной подготовки (квалификации) определяются содержанием производственно-хозяйственной деятельности предприятия, составом производственногопроцесса, уровнем технической оснащенности, организации производстваи труда, номенклатурой и характеристикой выпускаемой продукции, масштабами производства.
Разделение труда руководителей, специалистов и служащих неразрывно связано с его кооперацией, которая представляет собой систему устойчивых производственных взаимоотношений между функциональными
подразделениями, системами подчиненности внутри них. Так, функциональное разделение труда обусловливает необходимость кооперации между структурными подразделениями и службами при выполнении закреп-
ленных за ними функций. При технологическом разделении труда возможна кооперация, как между отдельными работниками, так и между структурными подразделениями, а профессионально-квалифицированному разделению труда в основном соответствует кооперация между работникамивнутри каждого подразделения.
Для реализации на практике форм разделения и кооперации трударуководителей, специалистов и служащих на предприятии разрабатываютположения о структурных подразделениях, в которых четко разграничивают и фиксируют задачи, функции и права каждого подразделения, определяют взаимоотношения с другими подразделениями предприятия. Наоснове этих положений составляются инструкции, в которых указываютсяорганизационно-правовые положения каждого работника: функции, права,обязанности, взаимоотношения, критерии оценки и ответственности. Этидокументы используются для организации труда и управления руководителей, специалистов и служащих[5, с.30].
Заключение
Из всего изложенного выше следует, что организация труда с полным основанием может рассматриваться как особый вид деятельности направленной на решение общественно необходимых задач по регулированию и контролю социально-экономических процессов в сфере функционирования живого труда. Результатом этой деятельности является конкретная система организации труда, включающая вышеназванные элементы, образующие ее с учетом особенностей звена производства и управления (цех, предприятие, фирма, акционерное общество), но независимо от отрасли (промышленность, строительство, транспорт, торговля, бытовое обслуживание и др.).
При организации многостаночного обслуживания на основе данных технического нормирования должны быть определены оптимальные зоны обслуживания, рациональное размещение оборудования, наиболее совершенные методы и приемы работы. У рабочих должна быть создана материальная заинтересованность в переходе на многостаночное обслуживание. Формы разделения и кооперации труда изменяются вместе с развитием технической базы производства. Если начальной стадии машинного производства соответствовала узкая специализация труда, то в условиях комплексно-механизированного и автоматизированного производства происходит «агрегирование» труда, формируются профессии широкого профиля, причем количество их постоянно увеличивается. Чем более глубоким становится разделение труда, тем более сложным становятся связи между работниками в процессе производства. Это в свою очередь ведет к развитию кооперации труда. С развитием процесса разделения и кооперации труда любые формы и системы организации труда, даже самые совершенные сегодня, постепенно стареют и требуют замены их новыми, более совершенными формами и системами в целях постоянной экономии человеческого труда, повышения его производительности.
Список литературы:
1.Бухалков М.И. Организация и нормирование труда учебник
/ М.И. Бухалков: под ред. проф М.В. Мельник. – М.: Инфра-М, 2008
2. Волоскова М.В. Рабочее время и время отдыха: практическое пособие.
3.Гейц И.В. Нормирование труда и регламентация рабочего времени. –
М.: Дело и Сервис, 2007
4. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник для вузов. – М.: Норма, 2008
5. Т. П. Тихомирова, Е. И. Чучкалова. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии, Екатеринбург, 2008.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М„ 2010.
7.Экономика и социология труда. Генкин Б. М. Изд-во Норма, М., 2007
Введение
Эффективность осуществления производственных процессов, использование способов труда, затраты на изготовление продукции и ее качество в значительной мере зависят от выбора той или иной формы организации работы: совмещения профессий (функций), многоагрегатного обслуживания, коллективной (бригадной) работы. Технический прогресс приводит к тому, что увеличивается количество рабочих функций, переходящих от рабочего к машине, в силу чего у рабочего растет время наблюдения за работой оборудования.
Такое положение неизбежно ставит вопрос о том, чтобы наряду с усилением использования машины во времени наиболее полно использовать и рабочее время трудящегося, чтобы каждый рабочий как можно большую часть рабочего времени был занят выполнением производственной работы. С этой целью и используется совмещение профессий, специальностей и функций, когда рабочий наряду с выполнением своей основной работы полностью или частично выполняет работу, которую раньше выполнял другой исполнитель. Этой же цели служит и многостаночное (многоагрегатное) обслуживание, при котором рабочий одновременно обслуживает несколько станков (агрегатов).
Рациональное использование трудовых средств и оборудования предприятия - непременное условие обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. Что является исключительно важным и актуальным на современном этапе экономических преобразований в России.
Многостаночное обслуживание как форма кооперации труда работников является инструментом повышения эффективности труда.
Современные формы организации труда
Организация труда на предприятии - это действия по установлению или изменению порядка осуществления трудового процесса и связанных с ним производственных взаимодействий работников со средствами производства и друг с другом. [4, с. 128]
В зависимости от разделения и кооперации труда различают двеформы его организации на предприятии:
● индивидуальную – каждый рабочий на своем рабочем месте выполняет постоянно закрепленные за ним либо одну или несколько однородныхопераций, либо комплекс разнородных операций, либо все операции по изготовлению конкретного вида продукции (изделия);
● коллективную – группа работников объединяется для совместногои наиболее эффективного выполнения комплекса разнородных и группыоднородных трудовых операций[5, с. 24].
Наиболее эффективной коллективной формой организации труда является бригада. На отечественных промышленных предприятиях в зависимости от содержания выполняемых работ применяются различные видыпроизводственных бригад:
● специализированные, осуществляющие технологически однородные виды работ или операций и объединяющие рабочих одной профессииили специальности;
● комплексные, выполняющие комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных видов работ и операций и объединяющиерабочих различных профессий и специальностей.
Эти бригады могут быть какс полным, частичным распределением труда, так и без разделения труда.
В зависимости от режима работы организуют сменные бригады, объединяющие рабочих одной смены, и сквозные бригады, включающие рабочих нескольких смен. Эти бригады могут быть как специализированными, так и комплексными[5, с.25].
На промышленных предприятиях производственные бригады создаются в следующих случаях:
1) для обслуживания крупных агрегатов, автоматических линий, гибких производственных систем;
2) когда группа рабочих мест связана общим ритмом работы (например, поточные линии);
3) при выполнении определенного объема однородной работы, требующей одновременного участия нескольких исполнителей;
4) если определенная законченная часть технологического процессане может быть выполнена одним рабочим и требует параллельной работыгруппы рабочих;
5) для выполнения определенной работы с целью повышения ответственности за конечные результаты труда и обеспечение материальной заинтересованности в качественной и эффективной работе[5, с.25].
Формирование бригад в производственных условиях требует соблюдения ряда принципов:
● технической замкнутости, заключающегося в закреплении за бригадой определенных операций, номенклатуры деталей и узлов;
● территориальной целостности, означающего закрепление за бригадой определенной производственной площади, где расположены соответствующие рабочие места;
● добровольности, предусматривающего создание бригады и объединения рабочих мест на основе личной заинтересованности рабочих, а нетолько производственной необходимости;
● равнозначности, предполагающего, что рабочие всех смен, занятые на одном и том же оборудовании, включаются в одну сквозную бригаду с сохранением необходимой организационной самостоятельностикаждой смены;
● достоверности учета, определяющего необходимость и возможность обеспечения правильного и достоверного приема результатов рабочей бригады;
● оперативности планирования, предусматривающего доведение добригады производственного задания, отражающего содержание его деятельности и систему материального стимулирования;
● оптимальной численности, характеризующего количество и составрабочих в бригаде в соответствии с действующими нормативами управляемости[5, 26].
Указанные принципы организации бригад могут быть успешно реализованы, если при их формировании осуществлен тщательный анализпроизводственных условий, характера и содержания производственныхсвязей, рассмотрены и решены вопросы регламентации труда и его оплаты,оптимизации численности, планирования, учета и хозяйственного расчета.
Совершенствование техники и технологии, рост культурно-технического уровня, квалификации и мастерства рабочих создают предпосылкидля внедрения передовых форм и методов организации труда. Это имеет нетолько экономическое, но и социальное значение; способствует устранению монотонности труда, повышению его привлекательности и содержательности, росту квалификации рабочих и расширению их трудового профиля. К этим формам труда можно отнести совмещение профессий и функций, многостаночное обслуживание.
Совмещение профессий представляет собой выполнение одним рабочим функций и работ, относящихся к различным профессиям. Это значит,что рабочий в течение нормальной продолжительности рабочего дня, наряду со своей основной работой, выполняет работу по другой профессииили специальности. Совмещать можно различные функции, но при условии, что производительность труда не уменьшится. Смежной профессиейназывают такую, которая имеет технологическую или организационнуюобщность с основной и осуществляется на рабочем месте по основнойпрофессии (например, станочник-наладчик). Выполнение работы по смежной профессии называют совмещением. К совмещению относится и овладение рабочим второй специальностью (профессией), трудовые функциикоторой не имеют общих признаков с функциями по основной профессии.
Совмещение может быть полным, если рабочий осуществляет все трудовые функции рабочего другой специальности, или частичным, если рабочему передается только часть функций рабочего одной специальности.
В результате повышается загрузка рабочих и сокращается общая численность, возрастает производительность труда[5, с.27].
Совмещение профессий возможно при соблюдении следующих условий:
1) неполная занятость рабочего по основной профессии;
2) равномерность выполнения совмещаемых функций;
3) отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;
4) достаточный для освоения второй профессии (специальности)уровень квалификации рабочего.
Совмещение профессий наиболее эффективно тогда, когда совмещаются профессии (специальности), связанные по содержанию и ходом технологического процесса, единством обрабатываемых предметов труда, обеспечением роста производительности труда и повышением его качества[5, с. 27].
Многостаночное обслуживание – это форма организации труда, при
которой рабочий (или группа рабочих) обслуживает одновременно несколько станков (агрегатов), выполняя ручные элементы операции на каждом из них, а также все или часть функций обслуживания рабочего меставо время машино-автоматической работы каждого станка.
Многостаночное обслуживание организуется на участках, где активная деятельность рабочего на станках чередуется с автоматическойработой станка, при которой роль рабочего сводится к наблюдению.
Техническими предпосылками развития многостаночного обслуживания являются повышение уровня автоматизации оборудования, улучшение системы управления оборудованием и конструкции технологическойоснастки, благодаря чему доля ручного труда сокращается и увеличиваетсядоля его автоматической работы.
Условия организации многостаночного обслуживания:
1) рациональная планировка оборудования, обеспечивающая удобство его обслуживания;
2) кратчайшие маршруты перехода от станка к станку;
3) эффективная организация обслуживания рабочих мест.
Экономическая целесообразность многостаночного обслуживаниязаключается в возможности обеспечения полной занятости рабочих-станочников и в повышении эффективности использования оборудования[5, с. 28].