РАЗДЕЛ 1. Анализ выполнения производственной программы
Введение
Анализ (от греческого -analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние, присущие этому объекту составляющие (мысленные и реальные).
Экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики все более приобретает характер системного анализа. При системном анализе особое внимание уделяется исследованию взаимосвязи и обусловленности его отдельных разделов, показателей и факторов производства.
Основными задачами экономического анализа являются: обоснование разработанных показателей и нормативов; оценка выполнения и динамика показателей; выявление причин и факторов, повлиявших на отклонение фактических уровней показателей от расчетных (базовых) их величин; изыскание резервов увеличения объемов производства и реализации продукции, снижения себестоимости, увеличения прибыли и рентабельности; разработка мероприятий, направленных на использование выявленных резервов и т.д.
Источниками информации для экономического анализа и диагностики являются:
· плановая информация (коллективные договоры, расчетные технико-экономические показатели, хозяйственные договоры, данные о наличии производственной мощности, нормы расхода материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов);
· статистическая отчетность;
· бухгалтерская отчетность;
· первичная и оперативная отчетность;
· внеучетные материалы (материалы ревизий и целевых проверок, переписка с поставщиками и потребителями, рекламации на поступающее сырье и материалы).
Исходные данные | ||||
Показатели | Обозначения | План (по варианту) | Отчет (по варианту) | |
А | Б | |||
1. Объем продукции в штуках всего, в том числе по типам: | V | |||
А | VА | |||
Б | VБ | |||
2. Средняя цена единицы продукции в рублях, в том числе по типам: | Ц | |||
А | ЦА | 157,11 | 175,29 | |
Б | ЦБ | 300,02 | 319,98 | |
3. Объем реализации в стоимостном выражении (доход), тыс. руб. в том числе по типам: | D | |||
А | DА | |||
Б | DБ | |||
4. Удельный вес производства продукции (%) по типам: | ||||
А | fА | |||
Б | fБ | |||
5. Расходы на производство и реализацию продукции (тыс. руб.), всего: | ||||
из них: | Е | |||
-постоянные | Епост | |||
-зависящие | Езав | |||
В том числе по типам продукции: | ||||
А | ЕзавА | |||
Б | ЕзавБ | |||
6. Себестоимость производства единицы продукции (руб.) | С | 228,467 | 242,924 | |
Постоянная часть себестоимости | Спост | 137,08 | 145,756 | |
Себестоимость единицы продукции в зависящей части | Сзав | 91,387 | 97,168 | |
в том числе по типам: | ||||
А | СзавА | 64,62 | 67,258 | |
Б | СзавБ | 105,8 | 115,49 | |
7. Среднегодовая численность производственного персонала, человек | Ч | |||
8. Удельный вес рабочих в общем контингенте(%) | fраб | |||
9. Среднегодовая выработка продукции на одного работающего (руб./чел) | В | |||
10. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (млн руб.) | ОФ | |||
11. Фондоотдача (по доходам) | Фо | 93,08 | 91,1 | |
12. Удельный вес активных фондов в общей стоимости основных фондов (%) | fакт оф | |||
13. Затраты материалов на производство продукции (тыс. руб.) | З | |||
14. Материалоотдача | Мо | 2,5 | 2,65 | |
Вариант 51 | ||
Показатели | ||
V | +2 | +8 |
fА | -2 | -4 |
ЦА | -4 | -2 |
СзавБ | +4 | +3 |
С | +3 | -2 |
fзав Е | +2 | -6 |
Ч | +2 | -8 |
fраб | -2 | -1 |
ОФ | +1 | +5 |
f акт ОФ | +3 | +2 |
З | +1 | +9 |
Ц | -2 | +6 |
РАЗДЕЛ 3. Анализ финансовых результатов от производства
И реализации продукции.
В этом разделе следует обобщить результаты анализа доходов и расходов, полученные в двух предыдущих разделах. Это обобщение приводится в аналитической таблице (табл. 3.1).
Анализ финансовых результатов от производства и реализации продукции, приведенный в табл. 3.1 позволяет сделать следующий вывод: в отчетном периоде прибыль увеличилась на 3045тыс.ден.ед.
Это изменение обусловлено влиянием следующих факторов:
1. положительное влияние на изменение прибыли оказало увеличение цены продукции на 129 тыс. руб.
2. отрицательное влияние на величину прибыли оказала структура производства: прибыль уменьшилась на 2130 тыс. руб.
3. негативное влияние на изменение прибыли оказало снижение объемов производства. Вследствие снижения объема выпускаемой продукции, прибыль в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 3045 тыс. руб.
Таблица 3.1. | ||||||||||||||||||||||
Анализ финансовых результатов от производства и реализации продукции (ТАТ-3) | ||||||||||||||||||||||
Показатели | План | Отчет | Общее отклонение (+,-) | В том числе по факторам | ||||||||||||||||||
Объем реализации | Себестоимость продукции | Из них | Цена продукции | Из них | ||||||||||||||||||
СпостV | Cпост | fV | CзавА | CзавБ | fV | ЦА | ЦБ | |||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||||||
Доходы | - | - | - | - | - | - | -128 | |||||||||||||||
Расходы | -475 | -31 | -2130 | - | - | - | - | |||||||||||||||
Прибыль | -249 | -2349 | -535 | -128 | ||||||||||||||||||
Прирост прибыли, % | - | - | 359,929 | 3,985 | -29,415 | 56,160 | -277,660 | 3,641 | 251,722 | -63,278 | 385,359 | -15,090 | 76,444 | 324,004 | ||||||||
Доля влияния фактора, % | - | - | 100,0 | 1,1 | -8,2 | 15,6 | -77,1 | 1,0 | 69,9 | -17,6 | 107,1 | -4,2 | 21,2 | 90,0 | ||||||||
Заключение
В результате проведенной работы можно подвести итоги:
Объем реализации продукции сократился на 689 тыс.руб (3,04%) и составил в отчетном периоде 21971 тыс. руб.
Увеличение средней цены продукции на 1,45ден. ед. привело к увеличению стоимости продукции на 129 тыс. ден. ед. На этот показатель повлиял рост цены продукции типа А и Б, который привел к увеличению доходов на 307 и 197 тыс. ден. ед., соответственно, или на 1,353% и 0,870%.
Отклонение за счет изменения структуры составило375 тыс. ден. ед. Рост цены продукции типа Б на 1,213% привело к увеличению доходов на 197 тыс. руб.
Расходы на производство продукции сократились на 1001 тыс. руб. или на 4,831% и составили 19707 тыс. руб. в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Положительное влияние на изменение прибыли оказало увеличение цены единицы продукции. В отчетном периоде по сравнению с базисным периодом цена единицы продукции возросла, что привело к увеличению прибыли на 129 тыс. руб.
Отрицательное воздействие на величину прибыли оказала структура производства - прибыль снизилась на -2239 тыс. руб.
Вследствие роста себестоимости производства продукции увеличились расходы на производство на 253 тыс. руб. На снижение расходов оказало существенное влияние снижение объёма производства: при снижении объема производства на 3339 штук, расходы сократились на 748 тыс. руб. В результатесокращения себестоимости производства единицы продукции прибыль увеличилась на 253 тыс. руб.
В отчетном периоде по сравнению с базисным выработка работника снизилась на 283ден. ед./чел. и составила 2138ден. ед./чел. Отрицательным фактором, влияющим на снижение выработки, является сокращение дохода, сокращение объемов производства, а также увеличение среднеговодовой численности производственного персонала.
Фондоотдача - показатель выпуска продукции на 1 руб. стоимости основных фондов, т.е. показывает насколько эффективны вложения в основные средства. Итак, фондоотдача в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшилась на 2,151 ден. ед. / тыс. ден.ед. или на 2,293%.
Материалоотдача – это отношение стоимости продукции к стоимости израсходованных материалов, характеризует долю продукции, приходящейся на один рубль стоимости материалов.Один из показателей эффективности использования оборотных средств, который определяется как отношение стоимости произведенной продукции предприятием или ВВП к величине стоимости применяемых материалов. Материалоотдача в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла на 0,169ден. ед./1 ед. затрат (6,974%) и составила 2,57ден. ед.
Введение
Анализ (от греческого -analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние, присущие этому объекту составляющие (мысленные и реальные).
Экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики все более приобретает характер системного анализа. При системном анализе особое внимание уделяется исследованию взаимосвязи и обусловленности его отдельных разделов, показателей и факторов производства.
Основными задачами экономического анализа являются: обоснование разработанных показателей и нормативов; оценка выполнения и динамика показателей; выявление причин и факторов, повлиявших на отклонение фактических уровней показателей от расчетных (базовых) их величин; изыскание резервов увеличения объемов производства и реализации продукции, снижения себестоимости, увеличения прибыли и рентабельности; разработка мероприятий, направленных на использование выявленных резервов и т.д.
Источниками информации для экономического анализа и диагностики являются:
· плановая информация (коллективные договоры, расчетные технико-экономические показатели, хозяйственные договоры, данные о наличии производственной мощности, нормы расхода материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов);
· статистическая отчетность;
· бухгалтерская отчетность;
· первичная и оперативная отчетность;
· внеучетные материалы (материалы ревизий и целевых проверок, переписка с поставщиками и потребителями, рекламации на поступающее сырье и материалы).
Исходные данные | ||||
Показатели | Обозначения | План (по варианту) | Отчет (по варианту) | |
А | Б | |||
1. Объем продукции в штуках всего, в том числе по типам: | V | |||
А | VА | |||
Б | VБ | |||
2. Средняя цена единицы продукции в рублях, в том числе по типам: | Ц | |||
А | ЦА | 157,11 | 175,29 | |
Б | ЦБ | 300,02 | 319,98 | |
3. Объем реализации в стоимостном выражении (доход), тыс. руб. в том числе по типам: | D | |||
А | DА | |||
Б | DБ | |||
4. Удельный вес производства продукции (%) по типам: | ||||
А | fА | |||
Б | fБ | |||
5. Расходы на производство и реализацию продукции (тыс. руб.), всего: | ||||
из них: | Е | |||
-постоянные | Епост | |||
-зависящие | Езав | |||
В том числе по типам продукции: | ||||
А | ЕзавА | |||
Б | ЕзавБ | |||
6. Себестоимость производства единицы продукции (руб.) | С | 228,467 | 242,924 | |
Постоянная часть себестоимости | Спост | 137,08 | 145,756 | |
Себестоимость единицы продукции в зависящей части | Сзав | 91,387 | 97,168 | |
в том числе по типам: | ||||
А | СзавА | 64,62 | 67,258 | |
Б | СзавБ | 105,8 | 115,49 | |
7. Среднегодовая численность производственного персонала, человек | Ч | |||
8. Удельный вес рабочих в общем контингенте(%) | fраб | |||
9. Среднегодовая выработка продукции на одного работающего (руб./чел) | В | |||
10. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (млн руб.) | ОФ | |||
11. Фондоотдача (по доходам) | Фо | 93,08 | 91,1 | |
12. Удельный вес активных фондов в общей стоимости основных фондов (%) | fакт оф | |||
13. Затраты материалов на производство продукции (тыс. руб.) | З | |||
14. Материалоотдача | Мо | 2,5 | 2,65 | |
Вариант 51 | ||
Показатели | ||
V | +2 | +8 |
fА | -2 | -4 |
ЦА | -4 | -2 |
СзавБ | +4 | +3 |
С | +3 | -2 |
fзав Е | +2 | -6 |
Ч | +2 | -8 |
fраб | -2 | -1 |
ОФ | +1 | +5 |
f акт ОФ | +3 | +2 |
З | +1 | +9 |
Ц | -2 | +6 |
РАЗДЕЛ 1. Анализ выполнения производственной программы
(объемы производства и реализации продукции).
Стоимость реализованной продукции - это объем реализации в стоимостном выражении (D), который изменяется в зависимости от объема продукции в натуральном выражении (V) и средней цены единицы продукции (Ц). На уровень средней цены продукции влияют факторы структурных изменений и индивидуальных цен по типам продукции:
D= V * Ц; D= DA + DБ; V= VА + VБ; Ц= ∑fi*цi.
Расчет рекомендуется выполнить в типовых аналитических таблицах (табл. 3 и 4).
Таблица 1.1 | ||||||
Расчет объема и стоимости реализации продукции с учетом темпов прироста факторов на базисном и отчетном уровнях по отношению к базовому варианту | ||||||
Показатели | Порядок расчета (БВ - базовый вариант, К - коэффициент пересчета) | 1-ый год (база) | 2-ой год (отчет) | Отклонение | Темп роста,% | |
Объем продукции в натуральном выражении, штук, в том числе по типам: | 1. V = VБВ*(1+к/100) (округлить) | 103,985 | ||||
типа А | 3. (округлить) | 107,136 | ||||
типа Б | 4. | -11219 | 102,433 | |||
Средняя цена единицы, руб., в том числе по типам: | . 8. (пересчет) | 245,0057 | 280,8984 | 35,8927 | 114,650 | |
типа А | 11. (пересчет) | 150,8404 | 171,7818 | 20,9414 | 113,883 | |
типа Б | 291,3856 | 337,1100 | 45,7244 | 115,692 | ||
Объем реализации продукции в стоимостном выражении, тыс.руб., в том числе по типам: | 7. (округлить) | 119,219 | ||||
типа А | 10. (округлить) | 122,010 | ||||
типа Б | 12. | 118,507 | ||||
Удельный вес продукции, %: | ||||||
типа А | 2. (пересчет) | 33,000 | 34,000 | 1,000 | 103,0303 | |
типа Б | 5. | 67,000 | 66,000 | -1,000 | 98,507 | |
Анализ стоимости реализованной продукции (дохода) по основным факторам выполняется в типовых аналитических таблицах (ТАТ-1 и ТАТ-2).
Таблица 1.2 | |||||||||
Анализ выручки от реализации по факторам, тыс.руб. (ТАТ-1) | |||||||||
Показатели | Темп роста объемного фактора, % | Результативный показатель, тыс.руб. | Абсолютное отклонение, всего | В том числе от влияния | |||||
План | Скорректированный на рост объемного фактора | Отчет | Объемного фактора | Цен и структуры | |||||
А | |||||||||
1. Объем продукции: | 103,985 | ||||||||
типа А | 107,136 | ||||||||
типа Б | 102,433 | ||||||||
2. Сумма по типам продукции (4=2+3) | - | - | - | - | |||||
3. Влияние структуры (5=1-4) | - | - | - | - | -128 | ||||
Таблица 1.3. | |||||||||||||||||||
Анализ выручки от реализации по типам продукции (ТАТ -2) | |||||||||||||||||||
Типы продукции | Структура производства продукции по типам, % | Средняя цена реализованной продукции (ден.ед.) | Отклонения базисной цены по типам продукции от среднего ее уровня | Оценка влияния фактора на: | |||||||||||||||
План | Отчет | Отклонения | План | Отчет | Отклонения | изменение средней цены реализованной продукции | стоимость реализованной продукции (выручки) (тыс.ден.ед.) | ||||||||||||
А | |||||||||||||||||||
А | 33,000 | 34,000 | 1,00 | 150,8404 | 171,7818 | 20,9414 | -94,1653 | -0,941653 | 7,120079 | -86 | |||||||||
Б | 67,000 | 66,000 | -1,00 | 291,3856 | 337,1100 | 45,7244 | 46,3799 | -0,463799 | 30,17809 | -42 | |||||||||
Всего | - | 245,0057 | 280,8984 | 35,8927 | - | -1,405452 | 37,29817 | -128 | |||||||||||
Результаты расчетов показывают, что доход предприятия в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличился на 4113 (35,8927%) тыс.ден.ед.
На изменение результативного показателя оказали влияние следующие факторы:
1. Рост объема производства продукции А способствовал увеличению доходов на 310 ден. ед., а снижение производства продукции Б увеличило доход на 415 тыс. ден. ед. Отклонение за счет изменения структуры составило 128 тыс. ден. ед.
Результаты анализа обобщаются в табл. 1.4. Расчет относительных отклонений фактических доходов от базисного уровня по любому из факторов и доля его влияния производится по следующим формулам:
,
или ,
где x - любой фактор.
2. Увеличение средней цены единицы продукции на 35,8927 тыс. ден. ед. привело к увеличению стоимости реализованной продукции на 3260 тыс. ден. ед. Это обусловлено ростом цен продукции А и Б, которое привело к увеличению доходов на 647 тыс. ден. ед. и 2741 тыс. ден. ед. Отклонение за счет изменения структуры составило 128 тыс. ден. ед.
Таблица 1.4. | ||||||||
Баланс отклонений и расчет доли влияния основных факторов на изменение стоимости реализованной продукции | ||||||||
Показатели | Результат изменения стоимости реализации | Доля влияния фактора в общем изменении стоимости реализации | Изменение фактора | |||||
тыс.руб. | % | абсолютное | % | |||||
1. Объем продукции, штук | 3,985 | 20,7 | 3,985 | |||||
2. Средняя цена реализованной продукции, руб., в том числе: | 15,234 | 79,3 | 35,8927 | 14,650 | ||||
2.1. Цена продукции типа А | 3,022 | 15,7 | 20,9414 | 13,883 | ||||
2.2. Цена продукции типаБ | 12,808 | 66,6 | 45,7244 | 15,692 | ||||
2.3.Удельный вес продукции типа А | -86 | -0,400 | -2,1 | 1,000 | - | |||
2.4. Удельный вес продукции типа Б | -42 | -0,197 | -1,0 | -1,000 | - | |||
3. Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 19,219 | 100,00 | - | - | ||||