Сертификат летной годности нового воздушного судна
В соответствии с Воздушным кодексом России, каждое гражданское воздушное судно должно иметь Сертификат летной годности или эквивалентный ему документ. До введения в действие раздела Н АП-21 документом, эквивалентным Сертификату летной годности гражданского воздушного судна, являлось "Удостоверение летной годности". Сертификат (Удостоверение) летной годности выдается на новое воздушное судно национальной авиационной администрацией на основании "Временного Сертификата (Удостоверения) летной годности". Временный Сертификат (Удостоверение) выписывается от имени Авиарегистра МАК независимой инспекцией на предприятии-изготовителе и является основанием только для перелета воздушного судна от изготовителя к эксплуатанту.
"Временный Сертификат летной годности" выдается только в случае выполнения следующих условий:
- изготавливаемое ВС имеет Сертификат типа, выданный АР МАК;
- предприятие, на котором изготовлено ВС, имеет Сертификат производства на данный тип ВС
- данный экземпляр принят независимой инспекцией и признан годным к эксплуатации.
Литература
1. Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
2. Воздушный кодекс Российской Федерации.
3. Авиационные правила, часть 21. Процедуры сертификации авиационной техники. ОАО "Авиаиздат". 1999.
4. Авиационные правила, часть 23. Нормы летной годности гражданских легких самолетов. АО "Авиаиздат". 1997.
5. Авиационные правила, часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. ЛИИ им. М. М. Громова, 1994.
6. Авиационные правила, часть 29. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории. ЛИИ им. М. М. Громова, 1995.
7. Авиационные правила, часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов. ЦИАМ, 1994.
8. Авиационные правила, часть ВД. Нормы летной годности вспомогательных двигателей воздушных судов. ОАО "Авиаиздат". 1999.
9. Авиационные правила, часть 34. Охрана окружающей среды. Нормы эмиссии для авиационных двигателей.?
10. Авиационные правила, часть 35. Нормы летной годности воздушных винтов. ЦИАМ, 1994.
11. Авиационные правила, часть 36. Сертификация воздушных судов по шуму на местности. Авиарегистр МАК, 1994.
12. Авиационные правила, часть 39. Директивы летной годности. ОАО "Авиаиздат". 1999
13. Авиационные правила, часть 145. Ремонтные организации. ОАО "Авиаиздат". 1999.
14. Авиационные правила, часть 183. Представители Авиационного регистра. ОАО "Авиаиздат". 1999.
15. Руководство по сертификации и надзору за производством изделий авиационной техники. Авиарегистр МАК, 1995.
Приложение 1.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Авиационный регистр МАК (Авиарегистр) - компетентный орган Межгосударственного Авиационного Комитета, осуществляющий деятельность в области летной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, охраны окружающей среды от воздействия авиации с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, а также осуществляющий сертификацию организаций, разрабатывающих авиационную технику, аккредитацию организаций (центров), выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей и экспертов (экспертов-аудиторов). |
Авиационная техника (АТ) - применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается воздушное судно (ВС) и его компоненты. |
Авиационные правила (АП) - принятый государствами-учредителями свод процедур, правил, норм и стандартов, выполнение которых признается государствами-учредителями в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Авиационные правила имеют статус единых для государств-учредителей и вводятся в действие в этих государствах в установленном ими порядке. |
Акустическое или эмиссионное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию и требует дополнительной сертификации на соответствие требованиям к охране окружающей среды. |
Второстепенное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое несущественно влияет на его летную годность и не является главным изменением. |
Главное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое существенно влияет на его летную годность. |
Держатель Сертификата типа - Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа на образец авиационной техники. |
Доказательная документация (ДД) - документация, содержащая результаты проверок, испытаний и оценок летной годности образца авиационной техники и устанавливающая его соответствие требованиям сертификационного базиса. |
Дополнение к Сертификату типа - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие сертифицированного образца авиационной техники с внесенным в его типовую конструкцию главным, акустическим или эмиссионным изменением распространенным на него требованиям к летной годности и охране окружающей среды. |
Заявитель - Разработчик, подавший в Авиарегистр заявку на получение Сертификата типа на создаваемую или созданную им авиационную технику. |
Заявка на выдачу Сертификата типа - заявление любого юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа на образец авиационной техники. |
Изготовитель - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее производство авиационной техники. |
Квалификационный базис (КБ) - комплекс требований к летной годности, распространенных на данный тип комплектующего изделия. |
Модификация - любое главное, второстепенное, акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца авиационной техники, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющие на окружающую среду. |
Независимая инспекция (НИ)- инспекция, осуществляющая контрольные функции у Разработчика и Изготовителя, уполномоченная соответствующими органами государственного регулирования и Авиарегистром и принимающая в пределах своей компетенции решения, независимые от решений и мнений организаций и предприятий, которые она контролирует. |
Нормы летной годности (НЛГ)- часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов. |
Образец авиационной техники - применительно к настоящим Правилам образцом авиационной техники является тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя. |
Орган государственного регулирования гражданской авиации (авиационная администрация)- орган исполнительной власти государства-учредителя, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов. |
Разработчик - организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники. |
Свидетельство о годности изделия - документ, удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям квалификационного базиса. |
Сертификат летной годности - документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в сертификате типа образца, и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра ВС с установленными для него ограничениями. |
Сертификат Разработчика - документ, выдаваемый Авиарегистром организации, признанной Авиарегистром в качестве Разработчика образцов авиационной техники. |
Сертификат типа - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостверяющий соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса. |
Сертификационный базис (СБ) - комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец авиационной техники. |
Сертификационный центр - организация, выполняющая сертификационные работы и имеющая на то соответствующие полномочия Авиарегистра. |
Сертификация - установление соответствия авиационной техники требованиям к летной годности и охране окружающей среды. |
Технические условия на приемку и поставку образца (ТУ) - документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметры и характеристики серийно изготавливаемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при приемке экземпляра в качестве готовой продукции и установлении его соответствия типовой конструкции, указанной в сертификате типа образца. |
Типовая конструкция(ТК) - конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца. |
Эксплуатант - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушных судов и имеющее сертификат или свидетельство, которые выданы органом государственного регулирования гражданской авиации. |
Эксплуатационная документация (ЭД) - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию образца, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации. |
Российское авиационно-космическое агентство (РАКА)- государственный административный орган, выполняющее координацию деятельности в области создания авиационной и космической техники. |
Государственная служба гражданской авиации (ГСГА)- структурное подразделениеМинистерства транспорта Российской Федерации, выполняющее координацию деятельности в областиэксплуатации авиационной техники. |
СИСТЕМА КАЧЕСТВА
Качество:совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Требования к качеству,выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность реализации и проверки последних.
Несоответствие:невыполнение установленных требований.
Дефект:невыполнение заданных требований или целесообразного прогнозирования, касающихся использования объекта, включая требование, относящееся к безопасности.
Ответственность за качество продукции:общий термин, описывающий обязательства, возлагаемые на изготовителя или других лиц, по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого вреда, вызванного продукцией.
Контроль:деятельность, включающая в себя проведение измерений, экспертизы, испытаний либо оценки одной или нескольких характеристик (в целях калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.
Проверка:подтверждение тотем экспертизы и представления объективного доказательства того, что установленные требования были выполнены.
Политика в области качества:основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Общее руководство качеством (административное управление качеством):те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление им, обеспечение и улучшение качества, в рамках его системы.
Управление качеством:методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Обеспечение качества:все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется) виды, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
Система качества:совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Всеобщее руководство качеством:подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путём удовлетворения требований потребителя и с выгодой для членов организации и общества.
Улучшение качества:мероприятия, осуществляемые повсюду в организации и по всей «петле качества» в целях повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.
Руководство по качеству:документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации.
Программа качества:документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсов и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту.
Прослеживаемостъ:способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется.
Петля качества:концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Затраты, связанные с качеством:затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда удовлетворительное качество не достигнуто.
Потери качества:потери, вызванные нереализацией оптимальных возможностей ресурсов в процессах и в ходе деятельности.
Модель для обеспечения качества:стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных в целях удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.
Приложение 2.
Условные обозначения скоростей полета, применяемые в АП-25
и соответствующие им обозначения, принятые в отечественной практике
проектирования самолетов
Обозначение | Характеристика скорости | |
в АП-25 | проектное | |
VS | VС | Скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета, на которой самолет управляем |
VS1G | VС | Скорость сваливания при нормальной перегрузке ny = 1 |
VS1 | VС1 | Скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета, полученная в конкретной конфигурации |
VS0 | VС0 | Скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета в посадочной конфигурации |
V1 | V1 | Скорость принятия решения на взлете |
VEF | VОТК | Скорость в момент отказа двигателя |
VMCG | VminЭР | Минимальная эволютивная скорость разбега |
VR | VПСТ | Скорость в момент подъема передней стойки шасси |
V2MIN | V | Минимальная безопасная скорость взлета |
V2 | V2 | Безопасная скорость взлета |
VMC | VminЭВ | Минимальная эволютивная скорость взлета |
VMCL | VminЭП | Минимальная эволютивная скорость захода на посадку со всеми работающими двигателями |
VMCL-1 | VminЭП-1 | Минимальная эволютивная скорость захода на посадку с одним неработающим критическим двигателями |
VMCL-2 | VminЭП-2 | Минимальная эволютивная скорость захода на посадку с двумя неработающими двигателями |
VMU | VminОТР | Минимальная скорость отрыва на взлете |
VLOF | VОТР | Скорость отрыва на взлете |
VFE | Vmax б | Максимальная допустимая скорость в полете с отклоненными закрылками и(или) предкрылками |
VREF | VЗП | Скорость захода на посадку со всеми работающими двигателями |
VREF-1 | VЗП-1 | Скорость захода на посадку с одними неработающим двигателям |
VREF-2 | VЗП-2 | Скорость захода на посадку с двумя неработающими двигателями |
VLE | VmaxШ | Максимальная скорость полета с выпущенным шасси |
VLO | VmaxВУШ | Максимальная скорость, при которой могут производится выпуск и уборка шасси |
VMO | VmaxЭ | Максимальная эксплуатационная скорость |
MMO | VmaxЭ | Максимальное эксплуатационное число М |
VD | Vmaxmax | Расчетная предельная скорость |
MD | Vmaxmax | Расчетное предельное число М |
VDF | Mmaxmax | Максимальная скорость, продемонстрированная в испытаниях |
MDF | Mmaxmax | Максимальное число М, продемонстрированное в испытаниях |
Приложение 3.