Сертификация разработчиков авиационной техники

Решением Авиарегистра мак "О порядке сертификации предприятий и организаций, создающих гражданскую авиационную технику" от 22 мая 1992 г. вводится процедура обязательной сертификации разработчиков авиационной техники: воздушных судов, двигателей и воздушных винтов.

Сертификация организации - разработчика АТ производится при наличии лицензии на этот вид деятельности, выданный специально уполномоченным органом в области авиационной промышленности - Российским авиационно-космическим агентством (РАКА).

Порядок проведения сертификации:

1. Подача заявки в Авиарегистр на проведение работ по обследованию организации на право получения сертификата разработчика авиационной техники. К заявке прилагается "Характеристика организации".

2. Обследование организаций, которое проводится по специальной программе комиссией, образованной Авиарегистром МАК и РАКА.

3. Заключение комиссии РАКА и Авиарегистра МАК о возможностях выдачи сертификата Разработчика.

4. Принятие Авиарегистром МАК решения о выдаче сертификата Разработчика.

"Характеристика организации" должна содержать следующую информацию:

- Организация является юридическим лицом.

- История создания и развития организации.

- Образцы созданной авиационной техники.

- Взаимодействие с другими организациями.

- Перечень типов ат, по которым аттестуется организация.

- Структура организации, обеспечивающая разработку авиационной техники в соответствии с требованиями Норм летной годности, со структурной схемой подчиненности и ответственности руководителей.

- Наличие принятой в РАКА системы качества продукции.

- Наличие независимой инспекции.

- Наличие на предприятии действующей службы сертификации.

- Основные сведения о руководителях организации, позволяющие оценить опыт и квалификацию специалистов.

- Технические средства предприятия.

Цель специальной программы обследования организаций Разработчиков авиационной техники является:

- Определение квалификации персонала организации.

- Выявление наличия технических средств для выпуска проектной документации и экспериментальной базы для отработки проектно-конструкторских решений.

- Определение наличия принятой в авиационной промышленности системы обеспечения качества продукции.

- Определение наличия нормативной технической документации, отраслевых инструкций, отраслевых стандартов, а также стандартов предприятия.

- Возможность обеспечения соответствия создаваемых образцов АТ требованиям авиационных правил, стандартам.

- Возможность обеспечения сопровождения в эксплуатации своих изделий, поддержание летной годности.

Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности, приведена на рис.7.

В настоящее время Авиарегистр МАК проводит работу по дальнейшему совершенствованию системы сертификации Разработчиков АТ, которая будет гармонизирована с международными авиационными требованиями. В ней предполагается использовать рекомендации стандартов серии ISO 9000.

                       
  Сертификация разработчиков авиационной техники - student2.ru
    Сертификация разработчиков авиационной техники - student2.ru
 
    Сертификация разработчиков авиационной техники - student2.ru   Сертификация разработчиков авиационной техники - student2.ru
 
 
    Сертификация разработчиков авиационной техники - student2.ru
 
   
Надежность и отказобезопасность
Сертификация разработчиков авиационной техники - student2.ru Сертификация разработчиков авиационной техники - student2.ru

  Силовая установка. Экология
  Бортовое оборудование
  Самолетные системы
Аэродинамика и динамика полета

Эксплуатация. Поддержание летной годности
Конструкция и технология производства
Внешние нагрузки. Прочность

Рис. 7. Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая

разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности

Этапы сертификации типа АТ

При сертификации типа АТ устанавливается его соответствие применимым авиационным правилам, содержащим требования к летной годности и охране окружающей среды. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат типа.

Вновь создаваемый тип АТ проходит последовательно следующие основные этапы сертификации:

- подача заявки в Авиарегистр МАК на получение Сертификата типа;

- разработка сертификационного базиса (СБ) для данного типа АТ и утверждение СБ Авиарегистром МАК;

- проведение этапа макета данного типа АТ;

- сертификационные заводские испытания типа АТ;

- сертификационные контрольные испытания типа АТ;

- анализ результатов сертификации, принятие решения и выдача Авиарегистром МАК Сертификата типа.

В отдельных случаях Авиарегистр МАК может корректировать этапы и процедуры сертификации. в зависимости от особенностей АТ, заявленной на сертификацию. (например, для очень легких воздушных судов или для АТ, которая ко времени подачи заявки на сертификацию находится в серийном производстве или в эксплуатации). Такая корректировка проводится при условии, что сохраняется необходимая достоверность подтверждения соответствия типа АТ применимым требованиям авиационных правил.


Наши рекомендации