Теории размещения хозяйственной деятельности.

2.1 Теория размещения сельскохозяйственного производства.

Й. Тюнен «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии» (1826 г.).

Экономически изолированное от основного мира государство, в пределах которого имеется центральный город (единственный рынок сбыта с/х продукции и источник обеспечения промышленными товарами). Транспортные затраты прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки.

Ответ на вопрос, какие формы примет при установленных предпосылках с/х и, какое влияние на его размещение будет оказывать r от города, Й. Тюнен находит методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка. В результате выявляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в их пределах тех или иных видов с/х производств.

Оптимальная схема размещения с/х производства – это система концентрических кругов вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов с/х деятельности.

Чем выше урожайность – тем ближе к городу. Чем дороже продукт на единицу веса - тем дальше от города. Интенсивность ведения с/х снижается по мере удаления от города.

Интерпретация выводов: v1m1 – rtv1= v2m2 – rtv2

2.2 Теория размещения промышленности.

Основоположники – немецкие ученые В. Лаундхарт и А.Вебер.

В. Лаундхарт: теория рационального штандорта промышленного предприятия. Главное открытие – метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции (место производства и место добычи сырья рассматриваются как разные пространственные пункты). Решающий фактор размещения производства – транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от соотношений перевозимых грузов и расстояний.

А. Вебер «О размещении промышленности: чистая теория штандорта» (1909 г.). А. Вебер более комплексно сформулировал задачу размещения: минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных затрат.

Создание классификации факторов размещения производства. А. Вебер исключил – элементы производственных издержек, не зависящие от местоположения; оставил – издержки на рабочую силу, транспортные издержки, (включая издержки на сырье и материалы), все остальные условия, влияющие на размещение предприятия (объединенная агломерационная сила). Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении:

1)Транспортная ориентация: Величина транспортных издержек зависит от веса перевозимого груза и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения центра потребления и источников сырья имеются минимальные транспортные издержки (транспортный штандорт).

2)Рабочая ориентация: Определяется с учетом различий в издержках на рабочую силу (экономия на рабочих издержках в данном пункте должна перекрывать перерасход в транспортных затратах).

3)Агломерационная ориентация: Оценка эффекта экономии за счет укрупнения производства (величина экономии от слияния предприятий больше перерасхода транспортных затрат).

2.3. Теория размещения населенных пунктов.

В. Кристаллер «Центральные места в Южной Германии» (1913 г.) – в работе раскрывается теория центральных мест. Центральные места – это экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Зоны обслуживания и сбыта имеют тенденцию оформляться в соты и вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Т.о. минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания. Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Тип иерархии определяется числом центральных мест следующего, более низкого уровня иерархии, подчиненных одному центральному месту.

Общая теория размещения.

А. Леш «Пространственная организация хозяйства» (1940 г.) Общая теория размещения связывает частные теории Й. Тюнена, А. Вебера, В. Кристаллера; расширяет предмет теории размещения, переходя от уровня предприятий и поселений к проблемам формирования экономических регионов.

Вклад А. Леша: разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия. Состояние равновесия характеризуется следующими условиями:

- местоположение каждой фирмы характеризуется max возможными преимуществами для потребителей и производителей;

- фирмы размещаются так, что территория используется полностью;

- существует равенство цен и издержек;

- все рыночные зоны имеют min размер (шестиугольники).

Особенность А. Леша - высокая степень абстрагирования и теоретических обобщений при объяснении возникновения территориального разделения труда. Методология А. Леша: Территория абсолютно однородна и изначально пуста; Учитываются: эффект концентрации производства и транспортные издержки; Для каждого вида деятельности существует свой рациональный предел концентрации, превышение которого перекрывается ростом транспортных издержек. Для разных видов производств сочетания указанных двух факторов дают разные оптимальные решения. В силу этих обстоятельств возникают разные концентрации разных производств по территории, т.е. территориальное разделение труда.

Наши рекомендации