МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1

Дисциплина «Основы экономической теории»

Тема «Построение и анализ кривой производственных возможностей»

Общие цели и задачи: Закрепление теоретических знаний по теме «Эффективность использования ограниченных ресурсов» и отработка навыка расчета задач по теме. Вызвать интерес к предмету.

Материальное обеспечение:

1. Методические указания к практической работе

2. Тетради для практической работы

3. Калькуляторы

Ход работы:

1. Повторить теоретический материал по теме

2. Решить задачи

3. Выполнить тест к практической работе

4. Ответить на контрольные вопросы

Теоретические сведения

От того, как будут использованы хозяйственные ресурсы в экономике, зависят производственные возможности общества.

Между потребностями людей и возможностями (производственными ресурсами) для их удовлетворения существует обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограничены, т. е. их можно использовать в количестве, не превышающем определенный предел, лимит. Из-за ограниченности производственных ресурсов перед людьми постоянно встает проблема выбора: что и сколько произвести, продать, купить. Ограниченность ресурсов означает, что выбор одного товара приводит к отказу от другого (например, что лучше: съесть любимое мороженое или купить интересную книгу?). Управляя экономикой, приходится выбирать пути использования ресурсов, которые обеспечат удовлетворение наиболее предпочтительных потребностей, т. е. какие товары и услуги следует производить, а от каких придется отказаться. В связи с этим обратимся к понятию производственных возможностей.

Производственные возможности — это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за определенный период времени, при данных ресурсах и технологии. При этом имеется в виду эффективное использование всех наличных ресурсов (рабочей силы, средств производства и других хозяйственных факторов). Для наглядности рассмотрим условный пример. Известно, что экономическое хозяйство производит две группы продуктов: средства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). В нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и книги. Общая ограниченность ресурсов позволяет в течение года производить эти товары в следующих альтернативных соотношениях:

а) десять станков при нулевом выпуске книг;

б) девять станков и одна книга;

в) семь станков и две книги и т.д. (см. таблицу):

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1 - student2.ru

На графике, построенном по данным таблицы, точка А отражает ситуацию, при которой все ресурсы направлены на производство станков, а точка Д — альтернативу, когда выпускаются только книги. В действительности общество старается не допускать таких крайностей и всегда стремится найти нужный ему баланс в увеличения производства одного распределении производства. Точки Б, В и Г представляют альтернативные варианты такого баланса, т. е. максимально возможный объем одновременного производства и станков, и книг в различных сочетаниях (больше станков — меньше книг, и наоборот). Ограниченность материальных и людских ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и книг за линией границы производственных возможностей (ГПВ), например, в точке Н (от слова «нельзя»), соответствующей выпуску двух единиц станков и семи единиц книг. В отличие от этого производственная комбинация в точке М (от слова «можно») вполне реальна, но при этом ресурсы использованы неполно и неэффективно (низкие занятость рабочей силы и производительность труда, не загруженные фабрики, чрезмерные затраты сырья и т.п.). Следовательно, здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения выпуска другого.

Таким образом, только точки, расположенные на линии границы производственных возможностей, соответствуют наиболее эффективным вариантам использования имеющихся ресурсов для выпуска определенных товаров и услуг. Общество должно лишь выбрать нужную их комбинацию. Производственные возможности отражают максимум производства при полном использовании данных ресурсов и технологий. Однако с течением времени ресурсы и технологии обычно прогрессивно меняются: увеличивается количество рабочей силы и средств производства, повышается их качество, совершенствуются технологии и т.д. Все это расширяет возможности производства, и следовательно, линия ГПВ смещается вправо от центра координат. Мощности общества по производству разных продуктов чаще всего растут не в одинаковой степени.

Задание № 1

В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени.

комбинации танки автомобили альтернативные издержки
 
 
 
 
 
 
 
 

Требуется:

1) построить кривую производственных возможностей, на оси Ох отложив количество производимых автомобилей, на оси Оу - танков;

2) определить, какое оптимальное количество автомобилей можно произвести;

3) найти альтернативные издержки производства одного танка (столбец №4), т. е. рассчитать, от какого количества автомобилей нужно отказаться, чтобы произвести дополнительное количество танков.

Задание № 2

Постройте по данным, приведенным в таблице, график кривой производственных возможностей для пушек и масла и определите точки, в которых неэффективно, а также невозможно одновременное увеличение разных товаров. Напишите, что отражает построенный график.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1 - student2.ru

Задание № 3

Ответьте на вопросы теста

В – 1

В – 2

Микроэкономика изучает

1 Объем национального производства.

2 Производство сахара и динамику его цены.

3 Общий уровень цен.

4 Численность занятых в народном хозяйстве.

Плановая экономика по характеру функционирования выступает как экономика

1 Смешанная

2 Командная

3 Социальная ориентированная

4 Либеральная

В – 3

В – 4

Литература

Основные источники:

  1. Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для СПО / И. А. Ким. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 328 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04602-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/A904235E-5F8D-48AB-89C7-D82..
  2. Родина, Г. А. Основы экономики. Микроэкономика : учебник для СПО / Г. А. Родина, С. В. Тарасова ; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 263 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03554-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/7C885D75-C0BD-4C7D-AB47-BE4A2B45E496
  3. Коршунов, В. В. Основы экономической теории : учебник для СПО / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 219 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04674-8. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/59644F44-D83F-430A-BE19-DCBD8D026B70
  4. Реброва, Н. П. Основы маркетинга : учебник и практикум для СПО / Н. П. Реброва. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 277 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03462-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/782CA950-0240-4EA0-97C5-BE8E55B0642F
  5. Михалева, Е. П. Маркетинг : учебное пособие для СПО / Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 213 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02475-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/2CDBBA69-9128-4A68-9154-551..
  6. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 463 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01003-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/3EEDDFFA-2C28-4D41-94F4-548..
  7. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Купцова ; под ред. А. А. Степанова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 435 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8377-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBE..

Дополнительные источники:

  1. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева.- М.: «ВЛАДОС», 2010.
  2. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: «ВЛАДОС», 2010.
  3. Кнышова Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 282 с.
  4. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 756 с
  5. В.А. Баринов «Бизнес-планирование», Москва, Форум-Инфра-М, 2004 г.
  6. А.И. Ильин «Планирование на предприятии», Минск, «Новое знание», 2004 г.
  7. Дж. А. Ковелло, Б. Дж. Хейзенгрен «Бизнес-планы», Москва, «Издательство БИНОМ», 1998 г.
  8. И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия», Москва, «Дашков и К», 2004 г.
  9. Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2006.
  10. Борисов Б.Ф. Экономическая теория. - М., 2008.
  11. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
  12. Купиков Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2006.
  13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2006.
  14. Бабин ЭЛ., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. - М.: Экономика, 2007.
  15. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2005.
  16. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М: Инфра-М, 2007.
  17. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2008.
  18. Практикум по маркетингу: учебное пособие / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков. – М. : КНОРУС, 2005. – 416

Internet-ресурсы:

  1. www.cbr.ru (сайт Банка России) §К
  2. www.government.ru (сайт Правительства России)
  3. www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России) –
  4. www.minfin.ru (сайт Минфина РФ)
  5. www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
  6. www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
  7. www.imf.org.ru (сайт МВФ)
  8. www.wto.org.ru (сайт ВТО)
  9. www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1

Дисциплина «Основы экономической теории»

Тема «Построение и анализ кривой производственных возможностей»

Общие цели и задачи: Закрепление теоретических знаний по теме «Эффективность использования ограниченных ресурсов» и отработка навыка расчета задач по теме. Вызвать интерес к предмету.

Материальное обеспечение:

1. Методические указания к практической работе

2. Тетради для практической работы

3. Калькуляторы

Ход работы:

1. Повторить теоретический материал по теме

2. Решить задачи

3. Выполнить тест к практической работе

4. Ответить на контрольные вопросы

Теоретические сведения

От того, как будут использованы хозяйственные ресурсы в экономике, зависят производственные возможности общества.

Между потребностями людей и возможностями (производственными ресурсами) для их удовлетворения существует обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограничены, т. е. их можно использовать в количестве, не превышающем определенный предел, лимит. Из-за ограниченности производственных ресурсов перед людьми постоянно встает проблема выбора: что и сколько произвести, продать, купить. Ограниченность ресурсов означает, что выбор одного товара приводит к отказу от другого (например, что лучше: съесть любимое мороженое или купить интересную книгу?). Управляя экономикой, приходится выбирать пути использования ресурсов, которые обеспечат удовлетворение наиболее предпочтительных потребностей, т. е. какие товары и услуги следует производить, а от каких придется отказаться. В связи с этим обратимся к понятию производственных возможностей.

Производственные возможности — это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за определенный период времени, при данных ресурсах и технологии. При этом имеется в виду эффективное использование всех наличных ресурсов (рабочей силы, средств производства и других хозяйственных факторов). Для наглядности рассмотрим условный пример. Известно, что экономическое хозяйство производит две группы продуктов: средства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). В нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и книги. Общая ограниченность ресурсов позволяет в течение года производить эти товары в следующих альтернативных соотношениях:

а) десять станков при нулевом выпуске книг;

б) девять станков и одна книга;

в) семь станков и две книги и т.д. (см. таблицу):

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1 - student2.ru

На графике, построенном по данным таблицы, точка А отражает ситуацию, при которой все ресурсы направлены на производство станков, а точка Д — альтернативу, когда выпускаются только книги. В действительности общество старается не допускать таких крайностей и всегда стремится найти нужный ему баланс в увеличения производства одного распределении производства. Точки Б, В и Г представляют альтернативные варианты такого баланса, т. е. максимально возможный объем одновременного производства и станков, и книг в различных сочетаниях (больше станков — меньше книг, и наоборот). Ограниченность материальных и людских ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и книг за линией границы производственных возможностей (ГПВ), например, в точке Н (от слова «нельзя»), соответствующей выпуску двух единиц станков и семи единиц книг. В отличие от этого производственная комбинация в точке М (от слова «можно») вполне реальна, но при этом ресурсы использованы неполно и неэффективно (низкие занятость рабочей силы и производительность труда, не загруженные фабрики, чрезмерные затраты сырья и т.п.). Следовательно, здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения выпуска другого.

Таким образом, только точки, расположенные на линии границы производственных возможностей, соответствуют наиболее эффективным вариантам использования имеющихся ресурсов для выпуска определенных товаров и услуг. Общество должно лишь выбрать нужную их комбинацию. Производственные возможности отражают максимум производства при полном использовании данных ресурсов и технологий. Однако с течением времени ресурсы и технологии обычно прогрессивно меняются: увеличивается количество рабочей силы и средств производства, повышается их качество, совершенствуются технологии и т.д. Все это расширяет возможности производства, и следовательно, линия ГПВ смещается вправо от центра координат. Мощности общества по производству разных продуктов чаще всего растут не в одинаковой степени.

Задание № 1

В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени.

комбинации танки автомобили альтернативные издержки
 
 
 
 
 
 
 
 

Требуется:

1) построить кривую производственных возможностей, на оси Ох отложив количество производимых автомобилей, на оси Оу - танков;

2) определить, какое оптимальное количество автомобилей можно произвести;

3) найти альтернативные издержки производства одного танка (столбец №4), т. е. рассчитать, от какого количества автомобилей нужно отказаться, чтобы произвести дополнительное количество танков.

Задание № 2

Постройте по данным, приведенным в таблице, график кривой производственных возможностей для пушек и масла и определите точки, в которых неэффективно, а также невозможно одновременное увеличение разных товаров. Напишите, что отражает построенный график.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1 - student2.ru

Задание № 3

Ответьте на вопросы теста

В – 1

Наши рекомендации