Предпринимательство как экономический ресурс
предпринимательство как экономический ресурс становится все более важным в экономике. Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) — это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты, его этика и культура. Выдающийся американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер, в рамках своей теории созидательного разрушения главную роль отводит предпринимателю. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет тем самым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является, по Шумпе-теру, двигателем экономического развития. Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны — это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство. Наконец, составная часть национального предпринимательского потенциала — это этика и культура, сам предпринимательский дух общества. В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране предпринимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеют глубокие корни предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают прежде всего развитые страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями (это прежде всего государства Восточной и Юго-Восточной Азии).Мировой опыт также показал, что предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в таких странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также с активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.Научные ресурсы мира. Научные ресурсы (научно-технический потенциал, наука) определяют возможности той или иной страны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы: наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.
Функции и цели предпринимательства
Цели предпринимательства
В общем случае, предпринимательской деятельности исполняются установленные бизнесменом цели. Основными целями предпринимательской деятельности считаются:
· приобретение выгоды от потраченных на ту либо другую активность за установленный период времени капитала, ресурсных и материальных средств;
· удовлетворение спроса конечного потребителя и его определенных потребностей.
Непременно, целей гораздо больше и в широком смысле мы можем сказать следующие постулаты:
· скопление денег (для внутреннего рынка, либо же валюты – для внешнего) для расширения производства, для завоевания новейших рынков сбыта и увеличения денежных средств и прибыли;
· побуждение мотивации сотрудников, повышение интереса, поднятие производительности труда;
· ориентирование спроса клиентов на эту продукцию.
Функции предпринимательства
В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.
· Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность.
Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.
· Ресурсная функция является важной функцией предпринимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения , а так же предпринимательский талант.
Предприниматель может добиться наивысших успехов, если он сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, и все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом (прибылью) зачастую приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а с другой — может безжалостно относиться к ним.
· Творческо-поисковая (инновационная) функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.
· Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.
Чем эффективнее будут функционировать предпринимательские предприятия, тем больше будет размер поступлений их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального положения наемных работников.
· Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве.
Таким образом, сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в сочетании всех названных функций, которые объективно присущи цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности и государственной поддержки.
62 Труд, процесс труда: функции, содержание, характер. Условия.
Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому. Человек создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.
Средства труда́ — то, чем человек воздействует на предмет труда.
Предмет труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда.
История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством.
Содержание труда – это совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, структурой и целью.
Функции труда:
1) производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;
2) обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;
3) формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;
4) развитие самого человека, формирование творческой личности.
Характер труда представляет не организационно-техническую, а социальную форму труда и определяется господствующими в данном обществе производственными отношениями, при которых труд совершается.
Он выражает степень развитости производственных отношений, социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Выделяют характер труда:
1. Общественная форма организации трудового процесса.
2. Социально-экономическая природа трудового процесса, общественная форма его организации, способ взаимодействия людей в процессе труда.
3. Социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, обусловленный целями общественного производства, господствующими в обществе отношениями собственности, свойственной ему социально-экономической системой.
4. Способ взаимодействия людей в процессе труда.
Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов (элементов) производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.