Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Поиск политической ренты.
Минусом представительной демократии является также возможность принятия решений, выгодных для отдельных групп, преследующих собственные узкие интересы. Эти группы давления стараются максимально использовать имеющиеся ресурсы для принятия нужного им решения: от организации массовых компаний в СМИ, демонстраций и митингов, до прямого подкупа.
Предельные выгоды для групп давления намного выше предельных издержек, т.к. выгоды распределяются м/у членами самой группы, а издержки – м/у членами всего общества. В данном случае имеет место политический обмен: положительные политические решения обмениваются на крупные суммы взносов в избирательную компанию депутатов, разного рода «пожертвования» и др. Лоббизм – влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для данных групп решения. Одной из причин появления лоббизма является узкая специализация членов законодательных собраний. В депутатской практике нередко применяется так называемый логроллинг – практика взаимной поддержки законодательных инициатив депутатов путем обмена голосами. Депутат, желающий положительно решить важные для своих избирателей вопросы, должен получить поддержку коллег. Для этого он «покупает» их голоса, обещая взамен отдать свой голос при решении интересующих их вопросов. Отметим, что логроллинг может давать положительный эффект, позволяя более оптимально распределять ресурсы в соответствии с принципом Парето. Но возможен и противоположный результат. Проявлением логроллинга является так называемый «бочонок с салом» – закон, сопровождаемый пакетом различных предложений. Чтобы обеспечить принятие закона, к нему прилагаются все новые и новые предложения («сало»), удовлетворяющие интересы отдельных групп депутатов. Это продолжается, пока не будет собрано большинство голосов. Такая практика может, в частности, привести к ограничению демократических свобод в обмен на уступки локальным группам по налоговым и другим льготам.
Одним из субъектов политич. рынка являются работники государственного аппарата управления (бюрократия), обслуживающие интересы законодательной и исполнительной власти.
Черты бюрократии:
- является необходимым атрибутом гос-ого управления, обеспечивающим его устойчивость, преемственность и предоставляющим выгоды от специализации управленческого труда;
- обеспечивает не только интересы законодательных органов власти, но и собственные интересы, направленные на улучшение собственного благосостояния, и потому стремится к расширению самого бюрократического аппарата и увеличению средств на его содержание;
- с разбуханием бюрократического аппарата снижаются качество принимаемых решений и скорость их претворения в жизнь. Многократное дублирование информации, противоречащие друг другу инструкции и другие нормативные документы – таковы издержки роста бюрократии;
- хотя политики делегируют чиновникам часть своих полномочий, но так же, как и избиратели, и законодательная власть, имеют ограниченные возможности для контроля деятельности бюрократии.
К особенностям бюрократической деятельности относится эффект «вращающихся дверей». Суть его в том, что служащие корпораций переходят на гос-ую службу, курируют соответствующую отрасль, а затем возвращаются на прежнее место работы со значительным повышением в должности. Гос-ый аппарат нуждается в специалистах, хорошо знающих особенности конретной отрасли. В свою очередь крупные корпорации более эффективно работают, если их управляющие хорошо знают тонкости принятия гос-ых решений и ориентируются в гос-ых актах.
Целью участия в политической деятельности может быть получение дополнительных преимуществ в виде рентных (т.е. превышающих конкурентный уровень) доходов – так называемой «политической ренты». Деятельность, направленная на их получение, – это поиск политической ренты. Она достигается в борьбе за получение монопольных прав, квот и тарифов, ограничение конкуренции на рынке, законодательное установление выгодной для производителя фиксированной цены. Такого рода деятельность связана с дополнительными издержками: на лоббирование, финансирование предвыборных кампаний, взятки, подкуп и т.п.