Монополистическая конкуренция её особенности, характеристика

монополистическая конкуренция – такой тип рынка, на котором 1) присутствует большое количество производителей; 2) производители продают сходный товар, но продукт каждого из производителей отличается от продукта других.

Примерами рынков монополистической конкуренции являются рынок услуг или розничной торговли, например многие потребители посещают ближайшую парикмахерскую к месту их жительства, как и ближайшую булочную; но общее число фирм на таких рынках огромно.

Среди основных отличительных черт монополистической конкуренции мы можем выделить:

  1. Большое число производителей на рынке. Каждый из производителей является монополистом в своей нише.
  2. Дифференцированная продукция.
  3. Потребители обладают информацией не только о ценах разных производителей, но и качествах производимого ими товара.
  4. Производители также обладают информацией о ценах и объеме производства своих конкурентов, но мало используют эту информацию.
  5. Вход на рынок и выход с рынка свободен для производителей.
  6. На рынке могут присутствовать транзакционные издержки, затрудняющие потребителям доступ к продукции некоторых фирм и создающие географическую сегментацию рынка.
  7. Поскольку каждый производитель является монополистом в своей нише, он может самостоятельно устанавливать цену на свой товар (в отличие от рынка совершенной конкуренции.)
  8. Непосредственно конкурируют фирмы, находящиеся в наиболее близких рыночных нишах.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

· Большое число покупателей и продавцов.

· Невысокие барьеры для вступления в отрасль.

· Производство дифференцированной продукции имеющей много заменителей

· Наличие неценовой конкуренции неценовые параметры продукции, как её новизна, качество, надёжность перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство эксплуатации, условия послепродажного обслуживания и др.

Вопрос № 52

Рынок ресурсов. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие.

Условно ресурсы разделены на:

  • Свободные (находящиеся в неограниченном количестве, т.е. их цена равна нулю)
  • Экономические (количество ограничено, но цена отлична от нуля)

Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг. Экономические ресурсы подразделяются на материальные: сырье и капитал, и на человеческие ресурсы: труд и предпринимательская способность. Все эти ресурсы являются факторами производства.

Спрос на ресурсы и факторы его определяющие

Ценовые и неценовые детерминанты спроса

Среди наиболее важных факторов, определяющих спрос на используемый фирмой ресурс, выделяют следующие:

1. Спрос на готовую продукцию, производимую при помощи данного ресурса.

чем выше спрос на продукт, тем больше фирма заинтересована в его выпуске, и тем больше ей требуется ресурсов для его производства.

2. Производительность ресурса. Производительность ресурса может быть оценена через его предельный продукт. Если используемый ресурс отличается высокой производительностью, то при прочих равных условиях спрос на него будет более значительным, чем на ресурс с низкой производительностью.

3. Цена на ресурс.

При прочих равных условиях сокращение цены на ресурс в соответствии с законом спроса может вызвать рост величины спроса на ресурс, а его удорожание — сокращение величины спроса.

4. Величина предельного дохода фирмы (MR).

5. Цены на другие ресурсы.

В отличие от рынка готовой продукции изменение цен на другие ресурсы может вызвать два противоположных эффекта: эффект замещения и эффект объема выпуска. Степень влияния данных эффектов зависит от принадлежности анализируемых ресурсов к группе заменяющих, дополняющих или нейтральных факторов производства:

Вопрос № 53

Заработная плата как цена труда. Формы и системы заработной платы.

Заработная плата (разг. зарплата) — денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.

Функции заработной платы

Мотивационная

Основана на мотивации труда — процессе побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов

Воспроизводственная

· уровень з/п должен обеспечивать воспроизводство;

· обеспечивает длительную трудоспособность;

· обеспечение семьи;

· обеспечение роста профессионального и культурного образовательного уровня.

Стимулирующая

нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче

Статусная

Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника

Регулирующая

Воздействует на отношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование коллектива, обеспечение его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем.

Производственно-долевая

Определяет меру участия каждого работника в совокупных затратах на производство.

Существует три системы оплаты труда:

Наши рекомендации