Крупное современное предприятие (корпорации, фирмы)

В западной литературе появление понятия «фирма» было связана с крупным предприятием, а затем это слово стало заменять понятие «предприятие». В настоящее время используется термин «акционерное общество» - это группа предприятий, в то же время они являются частью единого предприятия, которое первоначально и называлось «фирмой». Главным действующим лицом экономики запада стала фирма, существующая в виде акционерной компании. Они связаны между собой системой участия – целый ряд многостороннего подчинения одних предприятий другим путем участия в их акционерном капитале (приобретение контрольных пакетов акций тех или иных предприятий). При этом главная компания «мать» скупает контрольные пакеты акции других компаний (дочерних). А те, в свою очередь, акции «внучатых» компаний и т.д. Последовательное применение такой системы приводит к тому, что «мать» контролирует огромную пирамиду компаний и распоряжается капиталом, превосходящим в несколько раз ее собственный. Дочерние «внучатые» компании самостоятельны в правовом отношении, однако большинство финансовых операций реализует компания – «мать».

Холдинговая компания (головная, компания- «мать»)
Дочерняя компания
Контрольный пакет
  Дочерняя компания
Контрольный пакет
Внучатая
контпакет

компания

Внучатая
Контпакет

Компания

Внучатая
контпакет

компания

Внучатая
контпакет

компания

 
         
                 


Контрольный пакет не обязательно составляет 51%, может быть и 5 и 10%.

Совокупность этой пирамиды компаний, которая сложилась при помощи системы участия, - корпорация. В современных корпорациях роль «матери», как правило, выполняют финансовые общества (холдинг-компании). Их основная деятельность:

1) Поэтапное приобретение акционерного капитала других фирм

2) Содержание акционерных портфелей (контрольных пакетов акций).

Благодаря обладанию контрольным пакетом акций холдинг-компания руководит зависимыми фирмами:

· Обеспечивает финансовую поддержку,

· Координирует направление развития в соответствии со своими целями и задачами

Участие холдинг-компании в акционерном капитале других фирм приводит к дальнейшему усложнению системы участия. Ведущие компании не только держат акции других компаний, но и заставляют закупать их свои собственные акции. Так зависимая фирма превращается в общество, принимающее участие в акционерном капитале основной господствующей компании. Система усложняется и тем, что компания – «мать» приобретает и акции внучатых компаний, а те приобретают акции головной. С усложнением системы участия холдинг-компания по своим функциям и характеру действий все больше становится похожа на банки.

Структура современной корпорации включает в себя:

1) «чистый холдинг» - держатель акционерных портфелей, который проводит общее финансовое руководство

2) Субхолдинг – холдинг, подчиненный головному держателю акционерных портфелей внучатых и т.д. компаний

3) Смешанные холдинги – производственно-финансовые группы, которые проводят не только финансовый контроль, но и собственную производственную деятельность.

4) Акционерные компании, занятые непосредственно производственно-сбытовой деятельностью

Система участия оказывает существенное воздействие на различные отрасли, так как в нее входят фирмы с разными отраслями, что позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятия разных отраслей.

Следующая особенность – многоотраслевая структура. Процесс формирования корпораций - диверсификация: современная форма концентрации и образования крупных фирм. Исторически этому понятию предшествовало понятие «горизонтальная диверсификация» - это усиление значения крупных фирм внутри отрасли, то есть в этих фирмах производилась большая доля продукции. Эта модель была распространена до начала 20 века.

«Вертикальная интеграция» - проникновение крупных фирм в другие отрасли, которые являются по отношению к ним их основными ступенями производственной деятельности. Модель получила развитие в 20 годах 20 века и действует по настоящее время, играет главную роль в процесс концентрации и централизации капитала.

Диверсификация– проникновение крупных фирм в другие отрасли, но не находящиеся в прямой производственной или функциональной связи в данной отрасли. Модель получила наибольшее распространение после 2 мировой войны. В настоящее время диверсификация – главное направление процесса концентрации. Например, в Японии, где доля вертикальных слияний 15%, горизонтальной – 24%, диверсификация составляет более 55%, в США – около 65% и т.д.

Диверсификация привела к возникновению новых форм предприятий – концерны и конгломераты.

Концерн – союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения, причем различных отраслей производства, но при наличии ведущего направления на основе общей финансовой зависимости от головной компании.

Конгломерат – крупное объединение разнородных фирм и производств, не связанных ни технологией, ни рынком, ни профилирующей специализацией. Создаются, как правило, для того, чтобы выжить во время спада производства.

Основные тенденции развития концернов:

· Децентрализация руководства (за счет создания подразделений компании, руководители которых несут персональную ответственность за получение прибыли и число продаж)

· Концентрация усилий на производстве высоко рентабельных товаров, который исторически сформировали производственный профиль компании

· Создание венчурных предприятий в структуре компании. Они остаются в рамках крупной компании, но пользуются свободой малых предприятий. Они могут быстро внедрять новшества, оперативно реагируют на изменения в технике.

· Расширение крупными компаниями контрактных отношений с малыми и средними фирмами

· Договор франчайзинга:

Следовательно, крупная фирма с позиции характера концентрации капитала – это корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными единицами. С позиции характера концентрации производства – это многоотраслевой концерн, в котором в качестве структурных единиц выступают предприятия различных отраслей экономики. С точки зрения приложения капитала – это ТНК, имеющая фирмы и в других странах.

Кроме названных форм существуют и другие организационно-правовые формы объединения предприятий, а именно: ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, консорциумы.

Ассоциация – мягкая форма добровольно объединения экономически-самостоятельных предприятий, которые одновременно могут входить и в другие образования. В ее структуру, как правило, входит одно специализированное предприятие, расположенное на определенной территории. Основная цель – проведение совместных решений в области научно-технического прогресса, а также для решения производственных, экономических и социальных задач.

Консорциум – объединения предприятий с целью совместного проведения крупных финансовых операций. Например, вложение средств в крупный промышленный объект. Такое объединение предприятий уменьшает риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность распространяется между всеми участниками. В условиях НТР возникают консорциумы, как правило, в новых отраслях или на стыке разных отраслей, чтобы проводить совместные научные исследования, требующии больших средств.

Синдикат – объединения предприятий с целью сбыта продукции предприятиями одной отрасли. Задача – устранить излишнюю конкуренцию между предприятиями данной отрасли.

Картель– соглашение между предприятиями по поводу цен на продукцию, разделов рынка сбыта и договора о долях в общем объеме производства. Например, в Японии картельная политика, международные картели: сговор по добыче нефти разных стран.

Финансово-промышленная группа – новая организационно-правовая форма. Это объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капитала, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

Наши рекомендации