Тема: Организация и контроль выполнения принятых решений
Организация - (как предприятие) - функционально-целевая общность людей с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникаций, формирующаяся на основе разделения труда, специализации функций в иерархиризированной системы взаимодействия между индивидуумами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества
Организация - (как процесс) - определение существенных связей среди людей, задач и видов деятельности с целью интеграции и координации
организационных ресурсов для эффективного выполнения
поставленных целей.
В “ПУР,е” - организация - комплекс работ по эффективному внедрению решений (процесс)
1 этап: разработка программы действий - по этапам
- по участкам (исполнителям)
2 этап: доведение задач до сознания исполнителей
3 этап: подготовка исполнителей к выполнению заданий
4 этап: побуждение исполнителей к добросовестному выполнению заданий
планирование - информирование - организация - стимулирование
Комментарии:
1-2-3-4 этап: что? когда? каким образом? в каких условиях? какими силами и средствами? к какому сроку? с какими показателями?
Разъяснение задачи: общий замысел, место каждой задачи, взаимосвязи, цель (результат), ресурсы, сроки, критерии оценки, трудности (безопасность)
Вспомним: Не только, что нужно сделать, но и ... Почему от этого будет лучше?
Формы доведения: совещание (собрание) - выступает не ЛПР (руководитель), но авторитетное лицо, ЛПР - резюме (программа действий) (решение индивидуальное - форма подачи коллективная)
беседа - цель: полное мнение исполнителя, преодоление психологического
барьера
инструктаж - накануне работы и только самое необходимое (ситуация)
показ образцов: наблюдение за работой опытного человека (специалиста)
кинофильм, повторный показ восприятия тренировка (делай как я), упражнения
Образ предстоящей деятельности
Афферентный - созданный у исполнителя Эффекторный - оперативный образ - собственный образ предстоящей работы план действий
( см. выше) Условия:
полнота - “от начала до конца”
точность - все особенности
глубина - временной фактор ( отдаленность от реальных действий)
гибкость - способность перестраиваться
стрессоустойчивость - мера прочности при трудностях
! Необходима согласованность всех эффекторных образов (связи)
Если все условия выполнены - то функция доведения выполнена
Правила доведения:
1. Задача должна соответствовать деловым и психологическим особенностям исполнителя
Темперамент: меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик (рисунки Биструпа)
Психологическая направленность: экстраверт, интраверт
Отступление: товарный отдел, структура - продукт, регион,
координатор - менеджеры
оперативка: постановка задачи (интерпренерство)
разделенный во времени “мозговая атака”
предложения, консультация с координатором (скепсис)
анализ: сроки, прибыль, снижение налогов, вероятность (!)
коллективное решение: одно, два, три (критерии)
дополнительное время (день-два): сбор доп. информации,
защита проекта, выбор (коллегиально): 1 -2 варианта
распределение денег и участников, планирование
вознаграждения оформление задания.
Контроль выполнения принятых решений.
Вспомним Менеджмент: контроль - функция и принцип управления координация с процессом стратегического управления
необходимость контроля определялась: сбалансированность прав и обязанностей иррациональное поведение сотрудников отслеживание изменений и адаптация к ним рост масштабов и изменение структуры
В ПУР,е контроль - завершающая процедура принятия управленческих решений
Три (3) составляющие: содержательная (что выполняется?)
организационная (кем и в какой последовательности?)
технологическая (как выполняется?)
Цель контроля: обеспечение единства решения и исполнения ( координация!)
предупреждение ошибок (иррациональное поведение !)
своевременное выявление отклонений (см. выше)
Содержание контроля раскрывается через его функции:
1. Диагностическая -выявление фактического состояния дел
2. Ориентирующая - указание приоритетных проблем
3. Стимулирующая - выявление и использование резервов ( человеческий фактор !)
4. Корректирующая - уточнение решения при изменении обстоятельств
Примечание: при корректировке руководитель “признается в некооррект-
ности решения. Затронуто самолюбие. Что дороже? Дело или амбиции?
Вспомним: “профилактика решения”
5. Авторский надзор - самоконтроль
6. Правоохранительная - соблюдение и защита существующих норм права (! все можно сделать, если есть деньги, время , люди, .... и можно нарушать нормы поведения)
7. Распространение передового опыта
Социально-психологическое воздействие контроля
“Человеческие слабости”: доверчивость. поверхностное наблюдение, обиды. некомпетентность,
нехватка времени, угода. конформизм и т. д.
Руководитель обратная связь исполнитель
Оценка: результат труда напряженность труда
Интерес: сравнительные данные собственный результат
Непрерывное поступление информации (перманентное) дискретная подача информации
Интересы организации + личные интересы личные + групповые интересы
Парадокс: Кто кем управляет: руководитель подчиненным или подчиненный руководителем?
Ответ: взаимообразный процесс. Кто умнее! “Серые кардиналы”. Руководитель или лидер?
Правила контроля:
1. “Ловушка чрезмерного контроля”: тотальный контроль порождает безответственность
эффективность контроля: результата - затраты (ИСУ!)
2. Позитивное действие: коррекция, но не давление
3. Контроль не только за недостатками, но и за “достоинствами”.
4. Системность. последовательность. регулярность
5. Переоценка стандартов. форм и методов контроля
6. Привлечение подчиненных к организации системы контроля (“самоконтроль !)
7. Контроль начинается с плана
Пример №1: “Управляющая пятерня” - Виновен?
Чей выбор?
Кто инструктировал?
Кто контролировал?
“Большой нажим”!
Пример №2:
“Кто и что контролирует?”
кто что | самокон троль | Коллеги | техн. рук-ль | функц. рук-ль | внешние эксперты | электр. ср-ва | гос. органы |
проф-зм | условно | Условно | + | част-но | + | ||
рез-т | + | + | + | + | |||
аккур-ть | + | ||||||
честность | Условно | + | |||||
законность | условно | Условно | част-но | част-но | + | + | |
стимул-е | част-но | част-но | + | ||||
ресурсы | част-но | + | + | ||||
компет-ть | част-но | + | |||||
безопас-ть | + | + | + | ||||
успех | + | + | + |
Пример №3: Междугородние - звонки - АТС - контроль - результат
Приме р №4: Система PESIC
P project
E -elements
S - service
I - information
C - construction