Формирование эколого – экономического механизма природопользования

Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направлены на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития. Понятие «устойчивое развитие» вошло в научный обиход мирового сообщества в 1987 г. со времени опубликования доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию при ООН «Наше общее будущее». В докладе под устойчивым развитием понимается такая модель устойчивого социально-экономического развития, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без нанесения ущерба будущим поколениям.

В 1992 г. Республика Беларусь совместно со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.

В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более чем на 2 градуса.

Это налагает на государство обязанность по ограничению строительства и закрытию многих существующих экологически вредных объектов, которые осуществляют выбросы продуктов отработанного топлива в атмосферу и тем самым способствуют глобальному потеплению.

Для того, чтобы данное соглашение имело прочную экологическую и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи (рис. 11.8).

Формирование эколого – экономического механизма природопользования - student2.ru

рис. 11.8 Основные задачи Киотского протокола

Выполнение первой задачи Киотского протокола выражается в следующем:

- установление дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 процентов ниже базовых уровней (1990 и 1995 гг.) выбросов парниковых газов;

- страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что даёт им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.

Вторая задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.

Третья задача – привлечение к участию развивающихся стран. К 2015 году Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 году развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитой мир. Концепция осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) действий предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.

Государственное регулирование природопользования в Республике Беларусь не ограничивается участием в международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 года Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.

В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

Важнейшими принципами экологической политики определены:

- поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;

– снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);

- защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;

- социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;

- расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический механизм природопользования. Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются:

· создание благоприятной окружающей среды;

· улучшение условий проживания и здоровья населения,

· обеспечение экологической безопасности.

Сохраняющиеся экологические проблемы связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики:

· ростом парка автомобилей, в том числе с длительным сроком пользования;

· старением действующих мелиоративных систем,

· неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья;

  • низкой степенью утилизации отходов производства и потребления;
  • усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.

Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо-и-энергоемких производств.

Общими направлениями осуществления экологической политики на период до 2020 г. являются:

- развитие механизма экономического природопользования;

- экономическая оценка природных ресурсов и определения ущерба, связанного с их использованием;

- лицензирование видов деятельности;

- развитие мониторинга окружающей среды.

Необходимость решения этих проблем определяет стратегическую цель экологической политики Республики Беларусь на очередное пятилетие - обеспечение качества окружающей среды, сохранение целостности природных экосистем, устойчивое ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности в интересах нынешних и будущих поколений[2, с. 304 – 310].

Вопросы для самопроверки

1. В чем выражается влияние внешних эффектов на рыночный обмен?

2. Каковы причины возникновения внешних эффектов?

3. В чем сущность интернализации внешних эффектов?

4. В чем сущность теоремы Коуза?

5. Каковы примеры практического применения теории вне­шних эффектов?

Литература

1. Бондарь, А. В. Микроэкономика : учеб.пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. Н. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск : БГЭУ, 2009. – 415с.

2. Новикова, И. В. Микроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетра - Системс, 2010.- 448 с.

3. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики : учебник / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма: Инфра – М, 2010. – 576 с.

Семинар 15 Внешние эффекты (2 часа)

Запоминаем

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Внешние издержки, выгоды,внешние эффекты,интернетизация внешних эффектов, корректирующие налоги,корректирующие субсидии,лицензии, мониторинг, общественные издержки, выгоды, отрицательный внешний эффект, позиционный внешний эффект, положительный внешний эффект, права собственности, предельные внешние эффекты, рынки прав на загрязнение, сетевой внешний эффект, теорема Коуза-Стиглица, технологические внешние эффекты, трансакционные издержки, частные издержки, выгоды, экологические стандарты, экстерналии производства, потребления, эффективная политика вобласти контроля за загрязнением окружающей среды.

Обсуждаем

1. Понятие и виды внешних эффектов.

2. Интернализация внешних эффектов по Пигу.

3. Интернализация внешних эффектов по Коузу.

аналитическая лаборатория: считаем, размышляем, обсуждаем…

Размышляем

Выберите верный ответ.

1. При равенстве спроса и предложения на рынке стали реализуется 600 млн т ежегодно. После вмешательства государства, корректи­рующего загрязнения от сталелитейного производства, цены на сталь и оптимальный выпуск оказались соответственно:

1) выше; больше 600;

2) выше; меньше 600;

3) ниже; больше 600;

4) ниже; меньше 600;

5) для ответа необходимо знать уровень предельных издержек.

2. Экономисты предпочитают введение корректирующих налогов на загрязнение окружающей среды прямому регулированию, так как корректирующие налоги:

1) позволяют достичь сокращения загрязнения с меньшими издержками;

2) требуют меньше информации для принятия решения контролирующими органами;

3) способствуют сокращению монопольной власти;

4) верно 1) и 2);

5) все ответы правильные.

3. Фирмы, патентующие принципиально новые изобретения, не всег­да могут получить полную социальную стоимость нового знания. Это пример:

1) положительного внешнего эффекта;

2) отрицательного внешнего эффекта;

3) избыточного выпуска;

4) экономии от масштаба;

5) верно 4), если этим изобретением могут воспользоваться другие фирмы

4. Отрицательные внешние эффекты ведут к неэффективности, так как:

1) способствуют сокращению потребления блага, порождающего отрицательный внешний эффект;

2) производители устанавливают выпуск, при котором МС > MR;

3) доходы перераспределяются от не загрязняющих среду пред­приятий к загрязняющим среду;

4) увеличивают затраты на очистные сооружения при увеличении объема выпуска выше оптимального;

5) при отрицательных внешних эффектах общественные предельные издержки больше частных предельных издержек.

5. Внешние эффекты возникают, потому что:

1) они связаны с выгодами или издержками, не созданными никем;

2) их создают производители товаров, а оплачивать должно госу­дарство;

3) они связаны с монополией;

4) рыночные цены не отражают внешних издержек и выгод;

5) они включают постоянные издержки, не входящие в предельные издержки.

Считаем

1.Животноводческие комплексы выращивают бычков на продажу на рынке совершенной конкуренции. Функция общих издержек производства бычков: ТС = Q2 + 4Q + 2Q; где Q - количество бычков в тыс. шт. Рыночный спрос на бычков выражен формулой Р = 12 – 2Q; где Р - цена бычка в тыс. руб. Ущерб потравы от каждого дополнительного бычка - 800 руб. Какими будут оптимальное количество бычков и одного бычка с точки зрения: 1) частных интересов скотоводов; 2) общественных интересов?

2.Фермер выращивает 10 ц пшеницы и продает ее по цене 80 долл. за центнер. Из них 60 долл. - прибыль и 20 - издержки. Его сосед -скотовод. Он содержит 10 коров и обдумывает вопрос об увеличении объема производства до 11 коров. Издержки на 11-ю корову составят для него 50 долл., продать ее он сможет за 100 долл. Известно, что 11-я корова непременно осуществит потраву посевов фермера. При этом пострадает один (десятый) центнер пшеницы.

Определите, каким будет объем производства у фермера и скотовода и будет ли кто-то из них выплачивать компенсацию в случае, если право собственности на землю принадлежит:

1) фермеру; 2) скотоводу.

Размышляем, обсуждаем

Кейс 1

Озеро Байкал

Источник:по материалам «Эксперт», февраль 2010 г.

Озеро Байкал - величайшее озеро на планете. Оно обладает уникальными по объему и качеству запасами пресной воды -20% мирового количества. В байкальской воде очень мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, органических примесей и много кислорода. По сути дела, Байкал наполнен дистиллированной водой. Именно это обстоятельство сыграло с Байкалом злую шутку в середине прошлого века.

В 1956 г. советское правительство приняло решение о строительстве Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). В 1966 г. комбинат был введен в эксплуатацию и стал сбрасывать свои промышленные стоки непосредственно в озеро. ЦБК стал производить лучшую целлюлозу в мире по технологии, которой владели еще только США. Качество байкальской целлюлозы обеспечивалось не только сверхчистой водой, но и исключительными свойствами древесины ангарской сосны. Целлюлоза была необходима для производства уникального продукта (суперсуперкорд-76), активно использовавшегося в оборонной промышленности. Строительство ЦБК было одним из принципиальных условий развития советского авиа- и ракетостроения, поэтому возникшие угрозы для экологии Байкала тогда были проигнорированы.

Однако загрязнение озера заставляло думать об экологии. Начиная с конца 1970-х гг. под давлением протестов экологов и широкой общественности правительство не оставляло попыток спасти Байкал с помощью лучшей очистки отходов или даже перепрофилирования комбината, но потребности ракетостроения не позволили это осуществить.

В 2008 г. по требованию природоохранных органов комбинат перешел на систему замкнутого водооборота и прекра ил сброс сточных вод в озеро. Кроме того, на природоохранной территории Байкала были запрещены вырубки байкальской сосны. Дорогие очистные сооружения и высокие затраты на доставку древесины за тысячу километров привели к удорожанию сырья на 30-40%. В этих условиях работа комбината оказалась убыточной, и в 2008 г. он был остановлен. Прекращение производства оставило без работы около двух тысяч человек. Возникла комплексная проблема: как спасти Байкал, сохранить технологии для развития ракетно-ядерного потенциала страны и не оставить без работы массы людей.

Все это заставило снова запустить комбинат, по крайней мере, временно, но рациональное решение должно быть найдено.

Вопросы

1. Можно ли рассматривать проблему Байкала как внешний эффект или это чистая ошибка строительства? Если вы рассматриваете ситуацию как внешний эффект, то объясните его содержание.

2. Какие действия следует совершить, чтобы ослабить (или даже снять) проблему с наименьшими затратами для экономики?

3. Ученые утверждают, что через несколько десятилетий проблема исчерпания пресной воды на нашей планете будет гораздо более острой, чем исчерпание некоторых жизненно важных природных ресурсов (нефти, угля). Как выглядит проблема внешних эффектов, если этот прогноз окажется верным?

Наши рекомендации