Рыночный спрос. Построение кривой рыночного спроса

Кривая спроса у каждого потребителя своя, т.е. она отличается от кривых спроса других потребителей, поскольку люди неодинаковы. Будем различать индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос - спрос конкретного потребителя - это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене блага. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

Для графического отображения функции рыночного спроса от цены данного товара необходимо просуммировать все индивидуальные кривые спроса по горизонтали, или, иначе говоря, суммировать все индивидуальные объемы спроса при каждом возможном уровне цены. Эта операция иллюстрируется примером.

Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (см. рис. 2.19,а). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис. 2.19,6).

Рыночный спрос. Построение кривой рыночного спроса - student2.ru

Рис. 2.19. а Кривые индивидуального спроса Рис. 2.19. б Кривая рыночного спроса

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру.средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения [7, с. 85].

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются друг от друга кардиналистский и ординалистский подходы к анализу полезности?

2. Что означает выпуклый к началу координат вид кривых безразличия? Почему данные кривые не пересекаются?

3. Что показывает наклон кривой безразличия? Чем он из­меряется?

4. Что такое «бюджетное множество»? Каковы его свойства?

5. Как определяется равновесие потребителя? Почему для его достижения должно выполняться условие равенства предельной нормы замещения одного товара другим и отношения их цен?

6. Чем определяется наклон бюджетной линии? В каких случаях он изменяется?

7. Под каким воздействием возможны смещения точки рав­новесия потребителя?

8. Что такое «индивидуальный спрос»? Что необходимо для построения его кривой?

9. Объясните, в чем сходство и в чем отличие:

10. а) кривых «доход-потребление» и кривых Энгеля для нор­мальных товаров и некачественных товаров;

11. б) кривых Энгеля и кривых индивидуального спроса;

12. в) кривых «цена-потребление» и кривых «доход-потребление»?

13. Что такое «эффект замещения», «эффект дохода»? Мо­жет ли их действие быть противоположным?

14. Что такое «рыночный спрос»? Как строится его кривая? От каких факторов зависит величина рыночного спроса?

Литература

1. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства // Избр. соч. СПб., 1867. Т. 1. С. 2.

2. Бондарь, А. В. Микроэкономика : учеб.пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. П. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск : БГЭУ, 2009. – 415 с.

3. Гальперин, В. М., Игнатьев, С. М., Моргунов, В. И. Микроэкономика: В 3-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа» ГУ ВШЭ. 2008. Т. 1.349 c.

4. Новикова, И. В. Микроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетра - Системс, 2010.- 448 с.

5. Мэнкью, Н. Грегори Принципы микроэкономики. 2 – е изд. / Пер. с англ. – СПБ.: Питер, 2005.– 560 с.

6. Лемешевский, И. М. Микроэкономика: основы микроанализа и белорусская прак­тика. Полный курс. Учебное пособие для студентов эконом, специ­альностей вузов. - 4-е изд., доп и перераб. - Минск: ФУАинформ, 2010. – 672 с.

7. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики : учебник / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма: Инфра – М, 2010. – 576 с.

Семинар 2 Теория поведения потребителя (3 часа)

Запоминаем

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Антиблаго, благо, бюджетное ограничение, кривая безразличия, карта кривых безразличия, кривая «доход – потребление», кривая рыночного спроса, кривая «цена – потребление», кривая Энгеля, нормальные товары, некачественные товары, общая полезность, полезность, предельная норма замещения, предельная полезность, равновесие потребителя, товар Гиффена, функция полезности, эффект дохода, эффект замещения.

Обсуждаем

1. Методологические основы теории потребления.

2. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).

3. Количественный подход к анализу полезности и спроса. Законы Госсена.

4. Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения.

5. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства.

6. Кривые безразличия. Бюджетная линия потребителя. Графическая интерпретация равновесия потребителя.

7. Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена—потребление». Выведение кривой индивидуального спроса для нормальных товаров.

8. Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена-потребление». Выведение кривой индивидуального спроса для товаров Гиффена.

9. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход—потребление».

10. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля для различных видов товаров.

11. Эффект замены и эффект дохода для качественных товаров.

аналитическая лаборатория: считаем, размышляем, обсуждаем…

Размышляем

Верны ли следующие утверждения?

1. Две точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.

2. Предельная полезность определённого блага может принимать отрицательное значение.

3. Предпочтения потребителя зависят от его дохода.

4. Наклон кривой безразличия измеряет сравнительную предельную полезность двух товаров.

5. Пропорциональное снижение цен двух товаров сдвигает бюджетную линию вправо.

6. Изменение в величине дохода приводит к изменению наклона бюджетной линии.

7. Кривая «доход – потребление» наклонена вверх – вправо, если товар является нормальным или качественным для данного потребителя.

Какая аксиома поведения потребителя нару­шается в следующих случаях:

1) Ребенок не знает, какую игрушку ему выбрать в магазине.

2) Утверждение: «Данная работа является для меня абсолютной ценностью. Я ее не поменяю ни за что на свете».

3) Монах Тибетского монастыря удовольствуется чашкой риса и стаканом воды в день.

4) Вороне один кусочек сыра приносит удоволь­ствие в размере 100 ютилей (условных единиц полезно­сти); два кусочка сыра дают ей полезность в размере 220 ютилей; 4 кусочка — 500 ютилей; 6 кусочков — 800 ютилей; 8 кусочков — 1200 ютилей; 10 кусочков — 1800 ютилей.

5) Вере все равно: прослушать 10 лекций по мик­роэкономике и 20 лекций по макроэкономике или 20 лекций по микроэкономике и 10 лекций по макроэко­номике. Однако она заявляет, что 15 лекций по микро­экономике вместе с 15 лекциями по макроэкономике хуже, чем какой-либо из предыдущих вариантов.

6) На вопрос анкеты «Что Вы предпочитаете: «Пепси-колу» или «Кока-колу?» в ходе маркетингового ис­следования рынка прохладительных напитков респондент ответил: «Не могу сделать выбор».

Каким образом будут выглядеть кривые без­различия для следующих потребителей:

1) Студента Миши, который безразличен к молоч­ному шоколаду и никогда не покупает молочные шоколадки, но очень любит горький шоколад — готов питаться одним горьким шоколадом.

2) Студентки Вики, которая обожает рок-музыку и не любит занятий по микроэкономике: она готова посетить еще одну лекцию по микроэкономике, толь­ко при условии, что ей подарят еще один диск с запи­сью рок-музыки.

3) Профессора Степанова, который вечерами лю­бит выпить джин с тоником в пропорции 2:1 и никак иначе.

4) Доцента Хлебникова, который на обед всегда по­купает булочки и сметану, но готов уступить одну бу­лочку в обмен на стакан сметаны, полторы булочки в обмен на два стакана сметацы идве булочку в обмен на три стакана сметаны.

6) Школьницы Маши, которая в равной степени любит и петь и танцевать и никак не-может выбрать.

Считаем

1.Определите цены товаров X и У, если известно, что доход индивида (I ) равен 200 ден. ед. Объем потребления товаров Х и Уравен 15 (Qx) и 20 (Qy) ден. ед. соответственно. Цена товара Х(Рх) в два раза больше цены товараУ (Ру).

2.Цена товара X(Рх) составляет 60 ден. ед., а цена товараY(Py) равна 100 ден. ед. Доход потребителя составляет 3600 ден. ед. Определите точки пересечения бюджетной линии с осью абс­цисс и осью ординат.

3.Потребитель покупает 16 единиц товара Х(Qx) и 8 единиц товараY(Qy). Определите доход индивида (I), если и известно, что цена товара Xравна 3 ден. ед., а предельная норма замены (MRSXr) равна 6.

4.Цены товаров X (Рх) и Y (Ру) равны соответственно Рх = 10ден. ед. и Ру = 5 ден. ед. Доход потребителя составляет 120 ден. Определите точки пересечения бюджетной линии с осью абсцисс и осью ординат. Рассчитайте наклон бюджетной линии.

5.Известны цены двух потребляемых товаров: Рх = 5 ден. ед., Ру = 2,5 ден. ед.

Определите:

а) количество единиц товара Y, которое может купить потребитель, жертвуя единицей товара Х;

б) каков наклон бюджетной линии?

в) как изменится наклон бюджетной линии в случае удвоения цены товара Х;

г) как изменится наклон бюджетной линии в случае удвоения цены товара X и товара У?

Размышляем, обсуждаем

Кейс 1

Наши рекомендации