Характеристика методов производственного обучения

ВОПРОСЫ ИЗ ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика профессионального обучения»

1. Нормативные документы, отражающие содержание образования

2. Федеральный государственный образовательный стандарт, его основные положения и компоненты

3. Профессиональная и квалификационная характеристики. Профессиограмма

4. Содержание и принципы профессионального образования

5. Учебные планы и программы. Их виды, структура и принципы их разработки

6. Методы производственного обучения. Характеристика методов

7. Урочная форма организации производственного обучения

8. Формы организации учебно-производственного труда учащихся

9. Формы организации труда мастера производственного обучения

10. Материально-техническое обеспечение производственного обучения: учебные мастерские, рабочее место учащегося и мастера, учебные полигон и хозяйство.

11. Психология. Определение, задачи и место психологии в системе наук о человеке

12. Человек как субъект деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности.

13. Педагог и студенты как субъекты педагогической деятельности

14. Соответствие человека педагогической деятельности. Типичные ролевые педагогические позиции

15. Виды и стили педагогического общения

16. Мотивы выбора профессии и мотивация педагогической деятельности.

17. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи

18. Педагогические ценности и их классификация. Ценностный подход в педагогической деятельности.

Нормативные документы, отражающие содержание образования

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего "норма, образец, мерило". Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Наряду с "Законом об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона.

В Законе РФоб образовании (1992 г.) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений.

В государственном образовательном стандарте выделяются 2 компонента: федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой – гражданина перед государством в области образования.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают: описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

Учебный план. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт находит отражение в учебном плане учебного заведения. В практике образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план учебного заведения. Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования. Базисный учебный план как часть стандарта образования утверждается Министерством образования и науки РФ.

Типовыеучебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.

Учебный план учебного заведения составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.

В учебных планах, как и в государственном стандарте, выделяются федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство образования в стране. Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации.

Учебный предмет и учебная программа. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.

Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре должен соответствовать учебной программе по предмету.

Федеральный государственный образовательный стандарт, его основные положения и компоненты

Закон РФ «Об образовании» трактует ФГОС как сумму 3-х составных частей:

1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2. Максимальный объём учебной нагрузки обучаемых.

3. Требования к уровню подготовки выпускников.

Стандарт профессионального образования – это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отражённых в соответствующих нормативных документах.

ФГОСобеспечивает постановку задач различным структурам в социально-экономической системе общества:

во-первых – преподавателям и учащимся, которые должны в ходе обучающей и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учётом своих возможностей и интересов;

во-вторых – администраторам, работников системы профессионального образования – от федеральных чиновников до директоров, ректоров учебных заведений для формирования адекватных механизмов при планировании, регулировании, контроле за учебно-воспитательным процессом;

в-третьих – работникам служб занятости как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации высвобождаемого и незанятого населения;

в-четвёртых – социальным партнёрам – работодателям, профсоюзам, лицам наёмного труда – для сознательного вступления в трудовые отношения, регулирования вопросов штатного расписания, тарифных ставок и окладов, основанных на квалификации и профессиональной компетенции;

в-пятых – партнёрам из ближнего и дальнего зарубежья для обеспечения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.

Основные положения федерального государственного стандарта

профессионального образования

ГС ПО разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Его цели:

1) повышение качества профессиональной подготовки рабочих за счёт регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений;

2) сохранение и развитие единого образовательного пространства в России;

3) чёткое определение и разграничение компетенций федеральных, региональных и местных органов управления образованием;

4) обеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за её пределами для участия РФ в международном рынке труда.

К документам ГСНПО, утверждаемым на федеральном уровне, относятся:

· «Основные положения ГСНПО».

· «Перечень профессий и специальностей ГСНПО».

· Профессиональные характеристики.

· Обязательные компоненты содержания профессионального образования по конкретным профессиям и специальностям, по отдельным предметам общеотраслевого и межотраслевого характера.

· «Модель учебного плана для учреждений начального проф. образования».

· Требования к примерной (типовой) учебно-программной документации.

· Перечень и описание стандартных параметров качества профессионального образования.

· Общие требования по составлению контрольных заданий по проверке качества знаний и умений учащихся.

· Описание и порядок проведения контрольной процедуры по проверке соответствия знаний и умений учащихся требованиям стандарта профессионального образования.

· Требования к инженерно-педагогическим кадрам системы профессионального образования.

· Образцы документов, удостоверяющих профессиональное образование.

· «Система кодификаций (обозначений) ГСНПО документов».

Компоненты федерального государственного стандарта ПО

ФГОС включает в себя 2 основных компонента:

1. Федеральный компонент стандарта.

2. Национально-региональный компонент стандарта.

Федеральный компонент стандарта отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России. Он представляет совокупность перечисленных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.

Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих в рамках государственных и негосударственных структур независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности. Они имеют юридическую силу во всех регионах РФ.

Руководители региональных органов управления образованием, образовательных учреждений несут ответственность за невыполнение требований федерального компонента стандарта в порядке, установленном законодательством РФ.

Национально-региональный компонент стандартаотражает национально-региональные требования к качеству и содержанию ПО и представляет собой совокупность нормативных документов.

Они разрабатываются и утверждаются на региональном уровне:

o образовательные стандарты на профессии, не вошедшие в федеральный Перечень;

o дополнения к обязательному минимуму содержания обучения по профессиям федерального Перечня. Они учитывают специфику регионов;

o контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определённым профессиям и т.п.

Национально-региональный компонент действителен только для конкретного региона.

Национально-региональный компонент стандарта может уточнять и дополнять федеральный Перечень профессий и специальностей с учётом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структуры и Основных положений ФГОС ПО.

Профессиональная и квалификационная характеристика.Профессиограмма

Профессиональная характеристика является описательной моделью профессии. Она определяет конечные цели профессиональной подготовки.

Профессиональная характеристика отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии, требования к отдельным специальностям.

Профессиональная характеристикапредназначена:

o для научно-обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям;

o для разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки;

o для организации работы по профориентации;

o для определения форм повышения квалификации рабочих.

Структура и параметры профессиональной характеристики обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории РФ.

Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня профессий и отражает:

· название профессии;

· интегрируемые специальности;

· номер профессии по Перечню;

· назначение и сферу применения профессии;

· основные виды деятельности в рамках профессии и группируемых специальностей;

· теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);

· требования к личности рабочего (служащего), к уровню его общего образования;

· специфические требования.

Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, могут быть дополнены работниками образовательных учреждений с учётом региональных и местных особенностей, с учётом специфических требований к рабочей профессии со стороны местных работодателей.

При корректировке профессиональной характеристики не допускается изменять содержащиеся в ней федеральные требования к знаниям и умениям.

Для дополнения профессиональной характеристики используются следующие дополнительные источники: квалификационные характеристики, профессиограммы, данные изучения трудовых процессов, характерных для данной профессии, на местных предприятиях, организациях, учреждениях.

Квалификационная характеристика –это государственный документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и умениям, обеспечивающим определённый уровень квалификации по конкретной профессии.

Квалификационные характеристики содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), занятых в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Справочник составлен и регулярно дополняется на основе изучения содержания трудовых процессов и организации труда рабочих на передовых предприятиях, в организациях всех отраслей экономики.

Квалификационная характеристика включает обязательные разделы:

–«Должен уметь»;

–«Должен знать»;

Квалификационная характеристика иногда заменяется профессионально-квалификационной характеристикой. Её называют профессиограммой. Она включает в себя описание:

o социально-экономической характеристики профессии, значения профессии для народного хозяйства, тенденций её развития;

o предметов, средств, продуктов, технологий и условий труда;

o содержания труда, трудовых функций рабочего;

o требований производства к общеобразовательной, общетехнической, профессиональной подготовке рабочего;

o уровней квалификации (диапазона тарификации);

o психофизиологических особенностей профессии.

Профессиограмма более точно определяет содержание подготовки рабочих (служащих). Профессиограмма может способствовать более правильной организации учебного процесса.

Составление профессиограмм трудоёмко. Они разработаны для ограниченного круга профессий.

Содержание и принципы профессионального образования

Стандартная модель учебного плана устанавливает:

1. общую структуру содержания профессионального образования;

2. соотношение различных форм обучения (теоретического и практического);

3. ограничения на учебную нагрузку.

Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включённым в федеральный Перечень профессий, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования.

Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупнённые учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала.

На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания НПО федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно-программную документацию.

Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается территориальными органами управления образованием. Они несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Содержание профессионального образования может быть представлено следующими блоками:

– Общетехнический блок – содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения.

– Отраслевой блок –содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда и т.д.;

– Профессиональный блок – включает теоретический и практический учебный материал, являющийся основой для группы родственных профессий в рамках отрасли или на межотраслевом уровне.

– Специальный блок– содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности с выходом на требуемый уровень квалификации.

– Общеспециальный блок –выделяется в том случае, если профессия включает разветвлённую сеть специальностей.

– Блоки перепрофилирования –позволяют на основе имеющейся получить новую профессию.

– Блоки повышенного ПО –среднего или высшего.

– Бизнес-блоки –нужны для благоприятного вхождения людей в рынок.

– Учебный план –это официальный документ, отражающий объём и содержание обучения.

– Модель учебного плана –это форма представления учебного плана, отражающая основные структурные компоненты содержания профессионального образования.

– Примерный учебный план –это документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объём учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учётом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения. Он определяет степень самостоятельности территориальных органов управления образованием, образовательных учреждений в разработке рабочей учебой документации.

– Рабочий учебный план –это учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного, с учётом выбранной специализации и требований национально-регионального компонента образовательного стандарта.

Принципы профессионального образования

К ним относятся традиционные принципы:

· преемственность всех ступеней и видов образования в стране;

· непрерывность;

· научность;

· систематичность;

· доступность;

· единство и взаимосвязь общего и профессионального образования.

В последние годы к ним добавились новые принципы:

o профессиональная мобильность;

o унификация образования;

o дифференциация образования;

o интенсификация образования;

o вариативность образования;

o индивидуализация подготовки;

o интеграция образования;

o гуманизация образования;

o демократизация образования;

o гуманитаризация образования;

o повышение информационной насыщенности;

o информатизация и компьютеризация.

Учебные планы и программы. Их виды, структура и принципы разработки

Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм теоретического и практического обучения, объём учебной нагрузки устанавливается примерным учебным планом.

Учебный план – основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении.

Различают: 1) примерный учебный план и 2) рабочий учебный план.

В примерном – приводится перечень предметов, периоды их изучения, объёмы циклов дисциплин.

В рабочем –

o даётся перечень учебных предметов;

o определяется порядок и последовательность их изучения;

o указывается количество часов на каждый предмет в неделю, в учебный год, за весь курс обучения;

o перечисляются экзамены;

o устанавливается режим учебных занятий, структура учебного года, т.е. график учебного процесса.

Структура учебного плана, перечень учебных предметов, их объём, последовательность изучения и другие характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов.

Проектирование учебного плана включает 3 этапа:

1) создание модели учебного плана;

2) создание примерного учебного плана;

3) создание модели рабочего учебного плана.

Учебная программа – документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету.

Примерная учебная программа – документ, детально раскрывающий обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

Рабочая учебная программа – это программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учётом национально-регионального компонента стандарта.

Рабочая учебная программа является основным документом, которым руководствуется преподаватель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению, подбирая учебно-производственные работы и т.д.

Для того, чтобы анализировать программу, необходимо знать её содержание, представлять её в целом, учитывать дидактические связи между разделами материала. Программа должна ежегодно корректироваться преподавателем. Составление рабочей программы требует от преподавателя творческого подхода и самостоятельности.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.

Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре должен соответствовать учебной программе по предмету.

Принципы разработки учебно-программных документов.

Основными – являются известные дидактические принципы:

o научность;

o доступность;

o систематичность;

o последовательность,

o связь теории с практикой;

o унификация;

o дифференциация.

Принцип научности требует соблюдения следующих условий:

· содержание материала должно соответствовать современному уровню развития техники, технологии, производства;

· в программе должны быть отражены основы соответствующей фундаментальной науке (основы теории, факты, методы, закономерности, следствия);

· в содержание материала необходимо включать сведения из истории науки, о частных и общих методах её познания;

· структура материала в педагогически правильной форме должна отражать логическую схему научного материала.

Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость:

o разработки такой системы построения материала, которая предусматривала бы логическую последовательность формирования знаний, умений и навыков, логику развития понятий в сознании учащихся и отражала бы важнейшие закономерности процесса познания;

o реализации в содержании тем программы межпредметных и межтемных связей.

Принцип доступности или посильности обучения основывается на следующих положениях:

· объём текста должен быть согласован с числом часов, выделенных тематическим планом на её изучение;

· в разработке последовательности материала должны быть применена доступная учащимся логика и метод построения.

Принципы унификации и дифференциации основаны на 2-х положениях:

o учебно-программная документация должна быть унифицирована как по форме, так и по содержанию там, где это возможно;

o содержание материала программы меняется в зависимости от того, по какой специальности изучается данный учебный предмет.

Знания этих принципов недостаточно для отбора и систематизации материала учебной программы.

Необходимо ещё и знание направлений, по которым эти принципы реализуются в программах, умение использовать эти знания при изучении и анализе конкретных программ.

Учебные полигон и хозяйство

Учебная мастерская – это специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащённое необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для ПО; ещё – это структурное подразделение профессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемых профессии машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской определяется спецификой содержания труда по разным профессиям. Учащиеся обучаются в учебных мастерских до 60 % времени, отводимого на ПО, если в них рационально сочетается решение учебных и производственных задач (это например, токари, фрезеровщики, сварщики, портные и т.п.).

При подготовке рабочих и специалистов по обслуживанию, наладке, ремонту сложного оборудования нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские. Учащиеся работают в мастерских общего профиля, осваивая общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные. На это отводится 15 – 20% времени.

Помещения для учебных мастерских, их планировка, оснащение, конструктивные варианты различны для различных профессий. Они зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, стиля его деятельности и др.

Рассмотрим общие требования к созданию учебных мастерских.

Комплекс учебных мастерских обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей – переходом на уровне 1 – 2-го этажа. Комплекс мастерских может быть и автономным зданием. Такое размещение имеет преимущества: возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях. Пыль, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе. Дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место, расположить оборудование общего пользования и дополнительное.

Помещения должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжёлое оборудование: станочное, кузнечное, сварочное, машиносборочное, ремонтное и т.п. располагаются на 1-ом этаже. Слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т.п. мастерские – на 2-ом – 3-ем этажах.

Большое значение для создания комфортной среды ПО имеют освещённость в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности. Учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т.е. на 25 – 30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

В состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую; складские помещения и др. В здании учебных мастерских предусматриваются санитарно-бытовые помещения.

Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования. Важно оснащать учебные мастерские хотя бы небольшим количеством современного оборудования, рассчитанного на реализацию новых технологий.Остальное учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному ГОС профессионального образования.

Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащают оборудованием общего пользования. Его номенклатура и количество зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Важно и правильное оформление учебных мастерских, его стиль, эстетика рабочего места.

Рабочее место учащегося – это определённая часть площади учебной мастерской, лаборатории с наиболее оптимально расположенными на нём оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения работ, соответствующих требованиям программы.

Рабочее место учащегося должно отвечать основным учебно-техническим требованиям:

· типичность для профессии;

· современность конструкции;

· относительная простота в управлении;

· сравнительно небольшие габариты;

· оптимальная стоимость;

· удобство в эксплуатации и обслуживании;

· оптимальная стоимость;

· удобство в эксплуатации и обслуживании;

· безопасность в работе.

При оснащении рабочих мест предпочтение отдаётся универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большое количество трудовых приёмов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой ПО.

Рабочее место учащегося также оснащается индивидуальными инструментами и другой оснасткой – наиболее «ходовыми» приборами, инструментами. Набор инструментов подбирается с учётом их универсальности, стоимости, частоты применения. Другие инструменты, приборы выдаются мастером, они хранятся в кладовой. На рабочем месте должны быть приспособления д

Наши рекомендации