Глава 10. Современные пережитки доблести

Образ жизни праздного класса, большей частью унаследованный от прошлого, воплощает в себе многие обычаи и идеалы периода раннего варварства. Этот архаичный, варварский образ жизни навязывается также низшим слоям.

Самым определенным и непосредственным выражением тех архаичных свойств, которые характерны для человека на хищнической стадии, является собственно склонность к сражению. В тех случаях, когда хищническая деятельность является коллективной, эта склонность нередко называется воинственным духом или в последнее время патриотизмом. Война – занятие почетное, а воинская доблесть в глазах большей части людей заслуживает выдающегося почета; и само это восхищение военной доблестью является ручательством того, что поклонник войны обладает хищническим темпераментом. Боевой энтузиазм и хищнический склад характера, показателем которого он является, находит самое широкое распространение среди верхних слоев общества, особенно среди наследственного праздного класса.

Кроме собственно военной деятельности, выражением той же повышенной готовности к бою оказывается также институт дуэли, и дуэль является установлением праздного класса. По существу дуэль – это более или менее намеренное обращение к сражению как к последнему средству урегулирования расхождения во мнениях. В цивилизованных общностях она только там распространена как обычное явление, где есть наследственный праздный класс, и почти только в его среде. Исключения составляют (1) военные и морские офицеры, которые обыкновенно являются членами праздного класса и в то же самое время специально обучены хищническому образу мышления, и (2) правонарушители из низов, которые по наследственности или по воспитанию или по тому и другому вместе подобным образом расположены и привычны к хищничеству. К драке как к универсальному разрешению расхождений во мнениях обычно обращаются только благовоспитанные господа да хулиганы. Простой человек обыкновенно станет драться тогда, когда подавлению более сложной реакции на стимулы, вызывающие раздражение, будет содействовать преходящий гнев или алкогольное возбуждение.

К проявлением хищнического темперамента нужно также отнести спорт всех видов, включая состязания на приз, бои быков, атлетические игры, стрельбу, рыбную ловлю, парусный спорт и настольные игры. Основанием пристрастия к спорту является архаичный духовный склад – обладание хищнической склонностью к соперничеству со сравнительно высокими потенциальными возможностями. Пристрастие к спорту, следовательно, в особенной степени характеризует задержанное развитие нравственной природы человека.

Глава 11. Вера в удачу

Еще одна побочная черта темперамента варвара – склонность к азартным играм. Она представляет собой сопутствующую особенность, находя почти повсеместное распространение среди людей, увлекающихся спортом, и людей, предающихся воинственным и соперническим занятиям вообще. Эта черта также имеет непосредственное экономическое значение. Она оказывается препятствием для повышения эффективности производства в целом – во всяком обществе, где она находит заметное распространение.

Глава 14. Высшее образование как выражение денежной культуры

В образовании вообще и в высшем образовании в особенности как раз наиболее ярко и проявляются идеалы праздного класса.

Сначала процесс образования сводился в основном к приобретению знаний и навыков услужения сверхъестественной силе. Сведения, приобретаемые под руководством учителей‑жрецов первобытной общности, были в основном сведениями о ритуалах и обрядах. Целью было умилостивление, и путь к достижению этой цели лежал в основном через приобретение навыков в подчинении. Жрец – служитель загадочных сил, владеющих внешним миром, занял положение посредника между этими силами и простой, неученой толпой. Следовательно, вскоре составной частью жреческих профессиональных знаний стали сведения об определенных естественных процессах, которые можно было наряду с известной ловкостью рук с пользой применять для получения зрелищного эффекта. Таков, видимо, источник возникновения самого института образования.

Знаменательно, что ученые слои во всех общностях, имеющих примитивный уровень развития, являются ярыми сторонниками этикета, статуса, соблюдения субординации, рангов и званий, ритуалов, ношения парадных одеяний по случаю ученых церемоний, а также атрибутов учености вообще, что свидетельствует не только о тесном родстве с ремеслом жреца, но и служит указанием на тот факт, что их деятельность относится к той категории демонстративной праздности, которая известна как воспитанность и образованность. Даже в наши дни встречаются такие вещи, как шапочка и мантия, церемония зачисления в университет, обряд посвящения и церемония вручения дипломов, а также присуждение ученых степеней, званий и отличий, производимое таким образом, что наводит на мысль о чем‑то вроде передачи апостольской благодати. Несомненно, все эти характерные признаки учености – ритуалы, одежды, сакраментальное посвящение, передача особых званий и достоинств посредством наложения рук и т. п. – непосредственно заимствованы из практики духовенства, однако их происхождение можно проследить и глубже, до источника, из которого они были почерпнуты уже обособленными, собственно жреческими слоями в процессе дальнейшей дифференциации, когда жрец начинает отличаться от колдуна, с одной стороны, и от слуги земного господина – с другой.

Что касается чистоты языка, она покоится на канонах архаичности и расточительства, и люди, выступающие в защиту традиций в языковом употреблении, инстинктивно принимают позу защитников. «Классический» язык обладает почетным свойством придавать достоинство. Он пользуется вниманием и внушает уважение, потому что совершенно очевидно наводит на мысль об освобожденности говорящего от производства.

Билет 21

Труд Джона Мейнарда КЕЙНСА «Теория занятости, процента и денег».

Оригинал – английский язык

Впервые издан – 1936

Структура – 6 книг, 24 главы (в каждой книге по 3-4 небольшие главы)

*** «Общая теория», наряду с двумя томами «Трактата о деньгах» (1930), составляет по выражению Д. Патинкина, трилогию основных работ Кейнса.

Понятно, что в основе труда лежит известное нам всем течение «кейнсианство», образовавшее, разумеется, “с легкой руки» самого Кейнса.

Вообще он предпочитал рассматривать экономику не на уровне микро- (где основным объектом внимания служат люди, их экономическая свобода, право выбора, приоритеты на рынке и тд), а с точки зрения макро- (то есть глобально, целостный процесс экономики, cсовокупность образующих факторов).

Великая депрессия в США, кризис и прочие проблемы – вот что оказало большое влияние на Кейнса.

Поскольку он был действительно крайне умным (особенно в области экономики), работал директором Английского банка, позже занимал какой-то не низкий пост в правительстве Англии, видел проблемы изнутри. Он же, в продолжение теории Марка и Энгельса, тоже понимал, что мешательство государства в экономику страны необходимо.

В первой главе Кейнс объясняет читателям, почему так озаглавлена книга: он хочет полностью противопоставить свои аргументы выводам классической экономической теории (помним, что до него на арене были неоклассики – Маршалл, Пигу). По мнению автора, теория неоклассического направления применима лишь к конкретным случаям.

Принципиально новый взгляд Кейнса на ситуацию вот в чем. Ранее все аспекты экономики так или иначе рассматривались при условии того что «предложение» есть некий устойчивый фактор. От этого все и отталкивались. Но Кейнс представил другой вариант: «спрос» как устойчивый фактор, а под него должно все подстраиваться. В этой связи Кейнс рассматривает также и безработицу(так как от нее зависит, сколько человек могут позволить себе вообще что-то купить).

Безработица делится на 3 типа:

- фрикционная (это безработица, порождаемая, например, “временным нарушением равновесия в относительных объемах специализированных ресурсов из-за просчетов или непредвиденных изменений в уровне спроса»)

- добровольная (тут всё ясно, человека сам отказывается работать либо потому, что не хочет вообще, либо потому, что не устраивает зарплата)

- вынужденная (тоже понятно – нетрудоспособность, нет должного образования, опыта и прочие подобные причины)

Основные положения!

Дж. Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается «стремление к сбережениям». По Кейнсу, психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее в свою очередь выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.

Недостаточное развитие потребительского спроса может быть компенсировано увеличением затрат на новые инвестиции (т. е. увеличением производственного потребления, ростом спроса на средства производства). По Кейнсу, объем инвестиций зависит от побуждения к этим самым инвестициям. Предприниматель расширяет инвестиции до тех пор, пока снижающаяся «предпринимательская эффективность» капитала (рентабельность, измеряемая нормой прибыли) упадет до уровня процента. Источник трудностей заключается в том, что, по мнению Дж. Кейнса, рентабельность капитала снижается, а уровень процента сохраняет устойчивость. Это создает узкие границы для новых инвестиций и, следовательно, для роста занятости.

Снижение «предельной эффективности капитала» Кейнс объяснял увеличением массы капитала, а также психологией капиталистов-предпринимателей, их «склонностью» терять веру в будущие доходы. Согласно теории Кейнса общий объем занятости определяется не движением заработной платы, а уровнем производства «национального дохода», т. е. эффективным совокупным спросом на потребительские и капитальные блага. Последний имеет тенденцию к отставанию, к неуравновешенности, что делает полную занятость в условиях капитализма явлением исключительным.

Кейнсутверждает, что уменьшение заработной платы, даже если это можно сделать, не способно уменьшить безработицу.

ВЫВОД “кейнсианской” теории лежит в том, что при капитализме не существует ни одного механизма, который бы гарантировал полную занятость.

! Кстати, что интересно, Кейнс, еще когда только начал работать над своим трудом, был абсолютно уверен, что его теория «выстрелит», грубо говоря. И был абсолютно прав: его работа не только вызвала огромной ажиотаж среди коллег-экономистов, но и привлекла внимание политиков.

Билет 22

Альфред Маршалл (1842-1924) – Англия, основоположник неоклассического направления, кембриджская школа, автор теории рыночного ценообразования (ценность товара определяется равновесием предельной полезности и предельных издержек на его производство – «крест Маршалла»). Ввел термины «эластичность спроса», «потребительский излишек».

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ (1890)

Структура:

  • Предисловие к 1-му изданию
  • Предисловие к 8-му изданию
  • 6 книг
  • В каждой книге есть несколько глав и несколько приложений, приложения обозначены буквамиA-L. Главы делятся на небольшие параграфы.

Особенность: Маршалл очень любит выражение «primafacie» («на первый взгляд») и употребляет его в каждой книге.

Главные тезисы каждой главы:

Книга 1 – «Предварительный обзор»

Глава 1: Введение. Наука экономика занимается исследованием богатства И исследует отношение человека к этому богатству. Человеческий характер формировался под влиянием материальных факторов в большей степени.

Глава 2: Предмет экономической науки – мотивы, которые побуждают человека на экономическую и хозяйственную деятельность.

Глава 3: Экономические законы. Все собранные и систематизированные знания экономист должен применять на практике, выявлять новые факты(а не подтверждать старые), делать прогнозы. Экономика – наука не такая точная,как астрономия. Экономику можно сравнить с приливами и отливами – взгляд на нее меняется в зависимости от ситуации. Государственный закон – обобщение общественных тенденций. Экономический закон - обобщение экономических тенденций – общественные законы в тех сферах жизни, в которых силу побуждающих факторов можно изменить деньгами.

Глава 4: Цели экономической науки: 1.приобретать знания для самой себя, 2.применять знания на практике. Изучать факторы производства и их действие. Искать способы увеличения своего благополучия. НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИСТА: восприятие, здравомыслие и самое главное – воображение.

Далее приложения A-D, описывают проблемы,о которых говорится в главах.

Книга 2 –«Некоторые основные понятия»

Глава 1: Вводная. Ниочем.

Глава 2: Богатство- это материальныевещи, которые мы хотим иметь для удовлетворения наших потребностей – синоним «материальные блага». А нематериальные блага – тоже хотим иметь, но их не купишь (дружба,отношения и тд). Есть еще даровые – природные материалы, человек берет их просто так.

Вся глава сводится к схеме: Глава 10. Современные пережитки доблести - student2.ru

Глава 3: Производство, потребление, труд. Тупая глава. Одни люди производят, другие потребляют(внезапно). Трудятся не только ради своего употребления, но и ради накопления. Термин: производительное потребление: использование богатства для производства нового богатства.

Глава 4: Доход,капитал. Доход – поступление извне. Капитал – начальная издержка для производства. Рента – плата за пользование. Потребительский капитал – для поддержания работоспособности рабочих; вспомогательный капитал: для увеличения производительности труда (инструменты,станки и тп). Труд приносит доход.

Далее приложение Е, опять то же самое про капитал.

Наши рекомендации