Распределение задач между государством и хозяйством

Мнение Эрхарда: Ответственным за экономическую политику является исключительно государство, в рамках данных ему демократическо-парламентских компетенции и прав. Конечно, вполне законна заинтересованность предпринимателей в экономической политике, как законно их право высказывать свое мнение, но им самим, как и их представительным органам нельзя вмешиваться в экономическую политику.

Далее много о том, как «мы должны чувствовать себя единым целым с общими интересами», о смелости в конкуренции и личной ответственности.

Далее начинается разбор более мелких проблем.

«Титуломания»

Требования о защите титулов законом находят еще более яркое выражение в стремлении различных хозяйственных группировок добиться издания специальных законов по регламентации отдельных профессий. По мнению Эрхарда, это ограничит профессиональную свободу, так что это идею он быстренько отвергает.

Однако был предложен новый законопроект, который предусматривал известную компетентность кандидатов, и лишь в виде исключения - специальный экзамен.

Но и это, по мнению Эрхарда, ограничение конкуренции, которое приведет к тому, что перестанут появляться новые предприниматели.

Розничная торговля

Торговцы выдвинули требование на свободное послеобеденное время в субботу (как раз то время, когда большинство людей идет по магазинам, т.е. время максимального дохода). Вот что ответили на это их коллеги из США (с которыми согласен и Эрхард): однако, вашим розничным торговцам живется хорошо, если они согласны отказаться от торговли в субботу после обеда.

А еще: Эрхард говорит здесь, что не склонен к признанию понятия «немецкое чудо». На его взгляд, то, что произошло – результат честного усилия всего народа.

Картели – враги потребления

Эрхард выступает против объединения монополий, т.к. это ущемление прав остальных производителей, ограничение их свободы. Вот какие формы экономического могущества (по сути – картелей) он выделяет:

- на базе законной организации (предприятия объединяются на базе юридических договоров)

- на базе капитала (одно предприятие под влиянием другого)

- путем создания очень крупных предприятий (доминирующая роль на рынке)

Аргументы защитников картелей: они помогают преодолевать кризисы, служат защите средних классов.

Эрхард предлагает учредить отдельный орган контроля для оказания влияния на ход рыночных операций (картельное ведомство). Но не очередная ли это формы регулирования рынка государством? Нет, государство просто заботится о том, чтобы были сохранены принципы свободного демократического строя!

Далее Эрхард заявляет, что ему очень часто приходят письмо, и на каждое он старается ответить. Письма содержат и критику, и благодарность, и еще много чего. Далее очень много примеров – выдержки из писем. Кто только ему не пишет! И чиновники, и инженеры, и домохозяйки.

Ведет ли политика так называемогосоциального рыночного хозяйствак материализму? Нет, наоборот, чем лучше нам удастся умножить благосостояние, тем меньше людей будет заботить интерес к материальным благам, это оторвет человека от его материалистического, примитивного мышления. Именно бедность заставляет чахнуть в мелких каждодневных заботах. И вообще размер дохода не является критерием нравственной оценки.

В финальной части книги – о том, что общественность увидела такие кардинальные изменения в Германии, все зарубежные СМИ кричали об этом. О том, что необходимо европейское единство и общий европейский рынок, интеграция и пр., нельзя допустить, допустить, чтобы Западный мир оказался еще раз расщепленным наразличные отдельныеэкономические зоны (а еще стоит избегать влияния с Востока). Перспективы развития, опасения и итоги. Необходимо европейское сообщество, свободный обмен валюты. Чтобы разбудить новые силы, стоит еще раз осознать угрожающую опасность потерять САМОЕ ЦЕННОЕ – СВОБОДУ.

That’sall. И вот для вдохновения (Эрхард такой забавный добряк) Распределение задач между государством и хозяйством - student2.ru Распределение задач между государством и хозяйством - student2.ru Распределение задач между государством и хозяйством - student2.ru Распределение задач между государством и хозяйством - student2.ru Распределение задач между государством и хозяйством - student2.ru Распределение задач между государством и хозяйством - student2.ru

С претензиями – к Немировой Валерии

Спасибо за внимание!

Билет 20

Торстейн Бунде Веблен

«Теория праздного класса»

Год издания:1899

Структура

Предисловие

1. Вводная глава

2. Денежное соперничество

3. Демонстративная праздность

4. Демонстративное потребление

5. Денежный уровень жизни

6. Денежные каноны вкуса

7. Одежда как выражение денежной культуры

8. Освобождение от производства и консерватизм

9. Сохранение архаических черт

10. Современные пережитки доблести

11. Вера в удачу

12. Соблюдение обрядов благочестия

13. Случаи сохранения независтнического интереса

14. Высшее образование как выражение денежной культуры

Основные положения

1. Праздный класс – класс, свободный от производственной деятельности

2. Демонстративное потребление и демонстративная праздность – два основополагающих фактора, оказывающих влияние на поведение праздного класса, а следовательно, и всего общества

3. Праздный класс диктует каноны для всего общества, личным примером показывая, к чему нужно стремиться

4. Жажда богатства неутолима, т.к. связана с желанием превзойти всех остальных людей

5. Праздный класс появляется одновременно с зарождением собственности

Интересные цитаты

· Можно примириться с изменой вере, но с нарушением этикета – нельзя.

· К драке как к универсальному разрешению расхождений во мнениях обычно обращаются только благовоспитанные господа да хулиганы.

· Пристрастие к спорту ... в особенной степени характеризует задержанное развитие нравственной природы человека.

· Благородная кровь – это кровь, облагороженная длительным соприкосновением с накопленным богатством либо высокими привилегиями.

Предисловие

Цель исследования, говорит Веблен, выяснить место и значение праздного класса как экономического фактора в жизни современного общества. Какое-то внимание будет уделено происхождению и истории развития этого института. Опираться он планирует на малоизвестные данные экономической теории и общеизвестные факты из повседневной жизни.

Глава 1. Вводная

Праздный класс получает свое наивысшее развитие на более поздней стадии существования варварской культуры, например, в феодальной Европе. В таких обществах верхние слои освобождаются от занятий производством и занимаются теми видами деятельности, которые считаются «почетными». «Почетные» занятия могут быть очень разнообразны, но все они имеют общую черту – непроизводительный характер деятельности. Эти непроизводительные виды деятельности высшего класса можно грубо разделить на следующие сферы: управление, военное дело, религия, спорт и развлечения.

Условиями, очевидно необходимыми для появления праздного класса, являются: 1) у общности должен быть хищнический уклад жизни (война или охота на крупную дичь или и то и другое), т. е. мужчины, составляющие в этих случаях зарождающийся праздный класс, должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью; 2) средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях с тем, чтобы можно было освободить значительную часть общества от постоянного участия в труде по заведенному распорядку. Институт праздного класса развивается из возникшего ранее разграничения видов деятельности, согласно которому одни виды почетны, а другие – нет. При этом древнем разграничении почетными видами занятий являются те, которые можно отнести к разряду доблестной деятельности, непочетными – те необходимые повседневные занятия, которые никакого ощутимого элемента доблестной деятельности не содержат. Труд приобретает характер нудного занятия в силу пренебрежительного к нему отношения. Различие между подвигом и низкой работой совпадает с различием между полами. Работа, которую выполняли мужчины, нельзя отнести к производственной (нудной, не доблестной), отсюда праздный класс. Почти во всех племенах за женщинами закрепляются те виды деятельности, из которых на следующем этапе развиваются формы собственно производственных занятий.

В наши дни проводится различие между производственными и непроизводственными занятиями, и это сегодняшнее различие является преобразованной формой различия периода варварства между доблестным трудом и нудной работой.

Наши рекомендации