Меры безопасности при эксплуатации авто-, электропогрузчиков

Работать на автопогрузчике могут лица, не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение и аттестацию на право вождения и на II группу электробезопасности, а также права водителя и удостоверение на право управления автопогрузчиком.

Погрузчики, имеющие колеса с грузошинами, должны использоваться только на участках с твердым и ровным покрытием, а погрузчики с пневматическими шинами, кроме того, - на покрытиях из камня (щебня) и выровненных земляных площадках.

Во время укладки (разборки) штабелей грузов погрузчиками в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки грузов, а также не должны производиться перегрузочные работы.

Перед въездом погрузчика в узкое место между штабелями, оборудованием и т.д. водитель обязан остановить погрузчик и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.

При работе на вилочном погрузчике следует соблюдать следующие требования:

— груз должен размещаться на захватной вилке таким образом, чтобы не возникал опрокидывающий момент, при этом груз должен быть прижат к раме грузоподъемника;

— груз должен распределяться равномерно на обе лапы и может выходить вперед за пределы вилки не более чем на 1/3 длины лап;

— крупногабаритные грузы не должны превышать по высоте защитные устройства погрузчика более чем на 1м, при этом должно быть выделено лицо для руководства движением погрузчика.

При работе погрузчика со стрелой необходимо сначала приподнять груз, а затем производить его транспортировку.

Транспортировать грузы разрешается только тогда, когда рама грузоподъемника погрузчика отклонена назад до отказа. Захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более 0,5м для погрузчика на пневматических шинах и 0,25м – для погрузчика на грузошинах.

Длинномерные грузы разрешается транспортировать на погрузчике только на открытых площадках с ровным покрытием. Груз должен быть предварительно надежно увязан в пакеты.

Запрещается:

— работать на неисправном погрузчике;

— производить техническое обслуживание или ремонт погрузчика при поднятых грузозахватных устройствах (без страховки);

— поднимать на поддонах мелкоштучный груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя от падения на него груза;

— отрывать примерзший или зажатый груз, поднимать груз при отсутствии под ним просвета, необходимого для свободного прохода вилки, и укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;

— перевозить на электропогрузчике легковоспламеняющиеся жидкости, а также кислоты, если аккумуляторная батарея расположена под грузовой платформой;

— эксплуатировать электропогрузчики, если не закрыты панели электрооборудования, пробки аккумуляторов, крышка батарейного ящика;

— использовать погрузчики для перевозки и подъема людей;

— сталкивать груз со штабеля и подтаскивать его.

Требования, предъявляемые к устройству и эксплуатации ленточных конвейеров

Конвейеры, предназначенные для транспортирования пылевидных, паро- и газовыделяющих грузов, должны иметь укрытия, снабженные местными отсосами.

Конвейеры, установленные с уклоном более 6°, должны быть оборудованы тормозами для исключения возможности самопроизвольного перемещения при отключении привода.

Скорость движения ленты конвейера при ручной грузоразборке должна быть не более:

· 0,5 м/сек –при массе обрабатываемого груза до 5кг;

· 0,3 м/сек – при массе наибольшего груза, превышающей 5кг.

Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные и отключающие барабаны, натяжные устройства, опорные ролики и ролики нижней ветви ленты в зоне рабочих мест, ременные и другие передачи, шкивы, набегающие участки лент на расстоянии не менее радиуса барабана плюс 1м от касания ленты и барабана, муфты и т.д.), к которым возможен доступ обслуживающего персонала и работников, работающих вблизи конвейеров, должны быть ограждены.

В зоне возможного нахождения работников должны быть ограждены:

— канаты и блоки натяжных устройств, грузонатяжных устройств – на высоту его перемещения и участок пола под ним;

— загрузочные устройства для насыпных грузов, которые периодически должны очищаться;

— приемные устройства (бункера, горловины машин и т.д.), установленные в местах съема грузов с конвейера;

— участки трассы конвейеров (кроме подвесных), на которых запрещен проход работников;

— установкой вдоль трассы перил высотой не менее 0,9м от уровня пола;

— нижние выступающие части конвейеров, пересекающих проходы (проезды);

— устройством навесов, продолженных за габарит конвейера не менее чем на 1,0м

Конвейеры в головной и хвостовой части должны быть оборудованы кнопками «Стоп» для аварийной остановки.

Конвейеры с открытой трассой длиной более 30м должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами, позволяющими останавливать конвейер в аварийных ситуациях с любого места по его длине со стороны прохода для его обслуживания.

Через конвейеры длиной свыше 20м, размещенные на высоте не более 1,2м от уровня пола до низа наиболее выступающих частей конвейера, сооружаются мостики для перехода людей, огражденные поручнями высотой не менее 0,9м. Мостики располагаются на расстоянии друг от друга 30-50м – в помещении, не более 100м – в галереях, на эстакадах. Ширина мостиков установлена не менее 1,0м.

Во время работы конвейера запрещается производить ремонт или очистку вручную каких-либо его частей, подсыпать на приводной барабан канифоль или другие материалы с целью устранения пробуксовки.

Ручная очистка просыпи из-под лент конвейеров разрешается после отключения электро снабжения и при наличии бирки на право управления конвейером.

Требования, предъявляемые к устройству и эксплуатации пластинчатых конвейеров

Для транспортировки крупнокусковых, тяжелых и горячих материалов служат пластинчатые конвейеры.

Независимо от ширины пластинчатого конвейера они должны обслуживаться с двух сторон. Ширина проходов при этом должна быть не менее 1м.

При эксплуатации пластинчатых конвейеров запрещается применять их в качестве средства перемещения деталей ремонтируемого вблизи оборудования, так как этими деталями можно травмировать обслуживающий персонал. Для предупреждения травмоопасной ситуации пластинчатые конвейеры должны иметь по всей длине защитные борта, закрывающие края пластин. Если пластинчатый конвейер установлен с наклоном, то его приводы должны быть оборудованы автоматически действующими тормозными устройствами, исключающими обратный ход механизма при обрыве цепи.

Пластинчатые конвейеры, транспортирующие сухие и пылящие материалы в местах загрузки и разгрузки, должны быть закрыты герметичными кожухами, присоединенными к аспирационным системам.

При обслуживании конвейеров персоналу необходимо следить за правильным ходом грузонесущих элементов, исправностью загрузочных и разгрузочных устройств и действием аспирационных установок. Запрещается пускать в работу конвейер при захламленности и загроможденности проходов, а также при отсутствии или неисправности сигнализации, ограждений приводных или натяжных станций роликов, блокировки, тросового выключателя, заземления электрооборудования, рамы конвейера. Во время работы конвейера для предупреждения травмоопасной ситуации запрещается очищать поддерживающие ролики, звездочки приводных и натяжных станций, устранять перекосы полотна, убирать просыпь под конвейером.

Выполнение очистных и ремонтных работ должно производиться при остановленном и заторможенном конвейере. Электродвигатель привода конвейера должен быть отключен от электропитающей сети, на пусковых устройствах вывешены запрещающие знаки безопасности.

Требования, предъявляемые к элеваторам

Для вертикальной транспортировки сыпучих материалов используются ковшовые элеваторы, представляющие собой движущуюся ленту с закрепленными на ней ковшами. Привод ленты осуществляется от приводного барабана.

Чтобы предупредить обрыв тяговых элементов, необходимо периодическое наблюдение за состоянием ковшей, тяговых цепей или лент элеватора.

Наблюдение осуществляется через смотровые люки (окна), которые устанавливаются в кожухе элеватора с интервалом не более 4м и оборудуются плотно закрывающимися съемными крышками. К смотровым окнам примыкают обслуживающие площадки шириной не менее 1м.

Для безопасного обслуживания натяжного устройства вокруг башмака элеватора предусматривают рабочую площадку шириной не менее 1м с трех сторон, а с четвертой не менее 0,8м.

При расположении башмака элеватора ниже уровня пола расстояние от стен приямка до кожуха элеватора с трех сторон его должно быть не менее 1,2м, а с четвертой стороны – не менее 0,8м.

Для спуска в приямок необходимо устраивать лестницу с поручнями, а сам приямок укрывать сплошным перекрытием с люком. В приямках элеваторов должны быть устроены аварийные выключатели и сигнализация, связывающие площадки у верхней и нижней головок элеватора.

Включение элеватора допускается только с одного места с предварительной подачей звукового сигнала. Механизм для регулирования натяжения ленты располагают на небольшой высоте (0,7-1,2м) от уровня пола или площадки.

Остановка привода элеватора производится только после отключения загрузочного устройства и разгрузки всех ковшей, за исключением аварийных случаев. После остановки элеватора все проверочные операции выполняются в порядке, обратном порядку проведения операций при пуске.

В процессе эксплуатации необходимо периодически подтягивать ленту, а также следить за тем, чтобы транспортируемый материал подавался в башмак равномерно, в количестве, соответствующем производительности машины.

Во время работы элеватора запрещается открывать дверцы кожуха, регулировать натяжение ленты, производить какой-либо ремонт, очистку ковшей от налипшего материала, отбирать пробы сырья.

При ремонте и осмотре элеватора необходимо отключить электродвигатель, затормозить ленту ковшей и повесить на пусковое устройство плакат «Не включать – работают люди».

Проводить одновременно работы в двух различных местах по высоте шахты, если шахта полностью не перекрыта подмостями, запрещается.

Требования, предъявляемые к пневмотранспорту

При перекачке сырья пневмотранспортом безопасность труда обеспечивается исправностью пневмотранспортного оборудования, причем, в первую очередь, камерных насосов.

Эти аппараты работают при избыточном давлении от 300 до 600 кПа. Их устройство, содержание и обслуживание должны соответствовать Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

В соответствии с этими Правилами перед пуском в эксплуатацию, а также через каждые 4 года камерные насосы подвергаются внешним и внутренним осмотрам, через 8 лет – гидравлическим испытаниям.

Приборы для измерения расхода и давления воздуха, устанавливаемые на системе пневмотранспорта, должны быть всегда в действующем состоянии, иметь пломбы или клеймо о ежегодной поверке. Вентили, задвижки, краны должны легко открываться и закрываться, на маховиках должны быть нанесены стрелки и надписи, указывающие направление вращения при открывании и закрывании.

Для обслуживания устройств пневмотранспорта назначаются специально обученные рабочие (машинисты пневмотранспорта). Перед пуском пневматической установки с камерными насосами необходимо проверить давление сжатого воздуха в сети, исправность всей системы и аппаратуры, особенно манометров, расположенных на камерных насосах. При неисправности аппаратуры, насоса или трубопровода, а также при падении давления сжатого воздуха ниже нормы запрещается начинать цикл разгрузки камерного насоса.

При открывании и закрывании запорной арматуры следует стоять не против ее, а несколько сбоку. Ремонтировать трубопровод и пневмонасос необходимо только после перекрытия не менее чем в двух местах воздухопровода, подходящего к насосу. При этом следует обязательно вывешивать табличку «Не открывать! Работа на линии!». Агрегат, подающий материал в насос, должен быть отключен. При работе внутри сосуда необходимо использовать переносные лампы напряжением не выше 12В, а у люка постоянно должен находиться наблюдающий.

Во время работы устройств пневмотранспорта запрещается подтягивать крепежные детали, стучать металлическими предметами по корпусу питателя. Работа пневмотранспорта должна быть немедленно прекращена, если будут обнаружены трещины на корпусе питателя или водоотделителя, неисправность манометра, повышения давления сверх допустимого, утечку воздушно-порошковой смеси через болтовые соединения, арматурные части, запорные устройства, уплотнения и другие элементы насоса, утечки сжатого воздуха через элементы пневмоуправления и уплотнения трубопровода.

Требования, предъявляемые к передаточным тележкам

К работе по управлению передаточными рельсовыми электрическими тележками допускаются лица, не моложе 18 лет, знающие ее устройство, принцип работы, имеющие практические навыки по управлению и имеющие 1-ю группу по электробезопасности.

Тележки должны иметь выносной (дистанционный) щит или пульт управления и иметь ключ-бирку на право включения ее в работу.

На пульте управления тележкой должны быть нанесены указатели, обозначающие направление движения тележки.

Тележка приводится в движение с помощью электропривода и должна быть надежно заземлена.

Передаточные тележки должны быть оборудованы тормозами, концевыми выключателями и звуковой сигнализацией, включающейся одновременно с передвижением тележки.

Ходовые колеса передаточных тележек должны быть оборудованы предохранительными щитками, исключающими возможность попадания под колеса посторонних предметов. Зазор между щитками и рельсами не должен превышать 10мм.

Рельсовый путь в тупиках должен быть оборудован упорами. Пути передвижения передаточных тележек должны быть в исправном состоянии, стыки рельсов и плит должны быть на одном уровне.

Границы проезжей части транспортных путей в цехах должны быть установлены с учетом габаритных размеров транспортных средств с перемещаемыми грузами. Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5м, а при движении людей – не менее 0,8м.

Наши рекомендации