Анализ цен и товаров конкурентов.

Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.

Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если производимый товар превосходит их по качественным характеристикам, и наоборот, если по­требительские свойства товара уступают соответствующим характе­ристикам товаров конкурентов, то цены должны быть ниже. Если предлагаемый предприятием товар аналогичен товарам основных конкурентов, то его цена будет близка к ценам товаров конкурентов

5. Выбор метода ценообразования.

Наиболее распространенными являются следующие методы ценообразования:

- средние издержки плюс прибыль;

- обеспечение безубыточности и целевой прибыли;

- на основе «ощущаемой ценности» товара;

- на уровне текущих цен.

Установление окончательной цены.

Мониторинг цен на продукцию, выпускаемую самим предприятием, и конкурентами.

Методы ценообразования
Затратные
Агрегатный
Учитывающие спрос на товар и уровень конкуренции на рынке
Нормативно - параметрические
«Издержки плюс»
Минимальных затрат
Целевого ценообразования
Сравнение удельных показателей товара
Экспертной оценки потребительских достоинств
Балльный
Ощутимой ценности товара потребителем
«Следования за фирмой - лидером»
Престижных цен
Состязательный
Ориентированные на рыночные цены

Контрольные вопросы

1.Что представляет цена продукции и ее функции?

2.Перечислите виды цен.

3.Раскройте структуру цены.

4.Перечислите этапы установления цены.

5.Какие факторы влияют на величину цены?

6. Укажите методы ценообразования.

Примеррасчета розничной цены изделия:

Дано:

§ Материальные затраты (МЗ) – 360 руб. § Рентабельность изделия (R) – 45%
§ Зарплата производственных рабочих с отчислениями на соцстрахование (З) – 120 руб. § НДС – 18%
§ Накладные расходы (НР) – 300% от зарплаты § Торговая надбавка (Нт) – 30%

Решение:

Полная себестоимость изделия (Си):Си = МЗ+З+НР = 360+120+120* Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru = 840 (руб.)

Отпускная цена предприятия (Цотп. пред.):Ц Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru . = Си+П = 840+378 = 1218 (руб.),

П = Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru = Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru = 378 (руб.), где П – прибыль.

Отпускная цена промышленности (Цотп. пром.):

Ц Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ruАнализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru +НДС=1218+219,24=1437,24 (руб.); НДС= 0,18* 1218=219,24 (руб.)

Розничная цена (Цр):

Цр = Ц Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru =1437,24+431,17=1868,41 (руб.) Нт = 0,3*1437,24=431,17(руб.)

Выводы: В теме рассматривается роль цены и факторы, влияющие на ее величину, структура цены и условия ее формирования.

Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

Назначение темы

Материал содержит необходимые понятия и категории, формирующие конечный результат деятельности предприятия. При изучении студенты получают знания по источникам формирования прибыли и направлениям ее использования, практические навыки по расчету доходности (рентабельности).

Цели темы

Знать: - порядок формирования прибыли предприятия;

- порядок распределения прибыли предприятия;

- виды рентабельности;

- состав валового дохода.

Уметь:- рассчитывать балансовую и чистую прибыль предприятия;

- рассчитывать рентабельность продукции и рентабельность предприятия.

Ключевые слова и термины

доходы; выручка; доходы по обычным видам деятельности; внереализационные доходы;

прибыль; валовая прибыль; убыток; чистая прибыль; рентабельность.

4.3.1 Экономическое содержание дохода и прибыли

Доходы являются неотъемлемой экономической категорией деятельности предприятия и отражают финансовые поступления от всех видов обычной и прочей деятельности.

Показателем дохода по обычным видам деятельности является выручка.

Выручка (В) – это поступление денежных средств от продажи продукции собственного изготовления, покупных товаров, оказанных услуг, выполненных работ (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Прочие доходы связаны с участием предприятия в деятельности других организаций, продажей имущества, получением % по заёмным обязательствам, штрафов, пени, поступлениями от аренды, если она не является основной деятельностью. В целом доходы делятся на доходы от реализации и внереализационные доходы.

Прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий разницу между совокупным доходом и совокупными затратами.

Прибыль отличается от доходов на величину расходов по соответствующим направлениям деятельности предприятия.

П = До – Р (С)

где: П- прибыль;

До – общий доход;

Р (С) – расходы (себестоимость) продукции;

Убыток предприятия (У) возникает в случае превышения расходов над доходами и характеризует отрицательный результат производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности и выполняет важные функции:

1. Характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия, размер его денежных накоплений.

2. Является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия.

3. Формирует государственный бюджет в виде налога на прибыль.

4. Стимулирует расширение производственной деятельности.

Порядок формирования прибыли зависит от учётной политики предприятия. При учёте затрат по системе «Директ-костинг» прибыль (убыток) от продаж формируется следующим образом:

Пвал = В – С ПРп = Пвал – Рком – Рупр Где: Пвал – валовая прибыль; Рком - коммерческие расходы; Рупр – управленческие расходы; ПРп – прибыль от реализации продукции

Следовательно, условно-постоянные, накладные расходы (коммерческие и управленческие расходы) возмещаются из валовой прибыли.

Целью деятельности предприятий является получение прибыли, поэтому каждое предприятие стремится к её максимизации. Прибыль выступает основным показателем эффективности производства.

4.3.2. Чистая прибыль

Чистая прибыль (ЧП) – часть прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжение предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширенного производства, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Чистая прибыль используется предприятием самостоятельно в зависимости от поставленных целей, не противоречащих законодательным актам. Порядок распределения чистой прибыли регулируется учредительными документами организации (предприятия).

Основные направления использования чистой прибыли:

- развитие производства (инвестиции в основные фонды и на прирост оборотных средств): техническое перевооружение, внедрение новых технологий;

- социальное развитие предприятия;

- выплата дивидендов;

- создание резервного фонда и фондов специального назначения;

- др. цели

В целом использование прибыли предприятия должно быть направлено на увеличение капитала.

Формирование чистой прибыли закреплено в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Чистая прибыль
Инвестиции в производство
Инвестиции в социальную сферу
Дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям
Поощрение работников
Резервный фонд

Рис.13 Распределение чистой прибыли

Формирование чистой прибыли Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru

4.3.3. Рентабельность и ее виды.

Прибыль является абсолютным показателем и не характеризует эффективность производства в целом, т.к. не отражает затраченные ресурсы. Для оценки эффективности результатов хозяйственной и финансовой деятельности рассчитывается показатель рентабельности, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

Различают несколько видов рентабельности. Выделим основные показатели рентабельности.

Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru
Рентабельность производства ( R1) - показывает насколько результативно используется имущество предприятия и определяется по следующей формуле:

Где:

Пч – чистая прибыль предприятия (руб.);

Ссг – среднегодовая стоимость основных фондов (руб.)

Нос – величина нормируемых оборотных средств (руб.)

Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru
Рентабельность продукции ( R2) - показывает результативность текущих затрат.

Где: ПРП – прибыль от реализации продукции (валовая прибыль), (руб.);

СРП – себестоимость реализуемой продукции (руб.).

Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.

Рентабельность продаж - отношение чистой прибыли предприятия к выручке от реализации продукции (объему продаж).

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой выручка?

2. Что такое прибыль, каковы ее функции?

3. Как образуется валовая прибыль?

4. Раскройте порядок формирования чистой прибыли.

5. Что такое рентабельность?

6. Назовите виды рентабельности.

Пример расчета балансовой прибыли предприятия, рентабельности продукции.

Дано: Выручка от реализации продукции за год (Впр)– 15 000(т.р.)

Себестоимость реализованной продукции (Срп)– 10 000(т.р.)

Доходы от внереализационных операций (Двн) – 550 (т.р.)

Расходы от внереализационных операций (Рвн) – 570 (т.р.)

Решение:

Прибыль реализуемой продукции: Прп = Врп -С = 15 000 - 10 000 = 5 000 (т.р.)

Прибыль предприятия до налогообложения: П = Прп+Двн-Рвн =15000–10 000+550–570=4800 (т.р.)

Рентабельность продукции: Р = Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru = Анализ цен и товаров конкурентов. - student2.ru * 100% = 50%

Выводы: В теме рассматривается важнейший показатель, характеризующий конечные финансовые результаты деятельности предприятия – прибыль. После изучения темы студент овладевает методикой определения прибыли и рентабельности предприятия, прогнозирования ее размера на основе теории безубыточности, применения ее расчета в разработке бизнес-плана.

Наши рекомендации