Основные этапы развития экономической теории.

Экономическое мышление - ровесник человеческого общества. Начала экономического анализа появились до нашей эры в странах Древнего Востока и Древней Греции. Аристотель (IY в. до н.э.) ввел понятие «экономика». Зачатки экономической науки – в неписаной народной культуре, библии.

Формирование экономики как науки относится к периоду зарождения капитализма.Именно в это время появляются и первые школы экономическго анализа.

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

МЕРКАНТИЛИЗМ (XVI — XVIII вв.) — первая школа экономи­ческого анализа, возникшая в эпоху первоначального накопле­ния капитала, когда в центре внимания находилась не сфера производства, а сфера обращения. Меркантилизм представляет собой концепцию, согласно которой основу национального про­цветания составляет накопление денег (золота и серебра), считавшихся главной формой богатства.

Предмет анализа — сфера обращения, в основном внешняя торговля, благодаря которой можно накопить деньги в стране. Для того чтобы приобрести больше денег, необходимо больше продавать; для того чтобы их сохранить у себя, нужно как мож­но меньше покупать у другого государства.

Роль государства.Все производство и потребление призван был регулировать монарх. Конечный результат зависел от дей­ствий правительства, надежности протекционистских мер, принимаемых государством. Поэтому внешняя торговля обставлялась бесчисленными регламентациями.

Экономический анализ, проводившийся меркантилистами, получил название политической экономии.

ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЗИОКРАТЫ (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго и др.) — школа, возникшая во Франции в XVIII в. и проповедовавшая идею о том, что источниками богатства являются земляи приложенный к ней труд людей,занятых в сельскохозяйственном производстве.

Предмет анализа — сфера сельскохозяйственного произ­водства. "Чистый доход" рассматривался как дар природы.

Физиократы заложили также основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль) — школа, возникшая в конце XVIII— начале XIX вв.; ее сторонники считали, что источ­ником богатства нации является не количество имеющихся унее природных ресурсов и не активный торговый баланс, а труд работников, занятых в сфере материального производства.

Предмет анализа — сфера производства и распределения материальных благ и их цена, обусловленная издержками их производства.

Метод анализа — причинно-следственный (каузальный). Роль государства— оно "ночной сторож", а не активный участник экономической игры.

МАРЖИНАЛИЗМ (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк, У. Джевонс, Л. Вальрас) — школа, возникшая во второй половине XIX в., представители которой положили в основу экономического анализа субъективно-психологические мотивы поведения хозяйствующих субъектов;акцентировали внимание на особом значении в экономике сферы потребления; сформулировали теорию предельной полезности блага и теорию предельной про­изводительности факторов производства.

Предмет анализа — сфера потребления и цена, обусловлен­ная полезностью товаров и услуг.

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — "Eco­nomics" (А.. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето) — школа экономи­ческой мысли, сформировавшаяся в конце XIX в.; ее последова­тели уделяли основное внимание не происхождению богатства и его распределению, а изучению принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения постоянно растущих потреб­ностей людей.

Предмет анализа — объединение сфер производства и по­требления. Главным предметом анализа становится не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценооб­разования рассматривается как соотношение спроса и предло­жения. В основу теории спроса было положено учение о пре­дельной полезности, а в основу теории предложения — теория предельной производительности факторов производства. В от­личие от классиков, стремившихся к выявлению объективных закономерностей, неоклассики исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов ("свобода выбора").

Метод анализа — функциональный. Неоклассическая теория впоследствии получила название"микроэкономика".

Задача государства — создание условий для эффективного функционирования рынка, невмешательство в предпринима­тельскую деятельность.

КЕЙНСИАНСТВО— школа экономической мысли, основате­лем, которой был английский экономист Дж. Кейнс, поставив­шая в центр внимания проблемы макроэкономикии обосно­вавшая необходимость государственного вмешательства в экономику. Возникла в 30-е гг. XX в. как ответ на Великую де­прессию 1929— 1933 гг.

Задача государства — стимулирование совокупного спроса для достижения полной занятости.

МОНЕТАРИЗМ (М. Фридмен) — современная школа эконо­мической мысли, сформировавшаяся в США и ставящая в центр макроэкономической политики деньги,отводя им решающую роль в колебании объема национального производстве и уровня цен.

Задача государства — контроль над денежной массой, находящейся в обращении и в запасах, для достижения сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.

ТЕОРИЯ "ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" (Р. Хол, Г. Талок, Д. Лаффер) — современная школа экономической мысли, воз­никшая в США, в центре ее внимания находятся проблемы сти­мулирования частной инициативы и предпринимательства для развития производства и предложения.

Задача государства — уменьшение налогового бремени на производителей как условие активизации инвестиционной деятельности, замораживание или сокращение социальных про­грамм как средство поддержки бюджета и стимулирование тру­довой активности, повышения предложения труда.

Наши рекомендации