Основные этапы развития экономической теории.
Экономическое мышление - ровесник человеческого общества. Начала экономического анализа появились до нашей эры в странах Древнего Востока и Древней Греции. Аристотель (IY в. до н.э.) ввел понятие «экономика». Зачатки экономической науки – в неписаной народной культуре, библии.
Формирование экономики как науки относится к периоду зарождения капитализма.Именно в это время появляются и первые школы экономическго анализа.
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
МЕРКАНТИЛИЗМ (XVI — XVIII вв.) — первая школа экономического анализа, возникшая в эпоху первоначального накопления капитала, когда в центре внимания находилась не сфера производства, а сфера обращения. Меркантилизм представляет собой концепцию, согласно которой основу национального процветания составляет накопление денег (золота и серебра), считавшихся главной формой богатства.
Предмет анализа — сфера обращения, в основном внешняя торговля, благодаря которой можно накопить деньги в стране. Для того чтобы приобрести больше денег, необходимо больше продавать; для того чтобы их сохранить у себя, нужно как можно меньше покупать у другого государства.
Роль государства.Все производство и потребление призван был регулировать монарх. Конечный результат зависел от действий правительства, надежности протекционистских мер, принимаемых государством. Поэтому внешняя торговля обставлялась бесчисленными регламентациями.
Экономический анализ, проводившийся меркантилистами, получил название политической экономии.
ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЗИОКРАТЫ (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго и др.) — школа, возникшая во Франции в XVIII в. и проповедовавшая идею о том, что источниками богатства являются земляи приложенный к ней труд людей,занятых в сельскохозяйственном производстве.
Предмет анализа — сфера сельскохозяйственного производства. "Чистый доход" рассматривался как дар природы.
Физиократы заложили также основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель.
КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль) — школа, возникшая в конце XVIII— начале XIX вв.; ее сторонники считали, что источником богатства нации является не количество имеющихся унее природных ресурсов и не активный торговый баланс, а труд работников, занятых в сфере материального производства.
Предмет анализа — сфера производства и распределения материальных благ и их цена, обусловленная издержками их производства.
Метод анализа — причинно-следственный (каузальный). Роль государства— оно "ночной сторож", а не активный участник экономической игры.
МАРЖИНАЛИЗМ (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк, У. Джевонс, Л. Вальрас) — школа, возникшая во второй половине XIX в., представители которой положили в основу экономического анализа субъективно-психологические мотивы поведения хозяйствующих субъектов;акцентировали внимание на особом значении в экономике сферы потребления; сформулировали теорию предельной полезности блага и теорию предельной производительности факторов производства.
Предмет анализа — сфера потребления и цена, обусловленная полезностью товаров и услуг.
НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — "Economics" (А.. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето) — школа экономической мысли, сформировавшаяся в конце XIX в.; ее последователи уделяли основное внимание не происхождению богатства и его распределению, а изучению принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей.
Предмет анализа — объединение сфер производства и потребления. Главным предметом анализа становится не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса было положено учение о предельной полезности, а в основу теории предложения — теория предельной производительности факторов производства. В отличие от классиков, стремившихся к выявлению объективных закономерностей, неоклассики исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов ("свобода выбора").
Метод анализа — функциональный. Неоклассическая теория впоследствии получила название"микроэкономика".
Задача государства — создание условий для эффективного функционирования рынка, невмешательство в предпринимательскую деятельность.
КЕЙНСИАНСТВО— школа экономической мысли, основателем, которой был английский экономист Дж. Кейнс, поставившая в центр внимания проблемы макроэкономикии обосновавшая необходимость государственного вмешательства в экономику. Возникла в 30-е гг. XX в. как ответ на Великую депрессию 1929— 1933 гг.
Задача государства — стимулирование совокупного спроса для достижения полной занятости.
МОНЕТАРИЗМ (М. Фридмен) — современная школа экономической мысли, сформировавшаяся в США и ставящая в центр макроэкономической политики деньги,отводя им решающую роль в колебании объема национального производстве и уровня цен.
Задача государства — контроль над денежной массой, находящейся в обращении и в запасах, для достижения сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.
ТЕОРИЯ "ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" (Р. Хол, Г. Талок, Д. Лаффер) — современная школа экономической мысли, возникшая в США, в центре ее внимания находятся проблемы стимулирования частной инициативы и предпринимательства для развития производства и предложения.
Задача государства — уменьшение налогового бремени на производителей как условие активизации инвестиционной деятельности, замораживание или сокращение социальных программ как средство поддержки бюджета и стимулирование трудовой активности, повышения предложения труда.