Миграционный обмен населения России со странами ближнего и дальнего зарубежья (человек)

Наименование показателей 1997 г. 2000 г. 2001 Г. 2002 г. 2003 г. 2004 Г. 2005 г.
Прибыло е РФ всего 597 651 359 330 193 450 129 144 119 157 177 230
в том числе: и? государств СНГ 57 903 346 774 183 650 175 068 119 661 110 374 168 598
де стран вне СНГ 25 748 12 556
В том числе: щ прибалтийских стран Латвии, Литвы, Эстонии 10 926
^рабыла из РФ, всего 232 987 121 166 106 685 79 795
I^tom числе; в государства СНГ 146 961 61 570 52 099 37 017
в Страны вне СНГ 86 026 63 408 59 696 54 586 47 937 42 778 33 689
ВТЬмчисле: • Прибалтийские страны Латвию, Литву, Эстонию

Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса админи­стративно-правовых, организационно-экономических, информа­ционных и иных методов.

Необходимость государственного регулирования территориально­го перераспределения населения не только не снизилась, но, напро­тив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграци­онной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся про­цессов миграции, создание условий для реализации прав мигран­тов, обеспечение гуманного отношения к ним.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России была создана в июне I992 г. Ее основными задачами являлись прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; организация

внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предостав­ление информации мигрантам (через органы государственной вла­сти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомен­дуемых для постоянного проживания, возможностях трудоустрой­ства в них; доработка и корректировка долгосрочной федеральной миграционной программы от 9 августа 1994 г., направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, мигран­тов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республи­ками ежегодных соглашений о квотах на въезд в Российскую Феде­рацию, правах национальных меньшинств, имущественных правах мигрантов.

Согласно Указу Президента России «О совершенствовании го­сударственного управления в области миграционной политики» от 23 февраля 2002 г. № 232 функции федерального органа исполни­тельной власти по миграционной службе возложены на Министер­ство внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим в струк­туре центрального аппарата МВД России образована федеральная миграционная служба МВД РФ.

В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России особое внимание уделяет проблеме предотвращения неза­конной миграции, развивает сеть постов иммиграционного конт­роля в пунктах пропуска через Государственную границу Россий­ской Федерации, а также укрепляет институт представительств МВД России по делам миграции за рубежом. Функции ФМС усили­ваются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции; подготовки предложений по основным направлениям государственной миграционной политики; разработ­ки проектов федеральных и межрегиональных миграционных про­грамм и обеспечения их реализации, подготовки предложений по совершенствованию законодательства в области ми фации, исполне­ния законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, осуществления в установленном по­рядке сотрудничества с международными организациями по вопро­сам миграции.

В своей деятельности ФМС руководствуется нормативно-право­вой базой, обеспечивающей регулирование трудовой миграции и эмиграции, основанной на соответствующих статьях Конституции страны, законах Российской Федерации «О гражданстве» и «О пра­вовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также учитыва-

ет положения, содержащиеся в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях и специальных миграционных Программах. В этой сфере действуют также нормативные акты, вхо­дящие в общую систему административных, таможенных, налого­вых, инвестиционных, банковских и других законодательств. 1 Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территори­альными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О правовом по­ложении иностранных граждан в Российской Федерации» квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россий­скую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности «жегодно утверждается Правительством РФ по предложениям ис­полнительных органов государственной власти субъектов Федера­ции с учетом демографической ситуации и возможностей данного Субъекта по обустройству иностранных граждан.

На 2007 г. квота составит 308 842 человека. Расчет квоты про­водился исходя из заявок регионов России, с учетом потребностей различных сфер экономики в привлечении иностранной рабочей силы разного уровня квалификации.

Ситуация, сложившаяся в области миграции, вызвала необхо­димость упорядочить процессы переселения населения по терри­тории страны. В 2006 г. принята соответствующая «Программа пе-рбселений в России на 2006—2012 годы» — осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции.

Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необхо­димы: содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответ­ствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации»; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигран­тов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерстве, строительстве и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств.

Высокий трудовой потенциал беженцев и вынужденных пересе­ленцев и сложность его практической реализации в нынешней экономической ситуации на фоне ответственности России за обес­печение занятости этой категории мигрантов в соответствии с меж­дународными обязательствами и национальным законодательством предполагают необходимость разработки и целевого финансирова­ния программы содействия занятости вынужденных мигрантов.

3 -5260Oc!uiiaiko 65


Наши рекомендации