Производственное кооперирование крестьянства
Политика пролетарского государства в отношении бедняков и середняков не исчерпывается мерами помощи в развитии их хозяйств. Рано или поздно возникает необходимость помочь основным массам крестьянства постепенно перейти от мелкого индивидуального хозяйства к крупному, оснащенному машинами земледелию, несущему изобилие. Точно так же политика диктатуры пролетариата в отношении кулачества рано или поздно должна перейти от ограничительных мер к мерам, направленным на ликвидацию его как класса.
Единственный путь создания в деревне крупного обобществленного производства — это постепенное превращение мел-
кой крестьянской собственности в кооперативную (групповую) с тем, чтобы на смену труду одиночек пришел общий, коллективный труд, исключающий эксплуатацию человека человеком.
Такой путь отвечает не только потребностям развития производительных сил общества, но и интересам самих крестьян. Даже после свержения гнета капиталистов и помещиков хозяйничанье на своем клочке земли дает крестьянину весьма ограниченные возможности улучшения условий его жизни и труда. Крестьянство само убеждается в том, что мелким хозяйствам из нужды не выбиться, к зажиточной жизни не прийти. Какой бы ни была помощь со стороны социалистического государства, мелкотоварный уклад не может обеспечить расширенного воспроизводства. Это можно видеть на примере Советского Союза. В 1928 г. промышленность СССР превзошла довоенный уровень на 32% и продолжала уверенно набирать темпы, а производство хлеба лишь приближалось к довоенному уровню, причём товарность сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенной даже снизилась вдвое. Значит, и для самого крестьянства, и для всей экономики страны выход один — превратить отсталое, раздробленное крестьянское хозяйство в крупное, механизированное.
В условиях капитализма крупное производство в сельском хозяйстве вырастает на костях мелких производителей. Его организаторами выступают обуржуазившиеся помещики, крупные капиталисты, кулаки, купцы. Этот капиталистический способ создания крупного сельскохозяйственного производства в условиях пролетарской демократии, естественно, неприемлем.
Социалистический путь перестройки сельского хозяйства — это добровольное кооперирование крестьян. Этот путь ясно видели основоположники марксизма. Ф. Энгельс писал: «...Когда мы овладеем государственной властью, нам нельзя будет и думать о том, чтобы насильственно экспроприировать мелких крестьян (все равно, с вознаграждением или без него), как это мы вынуждены будем сделать с крупными землевладельцами. Наша задача по отношению к мелким крестьянам состоит прежде всего в том, чтобы их частное производство и частное владение перевести в товарищеское, но не насильственным путем, а посредством примера и предложения общественной помощи для этой цели» 5.
Различные формы сельскохозяйственной кооперации существуют и в капиталистических странах. В Дании, Голландии, Финляндии играет немаловажную роль кооперативная торговля сельскохозяйственными продуктами. Но такая кооперация, хотя она и может в какой-то мере помочь трудовому крестьянству защититься от произвола монополистического
капитала, не меняет производственных отношений в деревне. Кооперация при капитализме обслуживает единоличные крестьянские и капиталистические хозяйства главным образом в сфере сбыта и снабжения. В ней чаще всего берут верх капиталистические элементы. В этих условиях она остается коллективно-капиталистическим предприятием.
Когда земля, промышленность, банки становятся всенародным достоянием, кооперирование сельского хозяйства приобретает совершенно иное направление и общественное значение. «...Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией — это есть строй социализма» (Ленин) 6.
Кооперация — наиболее доступная, понятная и выгодная крестьянам форма товарищеского объединения их хозяйств. Из этого исходил В. И. Ленин, выдвигая свой знаменитый «кооперативный план». Хотя этот план был разработан применительно к условиям России, он сохраняет всеобщее значение как программа перевода многомиллионных крестьянских масс на путь социализма.
Ленин предлагал начать с организации простейших форм кооперации, в первую очередь в области сбыта крестьянской продукции и снабжения деревни товарами, а также организации сельскохозяйственного кредита. Уже эти простейшие формы кооперации прививают крестьянам привычку к общественным, товарищеским формам хозяйствования и открывают им глаза на выгоды не только коллективного сбыта и снабжения, но и коллективного производства. Крестьяне, по мысли Ленина, должны на деле убедиться в преимуществах совместного хозяйствования. Только после этого можно постепенно переходить к кооперированию крестьянского производства: сначала к организации простейших товариществ по совместной обработке земли, а потом и высших форм сельскохозяйственной кооперации. Всякая попытка нарушить этот естественный порядок, а главное, нарушить ленинский принцип полной добровольности кооперирования способна причинить громадный вред делу и дискредитировать егов глазах крестьян.
Это не значит, что производственное кооперирование деревни может происходить самотеком. Нет, оно требует постойной и всесторонней поддержки партии и государства — поддержки финансовой, организационной (в частности, кадрами, способными помочь крестьянам при организации коллективных хозяйств). Нужна и политическая помощь трудовому крестьянству, потому что его переход на путь коллективизации, как правило, сопровождается классовой борьбой, которая временами может достигать большой остроты.
Дело в том, что в процессе кооперирования деревни решается судьба последнего эксплуататорского класса — кулачества. Его экономические позиции подрываются тем, что кооперированное земледелие становится основным поставщиком сельскохозяйственной продукции, успешно вытесняя с рынка кулака-спекулянта. Его политические позиции рушатся в тот момент, когда основные массы крестьянства прочно и бесповоротно встают на путь социализма. Создаются предпосылки для ликвидации кулачества как класса. Речь идет, разумеется, не о физическом устранении представителей этого класса, а лишь об уничтожении социально-экономических условий, при которых сельская буржуазия может эксплуатировать бедных крестьян и батраков.
Что касается личной судьбы бывших кулаков, то она зависит от того, как они воспринимают происходящие социальные изменения. В Советском Союзе, где кулачество оказало ожесточенное сопротивление коллективизации, вело агитацию против колхозов, а подчас поднимало против них оружие, крестьянским массам и пролетарской власти пришлось принять меры подавления кулаков. В других условиях такие крутые меры могут и не понадобиться — если представители этого класса проявят благоразумие, готовность жить своим трудом. В этом случае перед ними открывается перспектива превращения в равноправных тружеников социалистического общества.
Важнейшее условие успеха перестройки деревни — развитие в стране крупной социалистической индустрии, способной оказать кооперированному крестьянскому хозяйству помощь машинной техникой, минеральными удобрениями, а также техническими кадрами.
Социалистическая индустриализация позволяет наиболее успешно и эффективно перевооружить технически сельское хозяйство. После организации колхозов в СССР, пока они были экономически слабы, заботу о механизации сельского хозяйства взяло на себя государство. Были созданы специальные центры — машинно-тракторные станции (МТС), государство готовило кадры механизаторов. Позднее, когда колхозы окрепли, техника МТС была продана им, а МТС реорганизованы в ремонтно-технические станции (РТС).
Опыт СССР и стран народной демократии доказал, что производственное кооперирование (коллективизация) крестьянского хозяйства — объективно необходимый путь социалистического преобразования деревни. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что конкретные формы производственного кооперирования могут быть разнообразными.
В отличие от Советского Союза, где основной формой коллективного хозяйства быстро стала сельскохозяйственная артель, в странах народной демократии производственное
кооперирование основной массы крестьянских хозяйств прошло через ряд промежуточных ступеней. Везде создавались кооперативы низшего типа (разной градации) и кооперативы высшего типа, которые различаются по степени обобществления средств производства. В кооперативах низшего типа распределение дохода производится не только по труду, но и по внесенному паю (земля и инвентарь).
В Китае и некоторых других странах основная масса крестьянства постепенно поднялась от элементарных форм товарищеской взаимопомощи к производственным кооперативам высшего типа. Это дало крестьянам время и возможность наглядно убедиться в преимуществах коллективного ведения хозяйства. Вслед за Китаем социалистические преобразования в деревне завершила Корейская Народно-Демократическая Республика. Первая из стран народной демократии в Европе, где закончилось социалистическое переустройство сельского хозяйства, — Болгария.
Несмотря на своеобразие форм сельскохозяйственных кооперативов в различных социалистических странах, у них есть и общее — то, что характеризует их как социалистический тип хозяйства. Сельскохозяйственная артель в СССР, трудовые кооперативно-земледельческие хозяйства (ТКЗХ) в Болгарии, производственные сельскохозяйственные кооперативы в других странах строятся на сочетании личных и общественных интересов крестьян, способствуя воспитанию из вчерашних единоличников сознательных коллективистов.
Как правило, при кооперировании общими становятся лишь основные средства производства (сельскохозяйственные машины и инвентарь, рабочий скот, семена, хозяйственные постройки, необходимые для ведения кооперативного хозяйства) и труд членов кооператива. В ряде стран народной демократии даже земля остается в частной собственности крестьян, входящих в кооператив, хотя она и сведена в единый массив. Все остальное (жилые дома, часть скота, домашняя птица, мелкий сельскохозяйственный инвентарь) не обобществляется и остается в личной собственности членов кооперативов. Свои основные доходы члены кооператива получают от общественного хозяйства, но известную роль в их бюджете еще играет подсобное, личное хозяйство. Труд в кооперативах организуется и оплачивается в соответствии с социалистическим принципом — от каждого по способностям, каждому по труду.
В Китайской Народной Республике, Чехословакии и ГДР на последнем этапе массового кооперирования начался постепенный прием в кооперативы кулаков, политическое и трудовое их перевоспитание.
Как показал опыт, при проведении массового кооперирования коммунистические партии нередко сталкиваются с опас-
ностью левацких заскоков, попытками решать эту задачу, не считаясь со степенью подготовленности самих крестьян, проявляя торопливость там, где еще нужно убеждать людей.
Источник левацких ошибок — стремление форсировать процесс кооперирования административными мерами, без кропотливой, вдумчивой организационно-хозяйственной работы. С этими опасными методами, с забвением ленинского принципа добровольности коммунистическим партиям приходится бороться не только на ранней стадии массового кооперирования крестьянских хозяйств, но и в дальнейшем.
Однако гораздо большую опасность представляет правый уклон — тенденция отложить на неопределенное будущее дело производственного кооперирования или вести его медленными, черепашьими темпами, приспосабливаясь к интересам кулачества, к консервативности и косности отсталых слоев крестьянства. Правый уклон объективно отражает капиталистические устремления кулачества и представляет поэтому наибольшую угрозу интересам социалистического строительства.
Успех производственного кооперирования крестьянских хозяйств немыслим без решительной борьбы как с правым уклоном, так и с левацкими загибами.
Накопленный опыт социалистического преобразования сельского хозяйства, разумеется, не может дать ответа на все вопросы, которые возникнут в будущем. Каждая страна, вступающая на социалистический путь, внесет, несомненно, много нового в формы и методы кооперирования. Этого особенно можно ожидать от высокоразвитых капиталистических стран, где имеются механизированное фермерское хозяйство и крупные капиталистические сельскохозяйственные предприятия.
Но каковы бы ни были особенности отдельных стран, принципы ленинского кооперативного плана везде служат надежной и испытанной основой политики рабочего класса в отношении крестьянства, обеспечивающей преодоление многоукладности в экономике переходного периода.