О творческом применении диалектики

Правильное применение диалектики в науке и в практической деятельности вовсе не легкая задача. Диалектика не пособие с напечатанными готовыми ответами на вопросы науки и практики, а живое, гибкое, чуткое к жизни и ее веяниям руководство к действию.

Законы и положения диалектики нельзя представлять себе как некие схемы, под которые можно по произволу «подгонять» факты действительности. Это ошибочный, схоластический и догматический взгляд.

Законы диалектики универсальны, они имеют силу для развития всех вещей и явлений. В то же время необходимо учитывать, что эти законы по-разному действуют в различных областях материального мира, в качественно различных процессах. В. органическом мире они выступают в иных формах, чем в неживой природе; в развитии общества приобретают иной характер, чем в эволюции видов; в жизни социалистического общества они проявляются иначе, чем в жизни общества капиталистического.

Для применения диалектики в процессе познания и в практической деятельности недостаточно усвоения положений самой диалектики, для этого необходимо глубокое знание конкретных фактов, обстоятельств дела. Только в итоге самого внимательного и тщательного изучения каждой конкретной ситуации можно обнаружить, как, в каком виде проявляются диалектические законы в данной области, в данном случае, какой должна быть оценка ситуации, какой должна быть линия действия, если мы хотим добиться успеха. Поэтому применение диалектики всегда есть творческая задача.

Решение этой задачи облегчается тем, что замечательные образцы пользования методом материалистической диалектики мы находим в трудах создателей марксизма-ленинизма — Маркса, Энгельса, Ленина, в решениях и деятельности Коммунистической партии Советского Союза и других коммунистических и рабочих партий.

Велики победы, достигнутые Коммунистической партией Советского Союза и другими марксистскими партиями. Одна из важных причин этих побед заключается в том, что марксистские партии в своей политике, во всей своей деятельности руководствуются методом материалистической диалектики, творчески его развивая. Отход от диалектического материализма, забвение его законов и положений вели и ведут в конечном счете к провалам и в теоретическом анализе, и в практической деятельности. В Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14 — 16 ноября 1957 г., справедливо сказано:

«Если марксистская политическая партия при рассмотрении вопросов исходит не из диалектики и материализма, то это приведет к возникновению односторонности и субъективизма, к закостенению мысли, к отрыву от практики и к потере способности давать соответствующий анализ вещам и явлениям, к ревизионистским или догматическим ошибкам и к ошибкам в политике»20.

Диалектика — не только метод изучения действительности, она — метод революционного изменения действительности. Она подчеркивает значение активного, действенного отношения к окружающему нас миру. В практике — в работе, в

труде, в классовой борьбе и в строительстве коммунизма — проверяются положения, законы материалистической диалектики. Практика дает богатейший материал для дальнейшего развития диалектики, для уточнения ее положений, для более полного и глубокого раскрытия ее законов. Поэтому творческое применение марксистской диалектики заключается прежде всего в том, чтобы пользоваться ею как орудием практической деятельности, как средством преобразования жизни.

ГЛАВА 3

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Познание человеком окружающего мира имеет долгую историю. Это — постепенное движение от незнания к знанию, от неполного, несовершенного знания ко все более полному и глубокому. Особенности и закономерности этого процесса раскрываются марксистской теорией познания.

Понять законы познания можно, только рассматривая его в развитии, в становлении, в борьбе внутренне противоречивых тенденций. Как и всякий процесс развития, познание подчиняется всеобщим законам, открытым материалистической диалектикой. Диалектика, писал Ленин, — это и есть теория познания марксизма. Диалектический подход к проблемам познания отличает марксистскую теорию познания от всех учений, развивавшихся материалистами до Маркса.

Наши рекомендации