Общие основы экономической теории

МИКРОЭКОНОМИКА

Учебное пособие

САМАРА 2014

УДК 330(07)

ББК 65.01

М-64

Микроэкономика. Учебное пособие / Составитель Нестерова С.И. – Самара, МИР, 2014. - 50 с.

Учебное пособие по курсу «Микроэкономика» содержит введение, краткое содержание курса, вопросы для проверки знаний, заключение и список рекомендованной литературы.

Пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по всем профилям направления 38.03.01 «Экономика» всех форм обучения.

Рецензенты: к.э.н., доц. В.В. Баранова; к.э.н., доц. Е.В. Мюллер

Печатается по решению

Учебно-методического совета

Международного института рынка

© Международный институт рынка, 2014

© Составление Нестерова С.И., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 3

ВВЕДЕНИЕ. 4

1.ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.. 6

1.1.Предмет и функции экономической теории. 6

1.2.Центральные проблемы хозяйственной деятельности и способы их разрешения в разных экономических системах. 8

2.ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА.. 10

2.1.Потребности. 10

2.2.Экономические блага и их классификация. 11

2.3.Факторы производства. 12

2.4.Производственные возможности и их границы. Проблема экономического выбора 13

3.РЫНОК.. 16

3.1.Рынок, его характерные особенности и функции. 16

3.2.Рыночная конкуренция. Рыночные структуры.. 17

4.СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 20

4.1.Спрос: его факторы и закон. 20

4.2.Предложение: факторы предложения, закон. 22

4.3.Понятие эластичности, эластичность спроса. 24

4.4.Эластичность предложения. 25

5.ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.. 28

5.1.Потребление и полезность. Закон убывающей предельной полезности. 28

5.2.Потребительский выбор. Равновесие потребителя. 29

5.3.Кривая безразличия. Норма субституции. 30

5.4.Бюджетные линии. 32

6.ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА.. 34

6.1.Производственная функция. Теория предельного продукта. 34

6.2.Изокванта. 35

6.3.Изокоста. 37

7.ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 38

7.1.Издержки и их виды.. 38

7.2.Закон убывающей отдачи. 41

7.3.Издержки предприятия в долгосрочном периоде. 41

7.4.Доход и прибыль предприятия. 43

8.СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 48

ВВЕДЕНИЕ

Микроэкономика является составной частью экономической теории, изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности. Другими словами, микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. Ее составными проблемами являются:

цены, объемы выпуска и потребления конкретных благ;

состояние отдельных рынков;

распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов, и принятие решений отдельными агентами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

принятие экономическими агентами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

проблема выбора одного из альтернативных вариантов. Ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

экономический атомизм, означающий, что микроэкономика делает акцент на поведении экономических агентов, принимающих и реализующих свои решения в процессе экономической деятельности;

экономический рационализм, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат; сравнение их в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Главная задача экономических агентов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает сделать выбор с целью решения следующих вопросов:

что производить и в каком объеме;

каким образом производить избранные виды благ;

кто получает то, что произведено;

какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики рассматриваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение (в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях). Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширил объект микроэкономики.

Объект микроэкономики - это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами микроэкономики являются: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими факторами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономикапредлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос, что должно быть.

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.

Потребности

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества.

В течение каждых десяти лет количество видов потребительских благ удваивается. Эта историческая закономерность называется законом возвышения потребностей.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (пища, одежда, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (досуг, культура, спорт). Продукты, предназначенные для удовлетворения потребностей, делят на предметы первой необходимости и предметы роскоши.

Это деление условно. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с благами, удовлетворяют наши потребности (автосервис, парикмахерские, юридическая консультация и т.д.). Многие блага и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина, пылесос и др.

В состав материальных включаются также потребности предприятий, правительственных учреждений. Частным предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, складские помещения и многое другое для производственных целей. Обществу для удовлетворения коллективных потребностей граждан необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника и т.д.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух аксиомах. Первая аксиома: потребности общества – безграничны. Вторая аксиома: ресурсы общества, необходимые для производства благ, – ограничены.

Отмеченное противоречие разрешается путем выбора.

Факторы производства

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:

1) трудовые ресурсы, или труд;

2) инвестиционные ресурсы, или капитал;

3) природные ресурсы, или земля;

4) предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

5) информация; специфической формой информации является технология.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ (здания, сооружения, станки, оборудование). Ошибочное мнение, что акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

– организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

– принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

– рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

– быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе.

РЫНОК

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Спрос: его факторы и закон

Функционирование рынка и экономики в целом обеспечи­вается уравновешенными отношениями купли-продажи. В свя­зи с этим на рынке действуют покупатели и продавцы как самостоятельные экономические субъекты. Продавцы реали­зуют готовую продукцию, услуги, полуфабрикаты и пр., а поку­патели предъявляют на все это спрос.

Спрос— это экономическая категория, показывающая стремление покупателя к приобретению нужной ему продук­ции с учетом текущего процесса ценообразования и прочих экономических показателей. В роли товара могут выступать любые предметы производства в зависимости от его специа­лизации: продукты, ткани, услуги, идеи и все то, что может быть оценено экономическими субъектами как благо, имею­щее высокую полезность.

Эластичность предложения

Предложениепредставляет собой экономическую катего­рию, которая показывает, какой объем товаров, работ, услуг производитель или иная посредническая организация готовы поставить на рынок для продажи по определенным ценам.

Эластичность предложе­ния — это гибкость предложе­ния, его возможность максимально быстро и точно реагиро­вать на любые изменения внешней среды и ее показателей.

Эластичность предложения показывает, насколько мас­штаб производства и, как следствие, объем готовой продукции зависимы от таких рыночных факторов, как цена, в том числе, цена на товары-комплименты и субституты. Иными словами, данный показатель определяет способность производителя наращивать или урезать масштабы производства в зависимости от сложившейся на рынке экономической ситуации.

1. Ценовая эластичностьпоказывает зависимость предложения от цены:

общие основы экономической теории - student2.ru ,

где Q — количество предлагаемого производителем блага;

Р — цена, по которой данное благо реализуется на рынке;

ΔQ и ΔP — это соответствующие изменения в цене и, как следствие, объеме продаж.

Формула может иметь другой вид:

ЕРS = %∆Q/ ∆%P,

где %∆Q - процентное изменение количества спрашиваемой продукции,

∆%P - процентное изменение цены.

Выделяют эластичное предложение (Е > 1), неэластичное предложение (Е < 1) и единичную эластичность (Е = 1).

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособится к данному изменению цены. Чем продолжительнее данное время, тем больше изменится объем производства и тем эластичнее предложение.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты выделяют 3 периода:

- Кратчайший временной период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Здесь предложение будет абсолютно неэластичным (кривая S). Продавец реализует все, что привез на рынок, независимо от уровня цен.

- Короткий период. В его пределах производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства и предложения товара на рынке может быть изменен за счет изменения интенсивности использования оборудования. Предложение поэтому оказывается более эластичным.

- Долговременный период достаточно продолжителен, чтобы фирмы сумели принять все меры по приспособлению к меняющемуся спросу и цене. Отдельные фирмы за это время могут расширить ПМ, новые фирмы могут войти в состав отрасли (а старые выйти из нее). Такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, т.е. еще более эластичное предложение.

2. При перекрестной эластичностивсе зависит от того, чем являются товары по отношению друг к другу. Товары-субсти­туты — товары, по своим функциям приблизительно одинако­вые, но различающиеся отдельными категориями, например ценой. Такие товары способны в случае чего заменить друг друга. При росте цены на масло производитель сократит про­изводство маргарина, тем самым, увеличив предложение мас­ла. Такое действие поможет ему получить больший доход, и воз­можно — сверхприбыли. Товары-комплементы взаимно дополняют друг друга, т. е. пользование одним благом невоз­можно без потребления и другого. Если, к примеру, цена на бензин вырастет, производитель автоматически повысит предложение на автомобили, что позволит ему опять-таки выиграть в прибыли:

общие основы экономической теории - student2.ru ,

где QA — объем производства блага А;

PB — цена на единицу блага В;

ΔQA и ΔPB — изменения в цене и количестве товара.

Теория эластичности имеет большое значение при плани­ровании предпринимательской деятельности. Чтобы увели­чить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффици­ент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.

Рыночное равновесие— состояние рынка, при котором желание фирм производить совпадает с потреби­тельским выбором и желанием покупателя приобрести опреде­ленный набор благ. Иными словами, такая рыночная ситуация характеризуется абсолютным совпадением всех экономических интересов, которые определяют поведение каждого субъекта рыночных отношений: производителей, покупателей и посред­ников. Соответственно, равновесная цена— цена, установив­шаяся в результате совпадения спроса и предложения, т. е. цены, устраивающие всех экономических субъектов. Это не что иное как минимальная цена, по которой производитель готов продать данный товар, и максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить за покупку.

Вопросы для самоконтроля:

1. Спрос: понятие, ценовые и неценовые факторы. Закон спроса.

2. Предложение: понятие, ценовые и неценовые факторы. Закон предложения.

3. Товары-субституты и товары-комплименты.

4. Эластичность: виды и факторы.

5. Кратчайший, короткий и долгосрочный периоды.

Бюджетные линии

Потребитель может предпочесть только такие товары, которые удовлетворяют следующему требованию: общие расходы на них не превышают сумму денег, находящуюся в распоряжении потребителя.

Когда выбор осуществляется из двух товаров (например, А и В), потребитель может приобрести любой набор товаров, который удовлетворяет следующему условию:

общие основы экономической теории - student2.ru ,

где А и В – количество данных товаров;

РА и РВ – цены товаров А и В;

М – доход потребителя.

Если представить это бюджетное ограничение графически, то можно получить бюджетную линию.

Бюджетная линия – это различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах.

Наклон бюджетной линии определяется отношением цены блага В к цене блага А.

Пусть X и Y то количество продукта, которое хотят приобрести покупатели. При этом цены на продукты равны Px и Py соответствено, а I – номинальный доход потребителя (величина постоянная). Тогда уравнение бюджетной линии:

общие основы экономической теории - student2.ru .

Поведение бюджетной линии,исходя из следующих ситуаций:

1) если цены на продукты Х и Y постоянны, а номинальный доход растет, то бюджетная линия переместится вверх параллельно первоначальной линии;

2) если номинальный доход постоянен, а цены на продукты Х и Y упали, то бюджетная линия переместится вверх параллельно первоначальной, т.к. реальный доход вырос;

3) если номинальный доход и цена на продукт Y постоянны, а цена на продукт Х падает, то спрос на продукт Y не изменится, а на продукт Х возрастёт.

Таким образом, оптимальный выбор потребителя зависит от следующих факторов:

1) степени предпочтения потребителя;

2) цен на продукты;

3) дохода, т.е. бюджетного ограничения.

Совместив кривые безразличия и бюджетную линию, можно ответить на вопрос: какую комбинацию товаров выберет потребитель (рис. 3).

общие основы экономической теории - student2.ru

Рисунок 3 - График максимизации потребностей потребителя

Потребитель не выбирает точки M и N, ибо они лежат на кривой безразличия С, находящейся ниже кривой D, а потому приносят меньше удовлетворения. С кривой безразличия Е бюджетная линия не имеет общих точек. Поэтому можно сделать вывод, что в своем выборе потребитель остановится на точке, где бюджетная линия является касательной к кривой безразличия D. В точки K достигается максимум полезности для потребителя. Другие иные точки либо уступают ей по уровню полезности, либо недостижимы при имеющемся бюджете. Именно в этой точке достигается максимально возможное удовлетворение потребителя при полном использовании его дохода.

Таким образом, условие равновесия потребителя можно записать следующим образом:

общие основы экономической теории - student2.ru .

Вопросы для самоконтроля:

1. Потребление и его виды.

2. Полезность: сущности и виды.

3. Первый и второй законы Госсена.

4. Кривые безразличия: сущность, вид. Свойства кривых безразличия на карте кривых безразличия.

5. Предельная норма субституции: сущность, расчет.

6. Бюджетная линия: сущность, уравнение, поведение.

7. Факторы, влияющие на выбор потребителя. Условие равновесия потребителя.

ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Изокванта

Для простоты анализа, как и прежде, будем полагать, что:

исследуемая функция производства зависит от двух факторов: труда и капитала и является частным случаем функции Кобба-Дугласа и имеет вид общие основы экономической теории - student2.ru ;

факторы производства в определенных пределах будут взаимозаменяемыми;

технология производства в течение всего рассматриваемого периода не меняется.

Представим в виде таблицы данную функцию для значений общие основы экономической теории - student2.ru и общие основы экономической теории - student2.ru от 1 до 4.

  К
L

Как видно из таблицы, существует несколько комбинаций труда и капитала, обеспечивающих в определенных пределах заданный объем выпуска. Например, общие основы экономической теории - student2.ru можно получить, используя комбинацию (1,4), (4,1) и (2,2).

Если отложить по горизонтальной оси количество единиц труда, а по вертикальной — количество единиц капитала, затем обозначить точки, в которых фирма выпускает один и тот же объем, то получится кривая, представленная на рисунке 4 и называемая изоквантой.

Каждая точка изокванты соответствует комбинации ресурсов, при которой фирма выпускает заданный объем продукции.

Набор изоквант, характеризующий данную производственную функцию, называется картой изоквант.

общие основы экономической теории - student2.ru

Рисунок 4. Карта изоквант

Свойства стандартных изоквант аналогичны характеристикам кривых безразличия:

1) Изокванта, так же как и кривая безразличия, является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.

2) Для любого заданного объема выпуска может быть проведена своя изокванта, отражающая различные комбинации экономических ресурсов, обеспечивающих производителю одинаковый объем производства (изокванты, описывающие данную производственную функцию, никогда не пересекаются).

3) Изокванты не имеют участков возрастания (Если бы участок возрастания существовал, то при движении вдоль него увеличивалось бы количество как первого, так и второго ресурса).

Предельная норма технологического замещения одного ресурса на другой (например, труда на капитал) показывает степень замещения труда капиталом, при котором объем выпуска остается неизменным.

Алгебраическое выражение, показывающее степень, в которой производитель готов сократить количество капитала в обмен на увеличение труда, достаточную для сохранения прежнего объема выпуска имеет вид:

общие основы экономической теории - student2.ru ,

где общие основы экономической теории - student2.ru - предельная норма технологического замещения трудом капитала;

общие основы экономической теории - student2.ru К – величина сокращения капитала;

общие основы экономической теории - student2.ru - величина прироста труда.

Аналогично можно найти предельную норму технологического замещения труда капиталом:

общие основы экономической теории - student2.ru .

Предельная норма технологического замещения непосредственно связана с предельными продуктами факторов:

общие основы экономической теории - student2.ru .

Изокоста

Изокоста – это линия, отражающая различные сочетания затрат двух ресурсов, при которых совокупные издержки производства не изменяются.

Бюджетное ограничение производителя может быть записано в виде неравенства:

общие основы экономической теории - student2.ru ,

где Pk, Pl - цена капитала и труда;

K, L — количество капитала и труда;

общие основы экономической теории - student2.ru — совокупные расходы (издержки) фирмы на приобретение ресурсов.

Если производитель полностью расходует свои средства на приобретение данных ресурсов, то мы получаем равенство:

общие основы экономической теории - student2.ru

или

общие основы экономической теории - student2.ru .

Полученное уравнение называют уравнением изокосты.

Стремление фирмы к эффективному производству побуждает ее к достижению максимально возможной выработки при заданных затратах на ресурсы, или, что же самое, к минимизации издержек при производстве заданного объема выпуска.

Комбинация ресурсов, обеспечивающая минимальный уровень совокупных издержек фирмы, называется оптимальной и лежит в точке касания линий изокосты и изокванты (рис. 5).

общие основы экономической теории - student2.ru

Рисунок 5. Оптимальная комбинация ресурсов

Американские экономисты Дуглас и Солоу выявили, что увеличение затрат труда на 1% обеспечивает 3/4 прироста выпущенной продукции, а увеличение затрат капитала на 1% дает возможность увеличить на 1/4 количество выпущенной продукции.

Эти индексы (3/4 и 1/4) были названы агрегатными, а зависимость между выпуском продукции и факторами производства вошла в жизнь под названием агрегатной функции производства, которая позволяет утверждать, что вложения в человеческий капитал, дают больший эффект в увеличении производства, чем рост средств производства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие производственной функции.

2. Общий, средний, предельный продукты.

3. Изокванта: понятие, график. Свойства стандартный изоквант.

4. Изокоста: понятие, график.

5. Оптимальная комбинация ресурсов.

Издержки и их виды

Издержки – это расходы предприятия в денежной (стоимостной) форме на приобретение различных экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых средств) с целью использования их в процессе производства и сбыта товаров.

Бухгалтерские издержки - денежное выражение затрат по использованию производственных факторов, в результате которых осуществляется производство (индивидуальные производственные издержки) и продажа (реализация) продукции (издержки обращения).

Бухгалтерские издержки включают в себя:

1) материальные затраты (оплата сырья, материалов, топлива, энергии покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов);

2) затраты на оплату труда (заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами);

3) отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ и т.д.);

4) амортизация (отчисления по установленным законодательством нормам, отражающие износ основного капитала);

5) прочие затраты (проценты за кредит, арендные платежи, налоги и сборы, включаемые в издержки производства, и др.)

Следовательно, бухгалтерские издержки – это затраты предприятия на приобретение ресурсов со стороны.

Их называют явными, или внешними, издержками.

Однако сумма издержек, если в них включать только бухгалтерские издержки, может быть заниженной. Для более точной картины деятельности предприятия в издержки следует включать не только явные (бухгалтерские), но и неявные. Неявными называются внутренние издержки использования ресурсов, являющихся собственностью предприятия. Например, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их на депозит в банк и получать ссудный процент.

Сумма явных (внешних) и неявных (внутренних) издержек составляет экономические издержки, которые имеют определяющее значение для оценки деятельности предприятия.

По отношению к объему производства все издержки можно разделить на постоянные и переменные.

Издержки, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными издержками предприятия (FC). Например, арендная плата, страховые взносы, амортизационные отчисления.

Издержки, размеры которых напрямую зависят от объема производства, называются переменными (VC). Сюда можно отнести затраты на сырье и материалы, заработную плату основных рабочих.

В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие, или валовые, издержки (рис. 6):

ТС = VC + FC.

общие основы экономической теории - student2.ru

Рисунок 6. Постоянные, переменные и валовые издержки

Для предпринимателя представляет интерес не только общая сумма издержек производимых им товаров или услуг, но и средние издержки, т.е. издержки предприятия на единицу производимой продукции. При определении прибыльности или убыточности производства средние издержки сравниваются с ценой.

Средние издержки (AC) рассчитываются путем деления издержек на объем произведенной продукции. Таким образом, можно рассчитать средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC) и средние валовые (ATC) издержки (рис. 7 - 9):

общие основы экономической теории - student2.ru ;

общие основы экономической теории - student2.ru ;

общие основы экономической теории - student2.ru .

общие основы экономической теории - student2.ru общие основы экономической теории - student2.ru общие основы экономической теории - student2.ru
Рисунок 7. Средние постоянные издержки Рисунок 8. Средние переменные издержки Рисунок 9. Средние общие издержки

Предельные издержки (MC) – это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Это отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции (рис. 10):

общие основы экономической теории - student2.ru ,

где МС – предельные издержки;

ΔVC – прирост переменных издержек;

ΔQ – прирост объема производства.

Предельные издержки можно получить и путем разности между переменными издержками производства n + 1 единиц и переменными издержками производства n единиц продукта:

MC = VCn + 1 – VCn.

Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести предприятию в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки – это та величина, которую предприятие может контролировать.

общие основы экономической теории - student2.ru

Рисунок 10. Предельные издержки

Кривая МС пересекает кривую АТС и АVC в точках минимальных значений средних валовых и средних переменных издержек (рис. 11).

общие основы экономической теории - student2.ru

Рисунок 11. Семейство кривых издержек предприятия

Закон убывающей отдачи

Факторы производства должны использоваться предприятием с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи (возрастающих затрат).

В соответствии с этим законом, непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Данный закон действует при неизменном технологическом уровне производства. Переход к более прогрессивной технологии повышает отдачу ресурсов независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.

Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях. При постепенном введении в производство дополнительных единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растет, а затем ее прирост начинает снижаться.

Допустим, что предприятие в своей деятельности использует только один переменный ресурс – труд, отдачей которого является производительность. По мере загрузки оборудования за счет постепенного увеличения числа нанимаемых рабочих выпуск продукции быстро возрастает. Затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если продолжать нанимать рабочих и дальше, то они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов, рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

Доход и прибыль предприятия

Итогом хозяйственной деятельности предприятия выступает его доход. Доход – определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства и реализации товаров и услуг за определенный период времени.

Доход предприятия имеет три разновидности: валовой, средний и предельный.

Валовой доход (TR) – это общая сумма денежной выручки, полученная предприятием в результате реализации произведенной продукции:

TR = PQ,

где P – цена реализации единицы продукции;

Q – количество единиц произведенной и реализованной продукции.

Средний доход (AR) - это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции:

AR = TR / Q.

Данный показатель применяется при изменяющихся ценах в течение какого-то периода времени или когда ассортимент продукции состоит из нескольких товаров и услуг.

В случае стабильности цены на рынке величина среднего дохода равна цене: AR = P.

Предельный доход (MR) представляет собой приращение валового дохода, полученное в результате реализации дополнительной единицы продукции:

MR = ΔTR / ΔQ.

В общем виде прибыль – это разность между общей выручкой от реализации продукции и суммарными издержками.

Разность между выручкой и бухгалтерскими (явными) издержками образует бухгалтерскую прибыль.

Разность между выручкой и экономическими (явными и неявными) издержками есть экономическая прибыль.

Поскольку явные издержки совпадают с бухгалтерскими, правомерно считать, что бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных издержек. Критерием успеха предприятия является не бухгалтерская, а экономическая прибыль. Если бухгалтерские (явные) издержки превышают доход, то отрицательную прибыль называют убытками предприятия.

Экономическая теория выделяет также нормальную прибыль. Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) появляется в том случае, когда общая выручка равна общим (явным и неявным) издержкам. Данная прибыль есть минимальная плата за удержание предпринима

Наши рекомендации