Понятие конкуренции, особенности развития различных видов конкуренции. Совершенная конкуренция
Конкуренция– соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она существует всегда и везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов.
Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Рассмотрим положительные стороны конкуренции. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.
В то же время конкуренция имеет и негативные стороны. Она обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма.
Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка
Выделяют следующие функции конкуренции:
- выявление или установление рыночной стоимости товара;
- выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
- регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Существуют несколько видов конкуренции. В условиях рынка различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественная стоимость товаров, которая устанавливается в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке называется рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает влияние спрос и предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости и наоборот.
Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях, она в тоже время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели
Межотраслевая конкуренция – это борьба между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, за сферы приложения капитала, перераспределения прибыли.
Поскольку на норму прибыли влияют разные обьективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый
предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал называется средней прибылью. Она зависит, во- первых от уровня средней нормы прибыли и, во- вторых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль определяется как произведение средней нормы прибыли на величину авансированного капитала.
Образование средней нормы прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли .
Превращение прибыли в среднюю прибыль приводить к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал.
Таблица 10 – Особенности внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции
Признаки | Внутриотраслевая конкуренция | Межотраслевая конкуренция |
Субъекты | предприятия одной отрасли | предприятия разных отраслей |
Объекты | лучшие условия производства и сбыта | сферы наиболее прибыльного вложения капитала |
Предпосылки | различие индивидуальной стоимости однородных товаров | различие нормы прибыли в отраслях экономики |
Результат | рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары | средняя прибыль и цена производства |
Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг. При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Основное условие успешной конкурентной борьбы с помощью цен – это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости продукции.
Механизм ценовой конкуренции следующий. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных цен. Конкуренты не могут последовать за ней, они не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. В случае, когда экономическая мощь конкурентов одинаковая, применяется маневрирование ценами. Оно заключается в предоставлении покупателям различных скидок, снижении цен на продукцию, установление на товары разного качества одинаковой цены или их сближении.
Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Методы неценовой конкуренции разделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту – это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продуктов нового ассортимента и качества при сохранении цены.
Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, ПР, мерчендайзинг, обслуживание клиентов.
Добросовестная конкуренция основана на законе и этических принципах. Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила:
- распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.
Условия, в которых протекает конкуренция, называются рыночной структурой.
Таблица 11 – Характеристика рыночных структур
Характерная черта | Рынок совершенной конкуренции | Рынок несовершенной конкуренции | ||
Чистая монополия | Монополисти− ческая конкуренция | Олигополия | ||
Количество и размеры фирм | множество мелких фирм | одна крупная фирма | множество мелких фирм | несколько крупных фирм |
Характер продукции | стандартизированный (абсолютные субституты) | уникальный | дифференци-рованный | стандартизиро− ванный и дифференциро− ванный |
Условия входа и выхода | никаких затруднений | непреодолимые барьеры на входе | никаких затруднений | существенные препятствия |
Контроль над ценами | нет | полный | ограниченный | ограничен взаимозависи− мостью |
Неценовая конкуренция | нет | создание благоприятного имиджа | реклама, торговые знаки, торговые марки | в основном |
Доступность рыночной информации | абсолютная | ограниченная | абсолютная | ограниченная |
Самостоятельность политики | полная | полная | полная | ограничена |
Способ регулирования рынка | совершенствование рыночной инфраструктуры | установление цен (тарифов); ограничение уровня прибыли; определение набора услуг | налогообложение продукции и прибыли | налогообложение продукции и прибыли; законодательные меры |
Типичная отрасль | сельское хозяйство | местные предприятия общественного пользования | розничная торговля, легкая промышленность | металлургия, автомобилестро−ение, электротехника |