Глава 1. предмет и метод экономической теории

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

Е.Б. Ермишина

Т.В. Долгова

МИКРОЭКОНОМИКА»

Учебное пособие

для бакалавров направления подготовки «Экономика»

Краснодар, 2017

УДК 330.1

ББК 65.012.1

М59

Рецензенты:

профессор кафедры экономики и финансов

Краснодарского филиала Финансового университета

при Правительстве РФ,

доктор экономических наук, профессор

С.И. Берлин

профессор кафедры экономики

ЧОУ ВО Южный институт менеджмента,

доктор экономических наук, профессор

З.М. Хашева

Микроэкономика [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавров направления подготовки «Экономика» / сост. Е.Б. Ермишина, Т.В. Долгова; Частное образовательное учреждение высшего образования ЮИМ. — Электрон. дан. и прогр. ( Мб). — Краснодар : Изд-во ЮИМ; Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. ― Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/. — Загл. с титул. экрана.

В учебном пособие рассматриваются вопросы микроэкономики, даются основные понятия, категории и законы развития экономики на микроуровне экономики. В учебном пособии предлагаются рекомендации к проведению семинарских занятий. Для студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения направления подготовки «Экономика».

Рекомендовано к изданию научно–методическим советом ЮИМ (протокол № от)

Учебное электронное издание

© ЧОУ ВО ЮИМ, 2017

© Оригинал-макет, оформление.

ООО «Ай Пи Эр Медиа», 2017

УДК 330.1

ББК 65.012.1

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение…………………………………………..………………..  
Глава 1 Предмет и метод экономической теории……..................
Глава 2 Общие проблемы экономического развития……………
Глава 3 Основы рыночного хозяйства……………………………
Глава 4 Рынок и механизм его функционирования......................
Глава 5 Теория конкуренции и монополии………......................
Глава 6 Издержки производства и их оптимизации…..................
Глава 7 Рынок ресурсов. Особенности ценообразования на рынках ресурсов………………………………………………...  
Глава 8 Факторы производства и доходы в рыночной экономике…………………………………………………………...  
Глава 9 Теория деятельности фирмы…………………………….
Экзаменационные вопросы………………………………………..
Тематика курсовых работ…………………..……………………
Глоссарий ………………………………………….......................


ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие представляет собой краткое изложение одной из важнейших экономических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях – микроэкономики.

Целью курса «Микроэкономика» является формирование у студентов представления о закономерностях развития экономики, что позволит им правильно ориентироваться в решении практических проблем производства, ставить и решать задачи, связанные с их профессиональной деятель­ностью, с учетом экономической целесообразности.

Студент, завершающий изучение дисциплины должен:

- обладать знаниями основ экономики, позволяющими им правильно ориентироваться в экономических ситуаци­ях, знать ключевые понятия рыночной экономики (спрос, пред­ложение, цена, конкуренция, издержки производства, рынки факторов производства, предпринимательство и т.д.);

- понимать сущность проводимой государством экономической политики;

- уметь грамотно разъяснять основные экономические события в своей стране и за рубежом;

- владеть навыками экономического анализа и обоснование при­нимаемых ими организационно-управленческих решений.

По своему содержанию предлагаемый курс охватывает начала системы знаний об основных категориях и законах экономической теории, учитывает существующие подходы экономической науки к формированию экономического мышления, определяемого экономической действительностью общества.

Изложение материала систематизировано и сопровождается необходимым иллюстративным материалом, глоссарием.

В пособии представлены рекомендации по самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа студента над курсом должна начинаться со знакомства с предметом, задачами и методами исследования науки, выявления черт, присущих дисциплине.

Необходимо, прежде всего, осознать, что история экономической мысли уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с культурными национальными традициями народов, населяющих землю.

У студента после изучения курса должно быть ясное представление о модели функционирования рынка и фирмы в условиях конкуренции, понимание сути экономических законов в практике рыночной экономики.

Студент должен научиться самостоятельно давать квалифицированную оценку экономическим микроэкономическим явлениям. Особое внимание должно быть акцентировано на процессе возникновения и функционирования частного капитала и различных регулирующих институтов.

Завершающим этапом самостоятельной работы должны стать прочные навыки компетентных и квалифицированных суждений об экономической жизни общества и основных направлениях решения глобальных проблем хозяйственной жизни общества.

Рекомендации к проведению семинарского занятия

Самостоятельная работа

Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.

Для этого необходимо изучить основныеэкономические понятия:

микроэкономика, макроэкономика, предмет экономической теории, проблема выбора, позитивный анализ, нормативный анализ, структура экономической системы, индукция и дедукция, анализ и синтез, производительные силы, производственные отношения, воспроизводство, простое воспроизводство, расширенное воспроизводство, производство, потребление, формационный подход, цивилизационный подход, доиндустриальный период, индустриальный период, постиндустриальный период, функции экономической теории.

Особое внимание необходимо уделить факторам, определяющим развитие экономической мысли, и на основе этого классифицировать экономические учения.

Самостоятельная работа по написанию докладов и рефератов позволяет студенту расширить знания данной темы на основе изучения дополнительной литературы. Доклад или реферат должны быть сообщениями о прочитанной литературе, в которой студент выделил и проанализировал основные положения.

Темы рефератов и докладов

1. Задачи микроэкономики и методы их решения.

2. Роль экономической теории в условиях перестройки экономической системы, формирования рыночной экономики.

3. «Экономикс» и история экономических учений.

Предложенные вопросы, рефераты и доклады обсуждаются на семинарских занятиях

Тестовый контроль

1.Какое из перечисленных ниже положений не имеет отношения к предмету экономической теории?

а) редкость благ;

б) максимальное удовлетворение потребностей;

в) эффективное использование ресурсов;

г) неограниченные производственные ресурсы.

2. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большому потреблению бензина;

б) цены на хлеб должны быть низкими;

в) бедные не должны платить налоги;

г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;

д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;

е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;

ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.

3. Экономическая теория:

а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;

б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами;

в) не является наукой;

г) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитие экономики.

4. Метод абстракции означает:

а) выделение в явлении наиболее важных характерных свойств и признаков;

б) отвлечением от менее важных или случайных, переходящих свойств и признаков;

в) то и другое вместе.

5. Элементами экономической системы общества являются:

а) предприятия, отрасли, группы отраслей, сферы производства;

б) производство благ и производство услуг;

в) материальное и нематериальное производство;

г) производительные силы и производственные отношения.

Контрольные вопросы

1. Что нового по сравнению с классиками внесли в науку представители неоклассического направления?

2. В чем сходство и отличие позитивной и нормативной микроэкономики?

3. Что является предметом экономической науки?

4. Как микроэкономика способствует реализации целей общества и конкретной фирмы?

5. Как связаны между собой фазы воспроизводства?

6. Какие подходы к изучению экономики существуют?

Рекомендации к проведению семинарского занятия

Самостоятельная работа

Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.

Для этого необходимо изучить основные экономические понятия:

потребности, благо, закон возвышающихся потребностей, закон Энгеля, виды потребностей, ресурсы производства, факторы производства, доходы факторов производства, труд, земля, капитал, закон экономики ограниченных ресурсов, экономическая система, многоукладность экономики, личный интерес, свобода выбора предпринимательства, частная собственность, система рынков и цен, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, командная экономика, традиционная экономика, смешанная экономика, рыночная экономика.

Самостоятельная работа направлена на изучение особенностей развития экономики Краснодарского края: наличия природных ресурсов, эффективного их использования для удовлетворения безграничных потребностей, размещения противоречий экономического развития. Самостоятельная работа включает написание рефератов и докладов по следующим темам:

Темы рефератов и докладов

1. Проблема ограниченности природных ресурсов и пути их рационального использования

2. Создание рыночной экономики в России: пути и особенности

3. Рыночная экономика Краснодарского Края и особенности ее развития

Решение задач:

Задача 1. Численность занятых увеличилась в 2,9 раза, а объем выпускаемой продукции – в 24 раза. Определите, какая часть прироста продукции была получена за счет увеличения занятости, а какая – за счет повышения производительности труда.

Задача 2. Число рабочих на предприятии сократилось н а20 %, а выпуск продукции удвоился. Определите изменение производительности труда.

Задача 3. Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в другой город. До места назначения можно добраться – самолетом или поездом. Стоимость билета: на самолет – 100 у.е., на поезд 50 у.е. Время нахождения в пути на самолете – 2 часа, на поезде – 15 часов. Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 5 у.е. в час?

Задача 4. Условная экономическая система производит две группы продукции: А и В. Средние затраты времени на изготовление 1 ед. продукции группы А составляют 100 часов, группы В – 40 часов. Рассчитайте альтернативные затраты на производство единицы продукции группы А.

Задача 5. Фермер может выращивать картофель и пшеницу. Если он засеет все поле картофелем, то соберет 400 т, а если пшеницей – то 100 т. Какова альтернативная стоимость 1 т пшеницы?

Тестовый контроль

1. Разграничьте средства и предметы труда:

а) Инструменты, механизмы, машины, автоматы

б) Полезные ископаемые, данные природой

в) Трубы, сосуды, бочки, цистерны

г) Здания, дороги, каналы

д) Сырье, поступающее в дальнейшую обработку

2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потреб­ности:

а) Одежда

б) Ремонт автомобиля

в) Участие в городском субботнике

г) Консультации юриста

д) Жилье

е) Потребность фирмы в автотранспорте
з) Благотворительность

и) Удаление аппендикса

к) Посещение филармонических концертов

л) Посещение лекций по архитектуре города

3. Три основных фактора производства - это труд, земля (природ­ные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из ни­жеперечисленных групп включает в себя все три составляю­щие:

а) Воздух, ученые, автомобили

б) Предпринимателя, деньги, рента

в) Рабочие, станки, здания

г) Нефть, газопровод, ювелирные изделия

4. Потребности это:

а) Отношения потребителя и продавца

б) Желание, необходимость иметь что-либо

в) Покупательная способность

5. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется:

а) Ограниченностью ресурсов

б) Падением эффективности

в) Существованием вмененных издержек

Контрольные вопросы

1. Как формулируются закон (принцип) возвышения потребностей и закон Энгеля?

2. Перечислите известные вам экономические ресурсы.

3. Какие последствия вытекают из сочетания безграничности потребностей и ограниченности ресурсов?

4. Что дает предпринимателю такое свойство экономических ресурсов, как их взаимозаменяемость (альтернативность)?

5. Объясните, что демонстрирует кривая производственных возможностей?

6. В чем смысл закона возрастания альтернативных издержек?

Рекомендации к проведению семинарского занятия

Самостоятельная работа

Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.

Для этого необходимо изучить основные экономические понятия:

товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, закон стоимости, цена, полезность, предельная полезность, общая полезность, натуральное хозяйство, простое товарное производство, капиталистическое товарное производство, общественное разделение труда, экономическое обособление производителей, собственность, формы собственности, деньги, бартер, средство обмена, мера стоимости, средство платежа, ликвидность денег.

Самостоятельная работа состоит в написании рефератов по предлагаемым темам:

Темы рефератов и докладов

1. Формы собственности, их возникновение и развитие в России

2. Коллективная собственность и ее роль в современной рыночной экономике

3. Виды денег и их эволюция

4. Неоклассическое направление и его эволюция на рубеже XIX и XX веков

Студент должен обосновать свой взгляд в выборе темы, цель ее изучения, актуальность. Особо следует рассмотреть суть проблемы и пути ее реализации. В качестве заключения необходимо сделать выводы, возможные перспективы развития. При написании реферата пользоваться рекомендуемой по данной теме литературой.

Решение задач

Задача 1. Общественная потребность в товаре обеспечивается тремя группами производителей. Первая группа изготавливает 10 тыс. изделий, затрачивая на каждое 2 часа труда, вторая - соответственно 60 тыс. и 3 часа, третья - 30 тыс. и 4 часа. Рассчитайте величину стоимости товара.

Задача 2. Как будут соотноситься стоимости сапог и топоров, созданных сапожником и кузнецом за равный по продолжительности рабочий день, если труд первого в 3 раза сложнее труда второго?

Задача 3. Предприниматели продают на рынке одинаковый товар. Определите доход предпринимателей, если известно, что объем произведенной продукции каждого предпринимателя составил: 1000 шт., 400 шт.,200 шт., а индивидуальные затраты на единицу продукции составили: 2 ден. ед., 3 ден. ед., 8 ден.ед. Определите по какой цене будут продавать товар, объясните результаты деятельности каждого предпринимателя.

Задача 4. Допустим, что сумма цен товаров подлежащих реализации, составляет $120 млрд, сделки в кредит составляют $20 млрд., срочные платежи – $70 млрд, взаимопогашающиеся платежи $30 млрд. Каждая денежная единица делает за год в среднем 7 оборотов. Государство выпустило в обращение 25 млрд бумажных долларов. К каким последствиям приведет выпуск такого количества денег?

Тестовый контроль

Теория спроса и предложения

Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга влияние.

Цены влияют на производителей, побуждая их увеличивать или уменьшать выпуск товаров. Рост цен привлекает новых производителей, и наоборот, падение цен выталкивает часть производителей с рынка. Экономисты называют такое влияние цен функцией мотивации производства.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Если вы хотите купить музыкальный диск, но не можете себе этого позволить по финансовым сбережениям, то экономисты назовут это желанием, а не спросом. А если у вас есть деньги и готовность истратить их именно на музыкальный диск, то ваше желание превращается в спрос.

При этом спрос и величина спроса – это не одно и тоже. Величина спроса будет определяться уровнем цены на товар, для чего принято строить шкалу спроса, т. е. таблицу, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам.

Определяя величину спроса, мы берем в расчет определенное время и место. Если бы измерение проводилось в другой стране или в другое время, то величина спроса изменилась бы.

Поэтому величина спроса - количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Зависимость между ценой (P) и величиной спроса (Q) можно изобразить графически, она будет иметь вид кривой спроса D (рис. 2).

глава 1. предмет и метод экономической теории - student2.ru

Рис.2 - Кривая спроса

Закон спроса описывает ограничивающий эффект цен. Он утверждает, что при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товара, чем по высокой, т. е. по мере роста цены на товар величина спроса на него будет падать. Таким образом, можно сделать вывод: цена и спрос находятся в обратной зависимости.

Помимо цены, на рыночный спрос воздействуют и неценовые факторы, приводящие к сдвигу кривой спроса влево или вправо от первоначального положения. К неценовым факторам можно отнести следующие:

- потребительские вкусы;

- число покупателей;

- доход покупателей;

- цена на спряженные товары;

- ожидание.

Однако покупатели – только одна часть рынка. Кроме того, производители (продавцы) играют активную роль на рынке, оказывая влияние на предложение.

То количество товаров, которое продавцы готовы продать по различной цене в конкретном месте и в конкретное время, экономисты называют предложением. Предложение– это зависимость между количеством товара, которое продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы способны и готовы продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время.

Графическая зависимость между ценой и объемом предложения получила название кривой предложения S (рис. 3).

глава 1. предмет и метод экономической теории - student2.ru

Рис. 3 - Кривая предложения

Сущность закона предложения в том, что при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара, т. е. чем больше цена, тем больше величина предложения.

Так же как и кривая спроса, кривая предложения может сдвигаться или менять наклон. Если предложение изменится, кривая предложения сдвинется либо вправо, либо влево. Это означает, что продавцы предложат больше или меньше конкретного товара при всех возможных ценах на него. Неценовые факторы изменения предложения перемещают кривую предложения. К ним относятся:

- цены на ресурсы;

- изменение себестоимости производства;

- уровень технологии производства;

- цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

- изменение количества продавцов (покупателей);

- налоги и дотации;

- перспективные ожидания на динамику спроса, цен, доходов и т.д.

Рекомендации к проведению семинарского занятия

Самостоятельная работа

Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.

Для этого необходимо изучить основные экономические понятия:

рынок, инфраструктура рынка, субъекты рыночной экономики, элементы рыночного механизма, спрос, величина спроса, закон спроса, предложение, величина предложения, закон предложения, равновесная цена, эластичность, эластичность спроса, эластичность предложения, коэффициент эластичности, кривая безразличия, бюджетная линия, регулирующая функция рынка, ценообразующая функция рынка, санирующая функция рынка, информационная функция рынка, посредническая функция рынка, конъюнктура рынка, кривая спроса, кривая предложения, эффект дохода, эффект замещения, рыночное равновесие, эластичный спрос, неэластичный спрос, эластичное предложение, неэластичное предложение.

Самостоятельная работа заключается в повторении материала по данной теме, решении задач и написании реферата по одной из следующих тем.

Темы рефератов и докладов

1. Необходимость и особенности создания рынка в России

2. Эластичность спроса и предложения и необходимость их использования на практике

Решение задач:

Задача 1.Первый рынок – функция спроса Д1-р, функция предложения S1= -6+p. Второй рынок – функция спроса Д2 = 10-р, функция предложения S2= -8+5p. Что произойдет, когда рынки объединятся? Какому рынку выгодно объединение и почему?

Задача 2. В результате понижения цены товара с 16 ден.ед. до 9 ден. ед. объем предложения сократился с 11 млн. ден. ед. до 7 млн. ден. ед. Определите эластичность предложения по цене.

Задача 3. Функция спроса на рынке образовательных услуг представлена уравнением Qd = 1000-35Р, а функция предложения QS = 5Р+600. Государство ввело фиксированную цену на продукт в размере 3 у. е.Определите последствия данного шага для потребителей и производителей.

Задача 4. Предположим, есть 2 рынка товара А.

На 1 рынке функция спроса: Д1 = 25- р, функция предложения

S1 = -11 +2р;

На 2 рынке функция спроса: Дn= 60 -2р,

функция предложения Sn= -20 +2р.

Как изменятся цена равновесия и объем продаж, если эти рынки объединятся?

Задача 5. Потребитель может приобрести 20 товаров У или 100 товаров Х в рамках своего бюджета. Если цена товара Х равна 5 ед. за штуку, каков будет доход потребителя? Какова цена за единицу товара У?

Напишите уравнение бюджетной линии. Постройте бюджетную линию. Напишите уравнение для товара У.

Работа с тестами:

1. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

а) Вверх и вправо

б) Вниз и влево

в) Против часовой стрелки

г) По вращению часовой стрелки

2. Кривая «цена-потребление» показывает:

а) комбинации различных товаров, при которых их предельные полезности равны;

б) комбинации двух товаров, которые при разных ценах на один из товаров приносят максимальную общую полезность потребителю;

в) как увеличивается потребление товаров при снижении цен на них;

г) как изменяется потребление при изменении цен и дохода потребителя.

3. При прочих равных условиях рост предложения приведет:

а) К росту цены и снижению качества

б) К снижению цены равновесия и равновесного объема

в) К росту равновесной цены и количества

г) К снижению цены и росту физического объема продаж

4. Положение потребительского равновесия на карте безразличия представляет:

а) одна из крайних точек, расположенных на бюджетной линии;

б) точка, в которой наклоны бюджетной линии и касательной к ней кривой безразличия равны;

в) одна из точек пересечения бюджетной линии и кривой безразличия;

г) любая точка на кривой безразличия, отражающей максимальную общую полезность потребителя.

5. Закон предложения выражает:

а) Обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара

б) Связь между эластичными и неэластичными товарами

в) Прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара

г) Меру эластичности каждого товара

Контрольные вопросы

1. Дайте определение рынка и назовите его функции.

2. В чем заключается суть рыночного спроса и закона спроса?

3. Что такое эластичность спроса? Какие формы эластичности спроса

по цене вы знаете?

4. Каковы условия достижения равновесия потребителя?

Рекомендации к проведению семинарского занятия

Самостоятельная работа

Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.

Для этого необходимо изучить основные экономические понятия:

конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры для вступления в отрасль, ценовая конкуренция, неценовая конкуренция, лидерство в ценах, добросовестная конкуренция, недобросовестная конкуренция, межотраслевая конкуренция, внутриотраслевая конкуренция, условия возникновения монополий, антимонопольное законодательство, интеграция, диверсификация, картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, естественная монополия, искусственная монополия, случайная монополия, картельное соглашение, дифференциация продукта.

Самостоятельная работа состоит из написания рефератов по предложенным темам.

Темы рефератов и докладов

1. Причины и особенности монополизации экономики России

2. Антимонопольное регулирование в России

3. Необходимость развития и условия возникновения конкуренции в России

Студент должен обосновать свой взгляд на монополию, конкуренцию, показать особенности их развития в различных странах, сделать сравнения. В качестве заключения необходимо сформулировать перспективы развития выбранной темы реферата.

Решение задач:

Задача 1. Допустим, что фирма полностью монополизировала производство товара X. Следующая информация отражает положение фирмы:

глава 1. предмет и метод экономической теории - student2.ru

глава 1. предмет и метод экономической теории - student2.ru

глава 1. предмет и метод экономической теории - student2.ru

где Q – объем выпуска товара Х;

P – цена товара Х (в долл.).

Сколько единиц будет продано и по какой цене, если:

1) фирма функционирует как простая монополия;

2) фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции.

Работа с тестами

1. Большинство рынков в экономике России представляет собой:

а) Совершенную конкуренцию

б) Совокупность конкурентных и монополистических элементов

в) Естественные монополии

г) Регулируемые монополии

2. В модели монополии предполагается, что:

а) Поведение продавцов является стратегическим

б) На рынке действует один покупатель

в) Продавцы принимают цены как данные

г) Действует неограниченное количество покупателей

3. Что из нижеперечисленного является признаком только совершенной конкуренции:

а) Фирма не обладает рыночной властью

б) Фирма максимизирует прибыль

в) Фирма получает прибыль в долгосрочном периоде

4. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) Фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка

б) На рынке действует ограниченное число фирм

в) Фирмы, действующие на рынке выпускают дифференцированную продукцию

5. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а) Совершенной конкуренцией

б) Монополистической конкуренцией

в) Олигополией

г) Монополией

Контрольные вопросы

1. Дайте определение конкуренции и охарактеризуйте ее виды.

2. Каковы особенности монополистической конкуренции?

3. В чем заключается суть механизма олигополистического ценообразования ?

4. В чем состоит сущность монополии?

5. Какие основные монополистические объединения существуют?

6. Как проводится антимонопольная политика?

Рекомендации к проведению семинарского занятия

Самостоятельная работа

Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.

Для этого необходимо изучить основные экономические понятия:

издержки производства, постоянные издержки, переменные издержки, валовые издержки, средние издержки, предельные издержки, закон убывающей отдачи, предельный продукт, средние переменные издержки, средние постоянные издержки, средние валовые издержки, долгосрочный период, краткосрочный период, эффект масштаба, отрицательный эффект масштаба производства, положительный эффект масштаба производства, изокоста, изокванта.

Написание докладов и рефератов по следующим темам:

1.НТП и его роль в снижении издержек.

2.Анализ издержек и предложения.

3.Минимизация издержек и максимизация прибыли

Б) Решение задач:

Задача 1. Задана зависимость общих издержек предприятия (ТС) от выпуска продукции (Q):

Данные для определения издержек предприятия

Выпуск продукции
Валовые издержки

Рассчитайте: постоянные (FC), переменные (VC), предельный (МС), средние (АС), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC) издержки; постройте их графики.

Задача 2. Фирма реализовала 3000 единиц товара по цене 200 руб. При этом средние переменные издержки составили 100 руб, средние постоянные – 60 руб. Каковы общие издержки фирмы? Какова ее валовая прибыль?

Задача 3. Заполните в таблице недостающие данные.

Объем производства, Q, шт. FC ден.ед VC ден.ед ТC ден.ед АVC ден.ед АFC ден.ед АТC ден.ед МС ден.ед
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Задача 4. Заполните в таблице недостающие данные. Начните с определения постоянных издержек.

Объем производства, Q, шт. FC ден.ед VC ден.ед ТC ден.ед АVC ден.ед АFC ден.ед АТC ден.ед МС ден.ед
           
      9,5      
           
          18,5  
             
         
           
         
           
           

В) Тестирование остаточных знаний:

1. Если технология фирмы характеризуется увеличивающейся отдачей от масштаба, то:

а) Краткосрочные средние издержки меньше долгосрочных средних издержек

б) Кривая долгосрочных средних издержек лежит ниже кривой долгосрочных предельных издержек

в) Долгосрочные средние издержки по мере роста выпуска продукции увеличиваются

г) Кривая краткосрочных издержек понижается вправо

2. Постоянные издержки фирмы — это:

а) Затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения

б) Минимальные издержки производства любого объема производства

в) Издержки, которые несет фирма даже в случае, если продукция не производится

г) Внутренние издержки

3. С увеличением объема производства общие переменные издержки производства:

а) Равномерно падают

б) Равномерно возрастают

в) Не меняются

г) Возрастают разными темпами

4. Если A VC сокращается по мере роста объема производства, то:

а) МС также должны сокращаться

б) TFC также должны сокращаться

в) ТС также должны сокращаться

г) АТС должны быть ниже, чем AVC

д) МС должны быть ниже, чем AVC

5. Издержки производства на фирме складываются из ...

а) Зарплаты, стоимости машин, стоимости материалов, накладных расходов

б) Налогов, зарплаты, амортизационных отчислений, предпринимательского дохода

в) Процента по кредиту, зарплаты, налога на прибыль, амортизационных отчислений

г) Командировочных и представительских расходов, стоимости материалов, налога на прибыль, подоходного налога

Контрольные вопросы

1. Что такое издержки? Какие виды издержек вы запомнили?

2. Чем постоянные издержки отличаются от переменных?

3. Что такое средние издержки и как они исчисляются?

4. Что такое предельные издержки?

5. Сформулируйте закон убывающей отдачи и раскройте механизм его действия.

6. Как масштаб производства влияет на величину издержек?

ГЛАВА 7. РЫНОК РЕСУРСОВ. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКАХ РЕСУРСОВ

Сущность и виды цен

Рыночная экономика не может существовать без хорошо отлаженного ценового механизма. Он состоит из двух взаимодействующих частей:

- сами цены, их су

Наши рекомендации