Инфраструктура рынка: сущность и основные элементы
Как свидетельствует практический опыт, современный рынок включает следующую совокупность институтов, или инфраструктуру рынка.
Во-первых, сюда входит правовая система, которая организует правовое регулирование рынка и охраняет интересы субъектов рыночных отношений. Основу этой системы составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции.
Во-вторых, – органы государственного контроля и регулирования. Здесь имеются в виду учреждения по санитарному, эпидемиологическому и экологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства.
В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.
В-четвертых, для нормальной работы рыночной системы необходимо свое общее устройство хозяйственной жизни. Это – торговые предприятия, биржи, банки и т. п. Они связывают производителей, торговых посредников и покупателей в единое целое. Такая целостность придает рынку новое качество – способность к саморегулированию. Саморегулирование осуществляется с помощью цен, изменяющихся по определенным законам.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.
РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
Торговля и коммерция как элементы рынка: сущность , виды, структура
Торговля - организация процесса обмена товара на деньги.
В понятие торговли, как процесса, входит и деятельность по обсуждению условий купли-продажи и в первую очередь спор о цене - торг, цель которого - прийти к равновесной цене, с которой согласны и продавец и покупатель. Торговлей также принято называть отрасль экономики, обособившуюся и специализировавшуюся на операциях купли-продажи. Она играет роль посредника между производителем и потребителем. Но это определение более узкое, чем понятие коммерции, так как отсекает торговую, коммерческую деятельность предприятий других отраслей. Существует и третий понятийный уровень торговли, так как часто под торговлей понимают место торговли, по старославянски - торжище, т.е. торговые единицы, где происходит купля-продажа товаров. Здесь термин "торговля" механически переносится на торговую инфраструктуру.
Роль и значение торговли:
1. Объем оборота торговли является важнейшим показателем развития экономики страны в целом. Так как после продажи товаров возмещаются затраты производителей и образуется основа для дальнейшего воспроизводства.
2. В ходе торговли товары получают, или не получают общественное признание, и производители получают или не получают стимул для дальнейшего их выпуска.
3. Оборот торговли характеризует благосостояние населения и уровень его жизни (80% материальных потребностей людей, удовлетворяются с помощью купленных товаров).
4. Торговля важное звено в осуществлении распределения по труду.
5. Торговля способствует сближению уровня жизни населения разных социальных групп, разных регионов и стран.
6. Торговля способствует рациональному денежному обращению.
7. Торговля является плательщиком налогов и поэтому учувствует в формировании государственных доходов.
8. Торговля активно влияет на народное потребление, определяя набор потребительских благ, их качество и влияя на способ потребления.
9. Торговля активно способствует интеграции страны в мировое хозяйство.
10. Торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления.
Виды и структура торговли
По месту купли-продажи торговля делится на:
· внутреннюю
· внешнюю.
При внутренней торговле товар не переходит границы государства, он или передается продавцом покупателю, если они в одной местности, например, в одном городе (местная торговля) или перевозится из одной местности в другую, например, из Москвы от продавца -- в Саратов к покупателю (иногородняя торговля).
При внешней торговле товар переходит границу государства. При этом различают три формы торговли: импортную, экспортную и транзитную.
Если покупатель в России, а продавец с товаром находится в Германии, то товар перейдет из Германии через границу в Россию и для России это будет ввоз товара (импорт), а для Германии вывоз (экспорт). Если продавец из Германии реализует свой товар в Китай и повезет его через Россию, то для России это будет транзитный провоз товара (транзит).
По объемам купли-продажи торговля делится на;
· оптовую,
· розничную.
За последние годы начинает организовываться новый институт торговли -- виртуальная торговля всех видов через глобальную вычислительную сеть Internet (Контакт продавца (производителя) и покупателя (заказчика) при этом виде торговли носит виртуальный характер и осуществляется через указанную сеть с помощью компьютеров.
Оптовая торговля представляет собой деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования, т.е.:
последующим продавцам (розничным торговцам или другим оптовым торговцам, следующим в торговой цепи),
для производственного использования на промышленном или ремесленном предприятии,
крупному потребителю, например, акции экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д
Коммерция - форма бизнеса, проявляющаяся в создании и функционировании предприятий, деятельность которых направлена на получение прибыли за счет продажи товаров, находившихся в их собственности. Сердцевину коммерции составляют торговые операции по купле и последующей продаже, т.е. перепродаже товаров. Для успешной коммерции необходимо соблюдение 2 условий: 1) покупная цена товара д.б существенно нижже цены по которой можно продать товар на рынке; 2) платежеспособный спрос на данный вид товара д.б. достаточным для того чтобы продать всь закупаемый товар по цене, превышающей цену его приобретения.
Следует иметь в виду, что для коммерческого бизнеса необходимы инвестиции и затраты как в материальной, так и денежной форме. Найти и мобилизовать источники соответствующих привлеченных или собственных средств - важная обязанность коммерсанта.