Конкуренция, ее виды. Виды несовершенной конкуренции
В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности – это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаимодействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является конкуренция.
Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Можно сказать: нет конкуренции – нет рынка, нет его управляемости. Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики. Один вид конкуренции может отличаться от другого по средствам его ведения. Различают конкуренцию ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. В частности, в зависимости от обстановки и степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибьшь, или временно использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного конкурента.
Цена «снятия сливок» используется тогда, когда на рынке появляется какая-то «ниша», т. е. возможность временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых продуктов. Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке. Цена лидера существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми ценами, которые устанавливает ведущая фирма. Так называемая психологическая цена устанавливается на уровне несколько меньшем, чем некая круглая высокая цена (не 100, а 99 долл.)
Неценовая конкуренция использует средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся улучшение качества продукции, реклама, организация выставок и ярмарок, упаковка, послепродажное обслуживание, система доставки и т.п.
Добросовестная конкуренция соблюдает правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.
Недобросовестная конкуренция ведется методами технического шпионажа, переманиванием специалистов, подкупом работников конкурента, путем ложной рекламы, использования чужого товарного знака и т.п.
Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.
Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т. е. склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы снижение цен не наносило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции.
Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии производства, его организации, квалификации работников.
Действует и стимул к экономии на материальных оборотных средствах. Оказывается экономически необходимым искать и использовать более дешевые сырье и материалы, применять материало- и энергосберегающие технологии.
Не менее важным и действенным средством внутриотраслевой конкуренции является качество продукции и другие аспекты неценовой конкуренции. Если завоеван авторитет качества продукции какой-либо фирмы, то ей обеспечен сбыт продукции, даже если она продается дороже.
Межотраслевая конкуренция – это другой вид соперничества между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности по главному критерию – норме прибыли, которая позволяет сопоставлять результаты с затратами. У менее удачливых возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих в других отраслях. И для этого есть средство – перепрофилировать свои предприятия или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной.
Происходит перелив капитала, а вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структуры хозяйства. Причем эта корректировка постоянно подпитывает капиталом те отрасли, которые имеют хороший сбыт продукции, а следовательно, выпускают то, что в первую очередь требует увеличения объема производства.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим выделяют модели конкуренции или формы рыночных структур.
Различают конкуренцию совершенную и несовершенную.
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
- существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;
- доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;
- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Несовершенная конкуренция в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Это происходит, если нарушается одно или несколько условий, сформулированных ранее для совершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:
- незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности,
- возможность какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка;
- существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей;
- отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированнымипроизводителями.
Виды несовершенной конкуренции
1) Монополистическая конкуренция представляет синтез признаков совершенной и несовершенной конкуренции. Для нее характерно:
- большое количество мелких фирм предлагающих разнородную продукцию с одинаковыми потребительскими свойствами;
- вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями;
- развита неценовая конкуренция;
- существуют различия в качестве, внешнем виде и других параметрах товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Монополистическая конкуренция означает не монополию на весь рынок продукта, а уникальность некоторых разновидностей товара.
2) Монополия является прямой противоположностью конкуренции (от греч. Monos – один и poleo – продаю). В условиях монополии:
- одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей;
- барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы.
Монопсония возникает, если в единственном числе выступает покупатель (от греч. Monos – один и opsonia – закупка).
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель (например, в области военного производства). Чистая монополия и чистая монопсония – это сравнительно редкие явления.
3) Олигополия (от греч. Oligos — немногий и poleo — продаю) широко распространена в ряде отраслей стран с рыночной экономикой. Эта конкурентная модель предполагает:
- существование на рынке нескольких крупных фирм;
- продукция фирм может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь);
- вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено;
- взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует от необходимости защиты конкурентной среды. Основная цель состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие виды и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.