Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль» - student2.ru

В реальной жизни встречаются разные ситуации, а управленческие мо­дели базируются на определенных допущениях, условностях.Анализ в ус­ловиях неопределенности и анализ чувствительности позволяют отве­тить на вопрос: что будет, если?

При анализе чувствительности можно, например, получить ответ на во­просы: какова будет прибыль, если объемные показатели отклоняются от запланированных? какая будет прибыль, если удельные переменные затраты вырастут на 10%?

Инструментом анализа чувствительности является величина выручки, которая находится за критической точкой. Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем реализации, чтобы не было убытка. Величина прибыли, получаемая организацией, определяется разницей меж­ду выручкой от реализации продукции и суммарными затратами (область прибыли на графике из нашего примера).

Каждая организация стремится максимизировать прибыль, но невоз­можно продать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению плате­жеспособного спроса на продукцию. В определенный момент для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену, что при­ведет к снижению прибыли. Для того чтобы определить максимально воз­можную прибыль, необходимо в график взаимосвязи затрат и объема реали­зации (см. пример) ввести кривую спроса:

Оптимальная цена

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль» - student2.ru

Точка оптимальной цены продажи продукции определяет объем произ­водства, позволяющий организации получать максимальную прибыль. В дан­ном примере это объем, равный 700 ед. продукции.

Маржинальная прибыль

Более простой метод определения критической точки построен на концепции маржинальной прибыли.Маржинальная прибыль — превы­шение выручки от реализации над всеми переменными затратами, свя­занными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальная прибыль — это разница между выручкой от реализации и переменными затратами:

МП=ВР-ПЗ,

Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину прибыли:

П=МП-ФЗ.

Маржинальная прибыль за вычетом постоянных затрат = прибыль

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль» - student2.ru

Критическая точка (КТ) может быть определена как точка, в кото­рой маржинальная прибыль минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение для критической точки в единицах продукции будет следую­щее:

(МП на единицу · КТ в единицах) - ФЗ = 0.

Преобразуя это уравнение, мы получим следующие равенства:

1. МП на единицу • КТ в единицах = ФЗ.

2. МП на единицу • КТ в единицах: МП на единицу = ФЗ: МП на еди­ницу.

3. КТ в единицах = ФЗ: МП на единицу.

Для нашего примера:

КТ в единицах = 20 000: (90 - 50) = 20 000:40 = 500.

Планирование прибыли

Анализ величин в критической точке с поправкой на фактор при­были может быть использован как основа для оценки прибыльности дея­тельности организации. Бухгалтер может для различных альтернатив­ных планов производства рассчитать соответствующую величину возможной прибыли.

Для иллюстрации использования анализа величин в критической точке при планировании прибыли рассмотрим пример.

Пример. Компания желает получить в следующем году прибыль 10 000 ДЕ. Переменные затраты составляют 50 ДЕ за единицу; постоянные — 20 000 ДЕ в год; продажная цена — 90 ДЕ за единицу.

Каков должен быть объем производства, чтобы получить заданный объем прибыли?

ВР=ПЗ+ФЗ+П,

или

90Х=50Х+20000+10000;

40Х=30000;

Х=750(ед.).

Проверим наши вычисления, подставив все данные в уравнение:

ВР=ПЗ+ФЗ+П,

или

(750.90) - (750 • 50) - 20 000 = = 67 500 - 37 500 - 20 000 = 10 000 (ДЕ).

Категория маржинальной прибыли также может быть использована для планирования прибыли. Чтобы сделать это, мы добавим прибыль в числи­тель уравнения для критической точки:

целевой объем продаж в единицах = (ФЗ + П): МП на единицу.

Для нашего примера:

целевой объем продаж в единицах = (20 000 +10 000). (90 - 50) = =30000:40=750(ед).

Для того чтобы определить целевой объем продаж в ДЕ, нужно разде­лить постоянные затраты плюс прибыль на процент маржинального дохода. Процент маржинального дохода рассчитывается делением маржинального дохода на единицу на продажную цену единицы продукции.

Для нашего примера:

МП (%) = 40 ДЕ: 90 ДЕ = 0,44444 = 44,444 (%).

Целевой объем продаж = (ФЗ + П): МП (%) = 30 000:0,44444= =67501(ДЕ).

Наши рекомендации