Склады хранения металла и заготовок

В зависимости от типа производства в составе машиностроительного завода предусматривают или централизованный склад металла рядом с заготовительным цехом, или склады металла при механических цехах с заготовительным участком для резки проката.

В случае единичного и серийного производства склады металла (проката) и штучных заготовок (отливок, штамповок, поковок) организовывают при механических цехах. В массовом производстве склады металла и заготовок обычно предусматривают при заготовительных цехах, а в начале линий механической обработки отводят зону шириной 2¸3 м для размещения тары с заготовками.

Склады проката и штучных заготовок размещают в начале пролета механического цеха. В отдельных случаях склады проката и заготовок размещают рядом с производственным зданием под навесом. В этом случае склад оснащают козловым или полукозловым краном. При этом в цехе предусматривают площадку для временного хранения заготовок (чтобы в холодное время года заготовки прогревались до температуры цеха).

Листовой материал хранят на складе металла на специально выделенных площадках, оборудованных кран-балками или мостовыми кранами со специальными захватами.

Для размещения металлопроката используют специальные стеллажи, конструкции которых определяются видом подъемно-транспортных средств, применяемых на складе.

Стоечные стеллажи - самый простой вариант – устанавливают на полу. Загрузка и разгрузка осуществляется мостовым или козловым краном. Недостаток – большая площадь складирования, особенно при большом сортаменте.

Консольные стеллажи – в сравнении со стоечными имеют гораздо большую вместимость. Недостаток – для их обслуживания необходимы специальные погрузчики с выдвижным боковым захватом, или краны-штабелеры (мостовые или стеллажные). (Если кран-штабелер програмно-управляемый – высокий уровень автоматизации и наибольшая производительлность складирования).

Для резки проката в том же пролете цеха, в котором расположен склад, в непосредственной близости от него организовывают заготовительное отделение.

Разрезанный прокат и штучные заготовки (отливки, штамповки, поковки) хранят в таре. Вид и размеры тары унифицированы с целью исключения перегрузки заготовок при межцеховом транспортировании или межзаводском (при поставках по кооперации). Все изделия по габаритам подразделяют на четыре группы, для каждой группы предназначен свой размер тары (ОМТРМ 0472-003-61):

Мелкие (до 150 кг) 600´400´400;

Средние (150¸300 кг) 800´600´400;

Крупные (300¸800 кг) 1200´800´600;

Крупногабаритные (800¸3200 кг) 1200´800´800;

(М.В. стр. 189 – тара «Оргстанкинпром», стр.155-156 – тара)

Заготовки в ящичной таре можно хранить штабелем или на стеллажах.

При хранении штабелем количество ярусов не должно превышать пяти. Штабелем также хранят крупные тяжелые отливки и сварные конструкции.

Для средних и крупных цехов, особенно при большой номенклатуре заготовок, более целесообразно хранение заготовок в таре на стеллажах. Стеллажи для тары бывают бесполочные (до 1 т на ячейку) и каркасные (до 2 т на ячейку).

Размеры ячеек унифицированы. В каркасных стеллажах на полке может быть размещено несколько единиц тары.

Преимущества стеллажного хранения перед штабельным:

1. Склады более вместительны (за счет лучшего использования высоты склада);

2. Возможность автоматизации складских работ;

3. Безопасность проведения работ.

Недостаток – низкая приспособленность к изменению планировки (стеллажи требуют фундаменты с закладными элементами).

Количество кладовщиков зависит от типа производства и функционального назначения склада. При укрупненном проектировании:

- для механического цеха – 1 кладовщик на 60¸180 станков основного производства.

- для сборочного цеха - 1 кладовщик на 60¸360 производственных рабочих.

7.4 Склады хранения полуфабрикатов-готовых изделий

В общем случае эта группа складов включает:

- склад полуфабрикатов (межоперационный)

- склад готовых деталей

- межоперационный слад сборочных единиц (узлов)

- склад комплектующих

- склад готовых изделий.

Склад полуфабрикатов (межоперационный) организовывают в непоточном производстве. Они служат для хранения заделов, возникающих на различных стадиях технологического процесса. Могут входить в структуру централизованного склада или быть автономным на участках изготовления деталей. Выбор конкретного варианта определяется транспортной системой цеха. Рекомендации по расположению склада: если в цехе осуществляется перемещение до 15 тысяч транспортных партий в год – склад располагают вдоль линий станков, если более 15 тысяч – перпендикулярно лини станков.

При определении площади межоперационного склада необходимо учитывать число доставок полуфабрикатов в ходе технологического процесса:

Склады хранения металла и заготовок - student2.ru ,

где 1,1 – коэффициент, учитывающий превышение массы полуфабриката массы готовой детали;

mS - масса грузов, проходящих через склад в течение года;

t - нормативное время хранения грузов на складе, календарные дни; (2¸20 дней в зависимости от типа производства и вида груза);

i – количество доставок полуфабрикатов на склад; i=n-1, где n - количество операций технологического процесса;

D - количество календарных (М.О. – рабочих) дней в году;

q - средняя грузонапряженность площади склада, т/м2; в зависимости от вида груза и характера складирования q=2¸7 т/м2, если склад расположен на втором и выше этаже q£1 т/м2.

kи – коэффициент использования площади склада; Учитывает наличие проходов, проездов, площадок приема, комплектования и выдачи грузов. kи=0,25¸0,4 (0,25 – напольный транспорт, 0,4 – штабелеры).

Склад готовых деталей располагают в конце участков или линий механической обработки за контрольным отделением по пути следования деталей на сборку. В поточном производстве они могут быть в виде складов-конвейеров.

Склад для хранения сборочных узлов в сборочных цехах непоточного производства обычно совмещают со складом готовых деталей.

Склад комплектующих изделий (подшипники, гидрооборудование, электрооборудование) в серийном производстве целесообразно располагать рядом со складом готовых деталей. В массовом - расположение склада связывают с расположением главного конвейера.

Склад готовых изделий обычно является общезаводской структурой и в состав сборочного цеха не входит. На склад готовые изделия поступают после ОТК завода, консервации и упаковки.

Если в цехе создается склад готовых изделий, то площадь склада принимают в пределах 30% от производственной площади сборочного цеха.

ТЕМА 8

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЦЕХА

Транспортная система предназначена для своевременного обеспечения технологического оборудования, накопителей и складов необходимыми заготовками, полуфабрикатами, готовыми деталями и другими грузами.

Основной задачей при проектировании транспортной системы является сокращение объема подъемно-транспортных операций и снижение трудозатрат при заданном объеме работ.

Сокращение объема подъемно-транспортных операций возможно:

1) путем выбора формы заготовок, приближенной к форме готовой детали: меньше операций обработки, меньше масса – больше заготовок в таре.

2) сокращение вертикальных перемещений грузов путем соблюдения одинаковой высоты приемо-сдаточных секций.

3) сокращение возвратных перемещений грузов за счет предметной специализации участков и расположения оборудования по ходу ТП.

Снижение трудозатрат при транспортировании возможно за счет:

1) Применения однотипных транспортных средств (дешевле обслуживать);

2) Увеличение транспортных партий путем контейнерной перевозки грузов.

Наши рекомендации