Отдельные направления воспитания учащихся

В подразделениях индекса 74.200.5 собирается литература об отдельных направлениях воспитания учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе, в учебное и внеучебное (внеурочное) время.

Отдельные направления воспитания учащихся в процессе препода­вания отдельных учебных предметов см. в соответствующих подразде­лениях 74.26.

ÿ Умственное воспитание см. 74.202.4

74.200.51 Нравственное воспитание

Воспитание нравственных убеждений и ценностных ориентаций. Фор­мирование моральных норм и принципов: чувства дружбы, товарищеской взаимопомощи, собственного достоинства и др. Духовно-нравственное воспитание. Ситуация морального выбора в нравственном воспитании. Воспитание толерантности. Влияние противоречий и деформаций в жизни общества на процесс нравственного развития подрастающего поколения. Воспитание гуманизма: воспитание уважения к личности, чувства справедливости, человечности, доброжелательности и др. Самовоспитание и нравственное совершенствование: воспитание воли и характера, самостоятельности и организованности, инициативности, чувства долга и ответственности, правдивости и честности, мужества, скромности и др. Воспитание сознательного отношения к учебе. Воспитание культуры поведения: правила поведения учащихся и др.

Гражданское воспитание

Формирование жизненной позиции, патриотическое, политическое, экономическое, правовое воспитание и др.

Экологическое воспитание

Под индексом 74.200.528 собирается также литература об эколого-биологической деятельности учащихся: юннатском движении, объединениях юных натуралистов, экологов, биологов, исследователей природы и др.

Трудовое воспитание учащихся

Роль труда в воспитании и развитии учащихся. Система трудового воспитания. Виды трудового воспитания: самообслуживание, помощь образовательному учреждению и населению, внеурочный общественно полезный труд, трудовые отряды и др. Профессиональная ориентация, выбор профессии и др.

ÿ Трудовое обучение см. 74.202.7

Эстетическое воспитание

Воспитание эстетического вкуса, формирование эстетического идеа­ла, развитие художественных способностей и др. Эстетическое воспитание средствами литературы и искусства и др. Художественная самодеятельность учащихся и др.

Воспитание физической культуры и здорового образа жизни

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа: спор­тивные игры и др. Санитарно-гигиеническое воспитание: воспитание санитарно-гигиенической культуры учащихся, формирование медицинской грамотности и др., педагогическая профилактика ВИЧ/СПИДа и зависимого поведения — алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании, игромании и других вредных привычек. Профилактика компьютерной зависимости. Половое воспитание, подготовка к семейной жизни и др.

Под индексом 74.200.55 собирается также литература о школьной валеологии.

Методика обучения отдельным видам спорта, описания спортивных игр и физических упражнений см. в соответствующих подразделениях 75.

ÿТуризм см. 74.200.585.4

74.200.58 Внеурочная воспитательная работа. Дополнительное образование

Цели и задачи внеурочной (внеклассной и внешкольной) работы и дополнительного образования. Формы и методы работы: клубы, кружки, студии, секции, конкурсы, выставки, радиоузлы и радиогазеты и др.

Формы и методы внеурочной работы и дополнительного образования, используемые в процессе отдельного направления воспитания, см. в соот­ветствующих подразделениях 74.200.51—74.200.55. Например: военно-патриотические игры см. 74.200.52; изостудия см. 74.200.54; шахматная секция см. 74.200.55. Внеурочная работа по определенному предмету см. в соответствующих подразделениях 74.26. Например: конструирование на занятиях физико- технического кружка см. 74.262.23.

74.200.585 Отдельные направления внеурочной работы и дополнительного образования

Направления внеурочной работы и дополнительного образования, рассматриваемые в процессе отдельного направления воспитания, см. в со­ответствующих подразделениях 74.200.51—74.200.55.

Техническое творчество

Техническое моделирование и конструирование, научно-техническое творчество, художественно-техническое творчество и др.

74.200.585.4 Туристско-краеведческая деятельность

Организация походов и путешествий, освоение правил ориентиро­вания на местности, техники безопасности и первой помощи. Маршруты путешествий. Изучение природы, истории и культуры родного края.

74.200.585.8 Организация досуга и отдыха

Досугово-развлекающая деятельность: вечера, дискотеки, праздники, игры и развлечения, карнавалы и др. Организация досуга и отдыха в каникулярное время, воспитательная работа в летний и зимний периоды и др.

74.200.587 Учреждения внешкольной работы и дополнительного образования

Многопрофильные учреждения внешкольной работы и дополнитель­ного образования: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, центры внешкольной работы, дворцы и дома детского творчества и др.

Профильные учреждения внешкольной работы и дополнительного об­разования см. в соответствующих подразделениях классификации. Напри­мер: 74.200.528л Детский экологический центр.

Музыкальные и художественные школы см. в соответствующих подразделениях 85. □ Спортивные школы см. 74.24

74.200.6 Воспитательная работа в отдельных видах образовательных учреждений

и общежитиях учащихся

Отдельные направления воспитания учащихся в отдельных видах обра­зовательных учреждений и общежитиях см. в соответствующих подразделе­ниях 74.200.5.

Дидактика

Дидактические принципы: развивающий и воспитывающий характер обучения, научность, системность и последовательность в обучении, связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью; сознательное и активное усвоение знаний; наглядность и доступность в обучении; сочетание коллективного характера обучения и индивидуального подхода; прочность усвоения знаний, умений и навыков и др. Содержание образования: задачи и принципы стандартизации образования, литература об учебных планах и программах, внутрипредметные и межпредметные связи и др. Учебные планы и программы по отдельным предметам см. в соответст­вующих подразделениях 74.26.

Процесс обучения

Процесс передачи знаний, умений, навыков школьникам. Усвоение знаний и применение их на практике. Воспитание в процессе обучения. Эффективность обучения и др. Умственное воспитание: обучение приемам мыслительной деятельности и др.; диагностика готовности дошкольника к школе. Дифференцированное обучение: вариативность образовательного пространства, базовый и профильный компоненты образования, обучение одаренных детей, разноуровневое обучение, инклюзивное (интегрированное) обучение и др. Процесс обучения в начальной школе, в коррекционно- развивающих классах и др.

Умственное воспитание в процессе отдельных направлений воспитания см. в соответствующих подразделениях 74.200.5.

Умственное воспитание в процессе преподавания отдельных предметов см. в соответствующих подразделениях 74.26. □ Эффективность педагогического труда см. 74.204

Технология обучения

Проблемное обучение, программированное обучение, алгоритмизация обучения, компьютерные технологии обучения, модульное, игровое обуче­ние, адаптивная и интегральная технологии обучения, развивающее обучение, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное обучение и др.

Отдельные методы обучения см. в соответствующих подразде­лениях 74.202.6.

ÿ Дидактические игры см. 74.202.6

74.202.6 Методы, формы и средства обучения

Общедидактические методы обучения, словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия и др. Методы работы с источником информации: обучение самостоятельной работе с учебником, справочным изданием, электронным документом и др., поиск информации по теме задания; анализ текста, составление планов, конспектов, тезисов и др. Наглядные методы обучения. Практические методы обучения: письменные и устные упражнения, творческие задания, графические работы, лабораторные работы, учебные опыты, эксперименты и др. Активные методы обучения: деловые и дидактические игры, ролевые игры и др. Средства обучения: методика разработки, оформление, анализ, оценка и использование учебников, наглядных пособий и комплексов учебных материалов. Технические средства обучения (ТСО): аудиовизуальные средства обучения, средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и др.

Учебные издания по отдельным предметам см. в соответствующих подразделениях классификации.

Литература об учебных изданиях по отдельным предметам см. в соот­ветствующих подразделениях 74.26.

ÿ Наглядность как дидактический принцип см. 74.202

ÿ Методика и техника и быстрого чтения см. 78.073

Формы организации обучения

 

Классно-урочная система обучения, кабинетная система обучения, семинарское занятие, учебная конференция, консультация, дополнительное занятие, факультативное занятие, спецкурс (элективный курс), экскурсия, конкурс, олимпиада и др. Организация трудового и производственного обучения: лабораторное и практическое занятие, учебная и производственная практика и др. Домашняя самостоятельная работа школьников. Научная работа школьников. Экстернат, телекоммуникационное и дистанционное обучение, репетиторство и др.

Наши рекомендации