Раздел 4.Стандартизация и качество текстильных материалов

Тема 4.1Стандартизация, технический уровень и качество текстильных

Материалов

Виды и содержание стандартов. Стандартизация тканей и ее назначение. Понятие о качестве и техническом уровне текстильных материалов. Роль стандартов в улучшении качества готовых тканей. Сертификация тканей. Национальный знак соответствия сертифицированной продукции Республики Беларусь.

Литература: 1, стр.177-178

Тема 4.2 Сортность тканей

Понятие о сортности и сортах тканей. Определение сортности тканей по наличию дефектов внешнего вида, по физико-механическим показателям, по прочности окраски.

Стандарты на сортность. Приемка и подсортировка тканей на швейных предприятиях.

Литература: 1, стр.171-177,

Методические рекомендации

При изучении этих тем необходимо уяснить, что такое стандарт, каким образом стандартизация может повлиять на качество тканей.

Необходимо также усвоить порядок определения сорта тканей по дефектам внешнего вида, по физико-механическим показателям, по прочности окраски. Для этого необходимо знать дефекты внешнего вида (местные и распространенные), а также отклонения по физико-механическим показателям. Повторите по учебнику Баженова В.И «Материалы для швейных изделий» дефекты пряжи и нитей (стр.79), ткацкие дефекты (стр.83), дефекты крашения (стр. 90), печатания (стр.93), заключительной отделки (стр.96). Необходимо разобраться, что существует 2 системы определения сорта тканей – система комплексной оценки, по которой определяется сорт х/б и шелковых тканей, и ограничительная система –для определения сорта льняных и шерстяных тканей. Разберитесь, какая между ними разница. Целесообразно изучать эту тему по учебнику Бузова Б.А. «Материаловедение швейного производства».

Рекомендуется посетить склад швейной фабрики, на которой Вы работаете, и ознакомиться с правилами приемки и подсортировки тканей.

Вопросы для самоконтроля

Что такое стандарт?

Как может стандартизация влиять на качество тканей?

Что такое сорт ткани?

По каким показателям определяется сорт тканей?

Какие дефекты называются местными и распространенными? Приведите примеры.

Почему сумму баллов за местные дефекты необходимо пересчитывать на условную длину куска?

Какие дефекты являются следствием отклонений от норм по физико-механическим показателям, как они оцениваются?

Что понимается под прочностью окраски?

Какие Вы знаете группы тканей по прочности окраски?

Как оценивается сорт ткани по прочности окраски?

По каким показателям производится подсортировка тканей на швейных предприятиях?

Методические указания по выполнению домашней

Контрольной работы

Контрольная работа выполняется после тщательного изучения материала в установленные учебным графиком сроки. Работа выполняется в ученической тетради в клеточку, грамотно, разборчиво, без сокращений слов, с полями для замечаний преподавателя. Вопрос необходимо переписать, а затем давать на него ответ. В конце работы указывается перечень использованной литературы, ставится дата выполнения работы и личная подпись.

Ответы на вопросы должны быть конкретными и полными. Не допускается механическое переписывание целых страниц учебника. Необходимо творчески подходить к изложению изученного материала. При необходимости ответы должны иллюстрироваться приложенными образцами материалов в соответствии с заданием. Образцы должны быть размером 7х7 см, ровно и аккуратно вырезаны и приколоты к тетради булавками.

Отвечая на 1-й вопрос, необходимо зарисовать и описать морфологическое строение волокон и его влияние на внешний вид и свойства тканей, а затем дать характеристику свойств в виде таблицы №2, которая выполняется на развернутом листе тетради.

Отвечая на 2-й вопрос, необходимо кратко описать сущность и задачи производственных процессов. Ответ на вопрос можно дать в табличной форме.

В ответе на 3-й вопрос необходимо дать определение свойства тканей, описать, от чего оно зависит и как влияет на процессы швейного производства (моделирование, раскрой, пошив, ВТО). Необходимо подобрать 3-4 образца тканей в соответствии с вопросом и дать к ним пояснения (почему ткани обладают такими свойствами).

Ответ на 4-й вопрос выполняется в форме таблицы №3. Для ответа на этот вопрос необходимо подобрать образцы тканей в соответствии с заданием, определить у них направление нитей утка, лицевую и изнаночную сторону.

- определяя волокнистый состав смешанных тканей, необходимо указать содержащиеся примеси

- система прядения указывается для тканей, выработанных из пряжи

- строение пряжи или нитей, величина и направление крутки указывается отдельно для основы и утка (используйте материал учебника Баженова В.И. «Материалы для швейных изделий», стр.71-73)

- переплетение образца необходимо назвать и указать, к какому классу оно относится

- виды расцветок тканей перечислены на стр.168-169 учебника Баженова В.И. «Материалы для швейных изделий»

- характеризуя свойства тканей, необходимо описать, в какой степени ткани обладают этими свойствами

- режимы ВТО необходимо выбрать из таблицы на стр. 161 учебника Баженова В.И. «Материалы для швейных изделий»

- номера игл и ниток указаны в таблице на стр.155 учебника Баженова В.И. «Материалы для швейных изделий»

Вариант контрольной работы определяется по двум последним цифрам шифра учащегося. Работа, выполненная не по своему варианту, к зачету не принимается.

Последняя цифра шифра
Предпоследняя цифра

ВАРИАНТЫ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВАРИАНТ 1

1. Сравнить физико-химические свойства волокон хлопка и нитрона (в таблице №2)

Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения воло кон на их внешний вид и свойства.

2. Сравнить гребенную систему прядения шерсти с аппаратной (в таблице №1)

3. Подобрать образцы тканей из гребенной и аппаратной шерстяной пряжи. Износостойкость тканей, определяющие ее факторы. Пиллинг, его причины. Пути повышения износостойкости тканей и одежды. Подобрать 3-4 образца тканей с различной износостойкостью, дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых выработан из искусственного шелка, а другой – из натурального.

ВАРИАНТ 2

1. Сравнить физико-химические свойства волокон льна и хлорина (в таблице №2)

Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения во локон на их внешний вид и свойства.

2. Сравнить гребенную и кардную систему прядения хлопка (в таблице №1)

Подобрать образцы тканей из гребенной и кардной хлопчатобумажной пряжи

3. Жесткость и драпируемость тканей. Подобрать 3-4 образца тканей с различной драпируемостью, дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых из шерстяной гребенной пряжи, а другой – из тонкосуконной.

ВАРИАНТ 3

1. Сравнить физико- химические свойства волокон натурального шелка и лавсана в таблице №2). Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения волокон на их внешний вид и свойства.

2. Сравнить льняную систему мокрого прядения льна и очесочную систему сухого прядения

(в таблице №1). Подобрать образцы тканей из льняной и очесочной пряжи.

3. Гигиенические свойства тканей. Подобрать 3-4 образца тканей с различными гигиеническими свойствами, дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых выработан из хлопчатобумажной гребенной пряжи, а второй – из льняной гребенной пряжи.

ВАРИАНТ 4

1. Сравнить физико- химические свойства волокон шерсти и нитрона. (в таблице №2).

Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения во локон на их внешний вид и свойства.

2. Сравнить кардную и аппаратную системы прядения хлопка (в таблице №1). Подобрать образцы тканей из кардной и аппаратной пряжи.

3. Сминаемость тканей. Подобрать 3-4 образца тканей с различной сминаемостью, дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых выработан из синтетических нитей, а второй – из искусственных.

ВАРИАНТ 5

1. Сравнить физико-химические свойства вискозного волокна и винола (в таблице №2).

Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения волокон на их внешний вид и свойства.

2. Описать получение различных текстурированных нитей. Подобрать образцы тканей из текстурированных нитей.

3. Формовочная способность тканей. Режимы ВТО. Подобрать 3-4 образца тканей с различной формовочной способностью, дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых выработан из кардной хлопчатобумажной пряжи, а второй – из гребенной шерстяной пряжи.

ВАРИАНТ 6

1. Сравнить физико-химические свойства волокон натурального шелка и полинозного (в таблице №2). Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения волокон на их внешний вид и свойства.

2. Сравнить отделку хлопчатобумажных и льняных тканей (в табличной форме). Подобрать образцы тканей с различными видами отделок.

3. Усадка тканей. Виды усадки. Подобрать 3-4 образца тканей с различной степенью усадки,

дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых выработан из капроновых нитей, а второй – из шерстяной гребенной пряжи.

ВАРИАНТ 7

1. Сравнить физико-химические свойства волокон хлопка и ацетатного (в таблице №2). Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения волокон на их внешний вид и свойства.

2. Сравнить отделку шерстяных гребенных и суконных тканей (в табличной форме). Подобрать образцы тканей с различными видами отделок.

3. Сжимаемость тканей. Сопротивление тканей резанию в настиле. Подобрать 3-4 образца тканей с различной степенью сжимаемости и сопротивления резанию, дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых выработан из вискозных комплексных нитей, а второй – из вискозной штапельной пряжи.

ВАРИАНТ 8

1. Сравнить физико-химические свойства вискозного и триацетатного волокон (в таблице №2). Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения волокон на их внешний вид и свойства.

2. Характеристика структуры лицевой поверхности и изнанки тканей. Приемы определения лицевой стороны тканей. Подобрать образцы тканей с различной структурой лицевой и изнаночной поверхности.

3. Сопротивление нитей тканей смещению. Подобрать 3-4 образца тканей с различной степенью осыпаемости и раздвижки нитей в швах, дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых выработан из текстурированных химических нитей, а второй – из натурального шелка.

ВАРИАНТ 9

1. Сравнить физико-химические свойства волокон капрона и хлопка (в таблице №2). Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения волокон на их внешний вид и свойства.

2. Приемы органолептического анализа тканей. Описать, как определить волокнистый состав шерстяной ткани и шерстяной с лавсаном органолептическим методом. Подобрать образцы чистошерстяной ткани и шерстяной с лавсаном.

3. Повреждение тканей иглой. Подобрать 3-4 образца тканей с различной степенью повреждения иглой, дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых выработан из шерстяной меланжевой пряжи, а второй- пестротканый из льна.

ВАРИАНТ 10

1. Сравнить физико-химические свойства волокон шерсти и лавсана (в таблице №2). Зарисовать и описать морфологическое строение волокон, описать влияние строения волокон на их внешний вид и свойства.

2. Как изменятся свойства шерстяной ткани при введении в ее состав до 50% лавсана? Описать особенности обработки в швейном производстве тканей с большим содержанием лавсана.

3. Растяжимость тканей. Подобрать 3-4 образца тканей с различным удлинением, дать пояснения.

4. Подобрать и охарактеризовать 2 образца тканей, 1 из которых выработан из крученой пряжи, а второй – из пряжи фасонной крутки.


Наши рекомендации