Основы теории функционирования рыночного механизма регулирования цен на товары и объемов производства
При наличии свободного рынка предложение и спрос на конкретный товар под воздействием рыночного механизма приходят к равновесному состоянию, которое определяет потребность в данном товаре и уровень его равновесной цены.
Характер зависимостей объемов спроса и предложения товара от его цены может быть представлен кривыми графика рис. 14.1, где по оси ординат отложена цена единицы товара, а по оси абсцисс - объемы спроса и предложения товара.
Рис. 14.1. Кривые спроса и предл
Кривая предложения показывает, какое количество продукции И по какой цене производители этого товара готовы поставить на рынок сбыта.
Эта кривая изгибается кверху, т.е. с увеличением объема поставок цена единицы товара возрастает, поскольку увеличение объема поставок требует вовлечения в производство этого товара более широкого круга производителей, которые при более низкой цене были не в состоянии конкурировать с основными поставщиками. Учитывая, что основные поставщики имеют фиксированные возможности по объемам поставок, их рост потребует времени и денег, но дополнительные средства на расширение производства у более рентабельных поставщиков возможно получить, лишь повышая цены.
Характер этой кривой можно выразить формулой
&»и-а«+<ьЦ» (14.1)
где 2„Рслл"~ объем предложения продукции в единицу времени; аП и ва - коэффициенты; Ц, - цена единицы товара (поставщика).
Кривая спроса на товар показывает, какое количество конкретного товара готовы купить потребители в зависимости от уровня его цены.
Кривая спроса изгибается вниз, поскольку она определяет реакцию потребителей на уровень цены. Естественно, что объем покупок конкретного товара возрастает при наличии более низкой цены и, наоборот, сокращается в случае роста цен.
Помимо того, что основным потребителям экономически выгодно увеличивать закупки товара по более низкой цене, в круг покупателей продукции вовлекаются новые потребители.
Характер кривой спроса можно представить формулой
а^-вь-вд* 04.2)
гДе Qcnp - объем спроса на товар; ясивс- коэффициенты; Ц. - цена единицы товара (потребителя).
Эти две кривые пересекаются в точке О, характеризующей равновесие спроса и предложения. Эта точка определяет, что в данных рыночных условиях можно реализовать определенное количество продукции по определенной цене. Предложение и спрос на данный товар уравновешены и, если уровень цен поставщика и объемы спроса не изменятся, равновесная цена будет неизменной.
ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Основными типами рыночных структур являются свободный конкурентный рынок, монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополистический рынок.
Свободный конкурентный рынок предполагает множество независимых поставщиков каждого конкретного товара, каждый т которых в силу своей небольшой доли в общих поставках не может оказать существенного влияния на уровень цены продаж. Кривые предложения товара каждого субъекта рынка абсолютно эластичны. Вход на рынок и выход из него свободны.
Монопольный рынок сбыта конкретной продукции характеризуется наличием монопольного поставщика и, в связи с этим, отсутствием рыночной конкуренции.
Монополист, маневрируя объемами поставок конкретной продукции и ценой, добивается получения максимально возможной прибыли. С целью увеличения прибыли монополист может сократить объем поставок товара, существенно увеличив цену. Пределом таких действий служит более интенсивное сокращение спроса на этот товар.
В условиях монопольного рынка равновесная цена выше уровня цены, которая была бы в условиях свободного, конкурентного рынка.
В случае, если в качестве монопольного поставщика выступают государственные предприятия, уровень цен может варьироваться от величины среднеотраслевой себестоимости плюс прибыль до издержек производства наиболее низкорентабельного поставщика плюс прибыль. В этом случае возможны и другие варианты формирования цен.
Рынок монополистической конкуренции характеризуется сочетанием особенностей монопольного и свободного конкурентного рынков. На этом рынке действует много фирм, которые поставляют на рынок схожие, но в то же время отличные товары (например, угли различных марок и качества).
В силу этих особенностей каждая из этих фирм-поставщиков может оказывать прямое влияние на цену своего товара и косвенное - на цены других схожих товаров. Противодействием этому влиянию может служить лишь прямая и косвенная конкуренция со стороны других поставщиков данного или схожего товара, которые
пользуются правом свободного входа на рынок сбыта и свободного из него выхода.
Олигополистический рынок. Это рынок, на котором функционирует несколько крупных поставщиков, контролирующих поставки значительной части конкретной продукции. Поэтому данная конкретная отрасль производства не является монополизированной. Действие каждой отдельной фирмы вызывает ответные конкурентные действия других фирм - участников этого рынка.
Характерной особенностью олигополистического рынка является стремление всех его участников удерживать стабильные цены, маневрируя объемами поставок. Для этого типа рынка возможны взаимные соглашения между основными фирмами-поставщиками, регламентирующие условия продаж товаров, - так называемые картельные соглашения. Они согласовывают объемы поставок с целью удержания цен на желаемом уровне, а также возможные изменения цен.